Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитателю о работе с семьей:
аспекты успешного взаимодействия

Большакова Татьяна Юрьевна,
старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 58
Калининского района Санкт-Петербурга
 
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но, прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С. Макаренко
 
Необходимым условием совершенствования воспитания детей является повышение эффективности воздействия всех структур воспитательно-образовательной системы, в которой семье принадлежит одно из главных мест. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
Семья с раннего возраста направляет, волю, сознание и чувства ребенка, под руководством близких он приобретает свой первый опыт, навыки жизни в обществе. В семье у него формируются основы мировоззрения, усваиваются нравственные нормы поведения, определяются отношения к людям, к их делам.
Детский сад — первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Формы и методы организации этой работы разнообразны: лекции, родительские собрания, конференции, индивидуальные конференции, тренинги, родительские чтения, диспуты и дискуссии, ролевые игры, практикумы, семинары. Родительские собрания являются одной из наиболее популярных форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи, она направлена на повышение педагогической образованности родителей. В течение учебного года должно пройти не менее четырех собраний: установочное, два тематических и итоговое. Тематические собрания должны быть посвящены рассмотрению актуальных педагогических проблем и нахождению путей их решения. Цель родительских собраний — осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном детском коллективе. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Элементами подготовительного этапа родительского собрания являются: выбор темы (она должна соответствовать потребностям и интересам большинства родителей и быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность); определение целей; изучение литературы по теме; проведение анкетирования (использовать экспресс - методики. Каждый родитель обрабатывает тест самостоятельно по инструкции. Можно использовать шкалы (активность, актуальность, настроение). Простейшие анкеты, устные опросы). Далее необходимо провести определение вида (собрания-беседы на воспитательные темы собрания, по обмену опытом воспитания детей в семье, собрания-консультации), формы, этапов встречи, способов и приемов совместной работы участников; организовать приглашение родителей; продумать и разработать памятки и рекомендации, а также оформление места встречи и оборудование, которое может вам пригодиться. Организация пространства, имеет немаловажную роль, в процессе общения с родителями. Необходимо продумать расположение участников, расстояние между ними. Рассмотрим четыре варианта расположения участников родительского собрания: Расположение участников друг против друга: если мотивом общения выступает соперничество, то люди располагаются напротив друг друга. Такое расположение эффективно тогда, когда предстоит обсуждение, дискуссия, участники которой придерживаются противоположных точек зрения. Треугольник: такое расположение эффективно при обсуждении вопросов, требующих равного вклада, когда необходимо прийти к общему мнению, организовать диалог. Ведущий выполняет функцию посредника. Круглый стол: используется для обсуждения проблем, требующих выражения мнения, организации дискуссии. Наиболее гармоничное расположение участников. Полукруг или полуоборот: эффективны, когда основной мотив – сотрудничество. Формы проведения родительских собраний могут быть: коллективными и индивидуальными; традиционными и нетрадиционными. Основой взаимодействия воспитателя (педагога) и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы образовательных учреждений; воспитатель – основной субъект воспитательной работы с родителями воспитанников. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании личности дошкольника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды.
Воспитатель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого ДОУ. Вовремя и правильно найденное слово, желание и умение помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет иногда гораздо больше сближает воспитателя с семьей и укрепляет его авторитет, чем прочитанная лекция или квалифицированная консультация. Очень важна форма проведения беседы. Каждый участник должен уметь не только говорить, но и слушать. В индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка.
Учитывая уровень физического, умственного, нравственного и эстетического развития каждого воспитанника своей группы, педагог должен дифференцированно подходить к отбору методов и приемов воздействия на ребенка. На основании своего опыта, используя формы индивидуальной работы, воспитатель имеет возможность дать родителям совет, как дома проводить работу по исправлению какого-либо недостатка или выработке той или иной черты характера, навыка у ребенка.
Особое внимание следует уделять такой действенной форме взаимодействия с семьей, как посещение родителями детского сада («Дни открытых дверей»), непосредственное знакомство родителей с работой детского сада в различных режимных моментах. Дни открытых дверей не только средство удовлетворения естественного интереса родителей к тому, как живут их дети в детском саду, это прежде всего знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми, тоном, речью, обращенной к ребенку, многому может научить родителей.
При организации дня открытых дверей необходимо прежде всего тщательно продумать и наметить содержание работы на этот день. В зависимости от возраста детей и интересов родителей к тому или иному разделу работы воспитатели планируют, на чем сосредоточить внимание в процессе просмотра. В младших группах это прежде всего режимные моменты (как малыши быстро и аккуратно едят за столом, ложатся в постель моют руки и одеваются на прогулку…), закаливающие процедуры; внимание родителей необходимо обратить на проведение систематических занятий; остановить их внимание на значение игры для всестороннего развития детей. В средних группах необходимо показать родителям, как дети осваивают навыки трудовой деятельности (в рамках программы воспитания), как учатся помогать и уступать друг другу, общению в коллективе; обратить внимание родителей на формирование и развитие нравственных качеств ребенка. В старших и подготовительных к школе группах необходимо показать родителям не только как дети готовятся к школе в процессе занятий и повседневной жизни, остановите их внимание на особенностях, характеризующих детей этого возраста, на достижениях и возможностях.
После просмотра с родителями проводится беседа, в которой они обмениваются мнением об увиденном, получают советы и рекомендации, как использовать опыт воспитателей в семье.
На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.
ФГОС ДО предусматривает, что непосредственная образовательная деятельность детей дошкольного возраста может быть организована как совместная деятельность взрослого и ребенка, поэтому важным осуществлять взаимодействие с семьями детей дошкольного возраста через такую форму работы как мастер-класс. Эта форма взаимодействия дает ребенку возможность ощутить себя на равных со своими родителями. Взрослый вместе с ребенком может получить новые знания и освоить новые технологии. А совместное творчество доставляет ни с чем несравнимую радость.
Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.
На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения. Темы для мастер-классов подбираются с учетом общих интересов, по результатам анкетирования.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности детей это игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, ориентация в пространстве и моторика, память и внимание, воображение и речь, логику и абстрактное мышление, а также повышается любознательность, познавательную и двигательную активность, самостоятельность, внимание, память, ловкость, дисциплинированность. Кроме того, игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта.
Интересной темой для мастер-класса (воспитатели-дети-родители) может быть «Игры, которые объединяют». На таком мастер-классе могут быть представлены различные игры как воспитателями, так и родителями.
Игры с родителями – неотъемлемая часть развития детей. Польза от этого огромная. Совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений и взаимопонимания в семье, сплачивают семью, сближают родителей и детей. Главная задача игр для всей семьи – собрать вместе за одним столом большое количество людей различного возраста, с различными интересами и способностями. Проще говоря, детей разных возрастов и взрослых. В наш век виртуальных развлечений это становится особенно сложной задачей. Задача воспитателя заинтересовать родителей и детей такими играми.
При работе с каждым дошкольным возрастом педагог ДОУ сам выбирает форму взаимодействия с семьёй воспитанников.
Использование данных методических рекомендаций позволит, обеспечить успешное взаимодействие с участниками воспитательно-образовательных отношений. 
 
Используемая литература:
Е.С. Евдокимова «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника»
С.В. Глебова «Детский сад- семья: аспекты взаимодействия»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»