Значение игрушки в развитии личности
детей дошкольного возраста
воспитатель ГБДОУ детский сад № 1
Московского района Санкт-Петербурга
Игры детей – вовсе не игры, а правильнее
смотреть на них как на самое значительное
и глубокомысленное занятие этого возраста.
М. Монтель
Довольно часто взрослые не придают серьезного значения детской игрушке, а ведь она предназначена не только для досуга и развлечений. Следует отметить, что игрушка способствует социализации человека в обществе, позволяет формировать личность ребенка, передает социокультурный исторический опыт.
Как указывала Н.К. Крупская, каждый ребенок нуждается в игре, эту потребность можно объяснить тем, что таким образом ребёнок стремится познакомиться с окружающим, подражая взрослым и проявляя активные действия [5].
В ряде исследований, основанных на изучении игровой деятельности дошкольников (Е.А. Флериной, Е.А. Коссаковской, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой и др.), показано значение игрушки в развитии познавательной активности детей, любознательности, сенсорных способностей, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и др. [2; 3; 5]. Кроме того, доказано, что необходимо дифференцировать игрушки по возрастам и обучать детей игровым действиям с ними. Помимо этого, игрушка служит для ребенка носителем информации.
Игрушка – это особенный предмет, который предназначен для игры и реализации других видов детской деятельности. Игрушка является достаточно разнообразной по типам, материалам, технике создания, предназначению, соответственно возрасту и воспитанию. При таком многообразии игрушек в них, в первую очередь, отображены настоящие вещи и предметы, с которыми воспроизводит действия ребенок. В условности изображения предмета отражаются его типичные черты, которые отличают один предмет от другого.
Игрушка, по мнению большинства ученых, - важнейшая составляющая любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Через игрушку происходит передача детям самой сущности отношений людей, сложного «устройства» мира. Другими словами, игрушка – это как бы «игривое зеркальце» жизни и фантазии, бытия и сознания, способна отобразить специфику окружающего мира: социума, природы, рукотворного мира, технического прогресса, информации, др. Так как игрушка – это предмет культуры, она представлена в ней носителем социально-культурной информации. Ведь ей свойственны разнообразность и неограниченность форм, поэтому её роль заключается в предназначении быть предметом для игры. Игрушка также является духовным образом хорошей жизни и хорошего мира, а также прообразом представлений о добре - истинном или ложном. Истинная игрушка утверждает добро и определяет отличие добра от зла. Дошкольник искренне любит свою игрушку, делится с ней своими секретами, переживает вместе с ней свои эмоции, бережет и защищает ее.
Таким образом, игрушка – это атрибут для детской игры и вместе с тем, важное педагогическое средство, имеющее огромное воспитательное и развивающее значение [1]. В детской игре игрушка выполняет ключевую роль: позволяет моделировать, отображать реальные действия взрослых (шоферу нужен автомобиль, летчику – самолет). В этом и есть её главное назначение: выполнение активных действий, самореализация, выражение собственных мыслей и чувств [5]. Хорошая игрушка мотивирует ребенка к размышлениям, ставя перед ним разнообразные игровые задачи, и тем самым развивая инициативу и познавательные способности. Например, техническая игрушка демонстрирует устройство конкретного автомобиля или велосипеда, способ приведения его в движение, т.е. знакомит с элементами механики.
Строительный материал и конструкторы, модели для изготовления самодельных игрушек развивают творческие конструктивные способности, стимулируют развитие пространственной ориентировки и логическое мышление. Особое место в этом смысле принадлежит Лего-конструированию и робототехнике, освоение которых значительно расширяет технические познания дошкольников и, в силу их огромного развивающего потенциала, сегодня представляет одно из перспективных направлений дошкольного образования [4; 7].
Главная особенность любой игрушки заключается в том, что в ней в обобщенном виде заложены типичные черты, свойства предмета, в соответствии с которыми ребенок в игре может воспроизвести те или другие действия (кукла - обобщенный образ человека; автобус, трамвай - обобщенные образы транспорта; медведь, волк - обобщенные образы животных). Игрушки таким образом способны расширять детский кругозор, стимулировать интерес к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развивать самостоятельность, творчество, ловкость, воспитывать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения, способность к согласованным со сверстником действиям, умение управлять своим поведением [6].
