Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание у дошкольников толерантного
отношения к людям с ограниченными возможностями

Лебедева Анна Викторовна
Воспитание толерантности - одна из целей, поставленных государством перед его образовательными институтами. В системе отечественного образования сложилась система разлома двух педагогических эпох и перехода от традиционной, учебно - дисциплинарной педагогики к педагогике толерантности, ненасилия, партнёрства, сотрудничества  и сотворчества.
   В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путём развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.  
Практика показывает, что в настоящее время здоровые дети не достаточно готовы принять особенных детей. Именно поэтому одна из приоритетных задач нравственного воспитания сегодня ‒ формирование у дошкольников толерантного отношения к сверстникам с особенностями психофизического развития.
Отношение к особенным детям чаще всего бывает пренебрежительным или безразличным, ровесники зачастую просто не умеют общаться, играть с ними вместе. Поэтому формировать у детей способность откликаться на огорчения, затруднения сверстников, оказывать им помощь, проявлять сочувствие необходимо именно в дошкольном возрасте. Потребность в этой работе продиктована возрастом и индивидуальными особенностями дошкольников. Им характерна активность, любознательность, инициативность, и, в то же время, у них наблюдается слабая произвольность поведения, им присуща эмоциональность, импульсивность, эгоцентричность. К тому же, в дошкольном возрасте начинают появляться негативные проявления, которые можно отнести к категории нетерпимости: агрессивное поведение, насмешки, отчуждение, бойкот, превосходство над другими, желание самоутверждения любым доступным путём. Это приводит к неоправданным действиям по отношению к сверстникам. Таким образом, формирование межличностного толерантного отношения у дошкольников к ровесникам затруднено в силу возраста и чрезвычайно ограниченного опыта детей.
Формирование толерантного отношения дошкольников к детям с ОВЗ должно осуществляться комплексно и предусматривать создание необходимых педагогических условий. Одним из таких условий, выступает поэтапно организованный процесс формирования у старших дошкольников межличностной толерантности к детям с ОВЗ.
В структуре формирования толерантного отношения в дошкольном возрасте можно выделить следующие этапы: 
1)информационно-познавательный (когнитивный): это этап осознания полученной информации с последующим обсуждением. Ребёнок получает информацию о многообразии и отличиях людей в мире, об особенностях детей с ОВЗ, их возможностях и ограничениях, о помощи, которая им требуется, о приспособлениях, нужных им для жизни.
На первом этапе можно использовать:
а) наглядные методы: рассматривание картинок и их обсуждение, просмотр фильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире, просмотр мультимедийных презентаций;
б) вербальные методы: беседа, рассказ воспитателя, чтение воспитанникам художественной литературы; 
2)эмоционально-оценочный: этап формирования отношения к особенным детям: происходит закрепление полученных ребёнком знаний и представлений, формирование на их основе эмоционально-оценочного отношения к детям с ОВЗ, понимание и формирование положительной оценки этих детей. На данном этапе нужно выработать у дошкольников позитивные оценки к людям, вне зависимости от цвета кожи, внешности или особенностей психофизического развития, ко всему, что окружает ребёнка, в соответствии с нравственными устоями общества. У детей формируются такие важные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уважение, милосердие, сочувствие и сопереживание.
На втором этапе целесообразно использовать:
а) личный пример значимых взрослых;
б) целенаправленное наблюдение, которое организовано педагогом с последующим обсуждением;
в) совместное обсуждение различных жизненных ситуаций;
г) чтение художественной литературы соответствующей тематики; 
3) этап формирования устойчивого толерантного отношения к детям с ОВЗ: происходит формирование устойчивого толерантного поведения, а также самостоятельное оценивание ребенком собственных действий и поступков, обращенность на самого себя. Необходимо, научить детей анализировать свои собственные поступки, осознавать, что от поведения каждого из них зависит очень много. Детям надо показать пути противостояния жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого; встать на чью-либо сторону; если возникает такая необходимость, защитить не только свои интересы, помочь (подготовить подарки друзьям, позаботиться о заболевшем, помочь слабому). Ребенка необходимо научить организовывать взаимодействие с партнером независимо от какихлибо его особенностей (в том числе особенностей здоровья). Воспитанник учится сочувствию, сопереживанию, эмоциональной саморегуляции, толерантному поведению. Безусловно, этот этап самый не простой и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью.
На третьем этапе можно использовать:
а) игровую и практическую деятельность;
б) поощрение в случае проявления ребенком межличностной толерантности;
в) создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.
 
Следующее необходимое условие ‒ создание в дошкольном учреждении предметно-пространственной среды, содержание и наполняемость которой будут направлены на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ. Реализация этого условия предполагает создание уголков толерантности, в которых размещён
  • информационно-познавательный материал (художественная литература; разнообразный иллюстративный материал; энциклопедии; видео материалы т.д.);
  • пособия, дидактические игры, подборка мультипликационных и диафильмов, способствующих воспитанию дружелюбия, доброжелательности, сплоченности;
  • а так же атрибуты и декорации для проигрывания разнообразных ситуаций, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, в которых дети учатся на практике толерантному взаимодействию.
  • Особое значение в формировании толерантного сознания и поведения ребенка имеет семья.
Поэтому следующим условием, которое помогает формированию у дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ, выступает организация эффективного взаимодействия педагогического коллектива с родителями воспитанников. Одной из проблем, с которыми сталкивается ДОО, является нежелание родителей здоровых детей воспитывать их совместно с особенными детьми. Семья даёт ребёнку первый опыт социализации. Именно родители дают ребёнку навык взаимодействия с людьми, в семье ребенок получает первые уроки общения, учится принимать мнение окружающих, с уважением относиться к своим близким. Личный пример родителей, родственников чрезвычайно важен при освое- нии ребёнком опыта толерантного поведения .
Проблема межличностной толерантности ‒ общая для педагогов и родителей. Семья во многом способна помочь ДОО. Но зачастую именно родители сеют зерна враждебности, неприязни, даже не замечая этого. Многие родители стараются ограничить общение своих детей с особенными детьми, часто протестуют из-за пребывания в их группе особых детей и транслируют подобные установки собственным детям. Родители «обычных» детей испытывают тревогу из-за того, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать воспитателя и детей, это снизит уровень знаний, ухудшит дисциплину. Поэтому целенаправленную работу необходимо проводить с родителями воспитанников, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Личный пример взрослых воспитывает у детей чувство уважения к другим взглядам. Очень сложно сформировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают сами родители. Просвещение родительского сообщества должно занимать архиважное место в работе воспитателя. Многочисленные формы педагогического просвещения (лектории, индивидуальные и групповые консультации, тренинговые занятия, встречи со специалистами, распространение памяток, оформление стендов, публикации в средствах массовой информации, в сети Интернет) помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг другу. Кроме того, следует привлекать родителей к совместной с детьми и педагогами социально значимой деятельности по формированию у детей толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ. Это могут быть совместные праздники, экскурсии, развлечения, Дни открытых дверей, круглые столы, творческие выставки, тематика которых соответствует проблеме формирования толерантного отношения. Взаимодействие ДОО с семьей является ведущим в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и общества. Такая слаженность в работе детского сада и семьи ‒ важнейшие условие гармоничного воспитания ребенка и формирования у него нравственных форм поведения.
Воспитание толерантности ‒ длительный и не простой процесс, он не ограничен рамками дошкольного периода. В период дошкольного детства нужно начинать формирование толерантного отношения, но окончание этого процесса зависит от очень многих факторов.   

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»