Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Театрализованная деятельность

Соловьева Екатерина Владимировна

Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личностного становления ребенка. В развитии способностей детей помогает театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры. Они способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывает яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Театрализованные игры – это универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения. Ведь дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то превращаться. Поэтому актуально использовать разнообразные театрализованные игры в воспитательно-образовательном процессе.еатрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Его речь становиться более яркой, эмоциональной. Дети стали лучше запоминать потешки, стишки, пальчиковую гимнастику начали заканчивать последние слова в знакомых ранее фразах. Театрализованные игры влияют и на физическое воспитание, например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с солнышком, ветерком, елочкой, и др. по сюжету сказки.В зарядке мы можем использовать маски, нагрудники и др атрибуты из театрального уголка.
Формируется эстетический вкус (дети наряжаются в костюмы смотреться в зеркало им это нравиться у них вызывает это восторг они более эмоционально начинают подражать персонажам) Развиваются творческие способности (мимика, жесты, эмоции, звукоподражание персонажу).
Прежде всего, необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Перчаточные и другие куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.Театрализованная деятельность в ясельной группе позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка,                    интелектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.Наблюдая за детьми в ясельной группе, я заметила, как наши малыши внимательно и с интересом смотрели показываемые мною потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, а потом с удовольствием все то, что видели повторяли, так как театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Благодаря таким игровым действием наши ребята начали говорить, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка.Ни для кого не является секретом, что дети ясельной группы имеют свои особенности: разговорная речь не многочисленна, ориентировка в пространстве затруднена. Но возможность организовать самые простые постановки есть. При сопровождении речью взрослого, дети активно выполняют действия и разговаривают запомнившимися фразами. Детям ясельной группы сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы,  изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.Элементы театрализованной деятельности необходимо включать во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс «я не умею». Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Благодаря использованию театрализованной деятельности в процессе развития и воспитания дошкольников ясельной группы:
1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, рече-двигательного.
4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, интонационная сторона речи.
5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
7. Происходит коррекция поведения.
8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Таким образом, можно сделать вывод, что влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей ясельной группы, да и дошкольников в целом -  неоспоримо. В результате целенаправленного использования театрализованной деятельности дошкольники приобретают речевые навыки, на основе которых становится возможным построение связных высказываний, развитие мышления, памяти, воображения. Речь детей становится эмоциональнее, выразительнее и содержательнее. Анализируя собственный опыт работы в данном направлении, могу твердо сказать, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.

КАРТОТЕКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

Театрализованная игра по сказке  «Курочка Ряба».

Цель: Цель: Развитие творческих способностей у детей посредствам театрализованных игр.

Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, дослушать  воспитателем отдельных слов и фраз. Вызвать эмоциональный отклик у детей.

Материал: Настольный театр резиновых игрушек, «Чудесный мешочек»,  

Декорация для показа сказки.

Ход игры: Дети достают из «Чудесного мешочка» персонажей сказки

 ( в нужный момент), воспитатель рассказывает и показывает сказку.

Побуждает детей повторять несложные фразы сказки.

При повторной игре можно игрушки оставить в руках у детей и предложить им самим стать героями сказки, и сыграть роль своего персонажа

 ( с помощью воспитателя).

Театрализованная игра по сказке «Колобок».

 Цель: Развитие творческих способностей у детей посредствам театрализованных игр.

Закреплять в речи названия животных и их признаков; расширять активный словарь: круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый и т. д.

Материал: Любой театр ( настольный, би-ба-бо, ковралин), декорации к показу сказки.

При повторной игре можно игрушки оставить в руках у детей и предложить им самим стать героями сказки, и сыграть роль своего персонажа

 ( с помощью воспитателя).

  Игра в сказку «Теремок».

Цель: Развитие творческих способностей у детей посредствам театрализованных игр.

Оборудование:

Маски героев сказки, книжка с текстом сказки, плоскостной театр (ковралин).

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, чтение сказки, показ настольного театра.

                              Ход игры.

В-ль. Ребята давайте сегодня поиграем в театр и покажем сказку «Теремок». А кто герои сказки?(ответы). Кто будет мышкой? Самостоятельное распределение ролей. А теперь надо построить теремок. Всё готово, начинаем наш спектакль.

В-ль. Стоит в поле теремок. Он не низок не высок. Вот по полю мышка бежит, увидела теремок  и стучит.

Слова героев.(все друг за другом).

В-ль.

Дружно жили не тужили

Печку в домике топили

Мишка домик развалил

Чуть друзей не раздавил

Звери плачут и грустят.

Медведь.

Друзья не переживайте давайте вместе построим новый теремок.

В-ль.

Стоит в поле теремок

Очень , очень он высок

Без веселья здесь нельзя,

В теремке живут друзья.

Вот и сказки конец, а кто слушал и смотрел вам понравилось.

Игры–стихи.

Цель: Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Вместе.

Кот играет на баяне, Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе. Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать. Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

Туча.

Туча по небу плывет,

И грозу с собой несет.

Ба-ба-бах! Гроза идет!

Ба-ба-бах! Слышны удары!

Ба-ба-бах! Грохочет гром!

Ба-ба-бах! Нам страшно стало!

Мы скорей все в дом идем. И грозу мы переждем.

Показался солнца лучик. Солнце вышло из-за тучи.

Можно прыгать и смеяться. Тучи черной не бояться!

Дружный круг.

Если вместе соберемся,

Если за  руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

Хлоп-хлоп! Топ-топ!

Прыг-прыг! Шлеп-шлеп!

Прогуляемся, пройдемся,

Как лисички…(мышки, солдаты, старушки)

Мое настроение.

Настроение мое каждый день меняется,

Потому что каждый день что-нибудь случается!

То я злюсь, то улыбаюсь,

То грущу, то удивляюсь,

То, бывает, испугаюсь!

То бывает посижу,

помечтаю, помолчу!

Умываемся

Кран откройся. Нос умойся,

Воды не бойся! Лобик помоем,

Щечки помоем. Подбородочек,

Височки помоем. Одно ухо, второе ухо —

Вытрем сухо! Ой, какие мы чистенькие стали!

 

А теперь пора гулять.

В лес пойдем мы играть,

А на чем поедем— вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус, велосипед.) (И едут.)

Стоп! Дальше ехать нам нельзя,

Шины лопнули, друзья. Будем мы насос качать,

Воздух в шины надувать. Ух! Накачали.

Кошки-мышки

Эта ручка — Мышка,

Эта ручка — Кошка,

В кошки-мышки поиграть

Можем мы немножко. Мышка лапками скребет,

Мышка корочку грызет. Кошка это слышит

И крадется к Мыши. Мышка, цапнув Кошку,

Убегает в норку. Кошка все сидит и ждет:

«Что же Мышка не идет?»

Зверята.

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Выпученные глаза,

Говорит она: «Ква-ква!»


Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем

Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

Ход игры:

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:

«Где вы были, мальчики и девочки?

Что вы делали?»

Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,

а что делали — покажем».

Дети показывают действия, которые придумали.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.

Кругосветное путешествие

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение

 

Превращения предмета

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры.

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

 

Бабушка Маланья

Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры.

Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки,           (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей!                          (Останавливаются и с по-

С такими глазами,                    мощью мимики и жестов изо-

С такими ушами,                      бражают то, о чем говорит-

С такими носами,                     ся в тексте.)

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,                          (Присаживаются на корточ-

Целый день сидели.                  ки и одной рукой подпирают

На него (нее) глядели,              подбородок.)

Делали вот так…                       (Повторяют за ведущим лю-

бой жест.)

 

https://nsportal.ru
https://ped-kopilka.ru
https://infourok.ru
https://педпроект.рф

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»