Итак, игрушка является предметом детских забав и развлечений, служит для развития умственных, нравственных, физических и эстетических способностей, то есть способствует разностороннему развитию ребёнка. Она помогает ребёнку познать окружающую действительность, способствует развитию его мышления и речи, пробуждению творческой инициативы [5].Игрушка как часть общечеловеческой культуры наиболее педагогически ценна, так как позволяет развить всесторонне гармоническую личность дошкольника.
В основу классификации игрушек положены психофизиологические особенности развития детей в различном возрасте. Дети разных возрастных категорий отличаются уровнем умственного и физического развития, разной степенью проявления интересов к окружающей среде, поэтому правильный подбор игрушек в соответствии с возрастными особенностями ребенка весьма важен в деле воспитания детей.
По возрасту детей игрушки принято условно делить на три группы: для детей ясельного возраста (до 3 лет), дошкольного (от 3 до 7 лет) и школьного (от 7 до 17 лет).
Для детей ясельного возраста рекомендуются различные подвески, яркие шары и погремушки, резиновые и пластмассовые кольца, платформы на колесах, ходилочки, каталки, куклы голыши фигуры животных. Для более старшего ясельного возраста предназначены разные пирамиды, разборные деревянные игрушки, кубики, тележки, лошадки на колесах, автобусы, мячи разных размеров, куклы разные, фигуры животных, птиц, песочные наборы и т. п.
Дошкольный возраст, принято делить на младший (от 3 до 4), средний (от 4 до 5 лет) и старший (от 5 до 6 лет включительно).
Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуются сравнительно несложные сенсорно-моторные игрушки, сюжетно- образные, некоторые дидактические материалы, музыкальные игрушки и игрушки-забавы.
Для детей среднего дошкольного возраста рекомендуется тот же набор игрушек, но более усложненный.
Для детей старшего дошкольного возраста выпускают игрушки более сложной формы и в более широком ассортименте. Кроме того, им рекомендуются политехнические, трудовые и театрально-художественные игрушки.
Но существует ещё одна, не менее важная группа — предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее — мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д. Введение этих предметов целесообразно с 2–3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации.
Однако сегодня становятся все более популярными среди детей игрушки, представляющие угрозу для неокрепшей психики дошкольников (скелетоны, вампиры, ведьмы и т.п.), в которых дети знакомятся с демоническими образами, отражающими злодеев и монстров. Подобные образцы антиигрушек способны передать детям только отрицательные стороны и негативно повлиять на их психическое развитие. Игрушка должна быть не только привлекательной и яркой, но и нести в себе определенный смысл, оказывать положительное влияние, приносить радость, вызывая эмоциональное отношение. Игрушка (кукла, медвежонок или собака) должна быть хорошим другом, обеспечивать своему хозяину защиту и безопасность. Это очень важно, поскольку, как уже выше отмечалось, есть игрушки, негативно воздействующие на эмоциональную сферу детей, вызывая агрессию или страхи. Таких игрушек не должно быть.
В целом, соблюдая требования к детской игрушке и осуществляя грамотный их отбор в соответствии с возрастом, особенностями и интересами конкретных детей, возможно реализовать образовательные задачи и обеспечить оптимальные условия для развития всех сторон личности дошкольника.
Выводы. Игрушка – неотъемлемая часть любой игры. Хорошая игрушка способна пробудить в ребенке лучшие нравственные качества, интерес к общению со сверстниками, активизировать его познавательные интересы через решение проблемных игровых ситуаций, тем самым обеспечить развитие его личностных и творческих способностей. Возникнув много тысяч лет назад, детская игрушка постепенно видоизменялась и совершенствовалась, не потеряла своей актуальности, и сегодня по-прежнему занимает особое место в жизни каждого ребёнка.
- Бывшева М.В., Ханова Т.Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 22.
- Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1980. – 64 с.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Т.А. Марковой– М.: Просвещение, 1982. – 129 с.
- Сунеева И.В., Ханова Т.Г. Методическое сопровождение внедрения робототехники и легоконструирования в образовательный процесс ДОУ // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. – Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина. – 2018. – С. 365-368.
- Флерина Е.А. Игра и игрушка. М.: Просвещение, 1973. – 56 с.
- Ханова Т.Г., Вавилова В.С. Особенности современной субкультуры детской игры // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 11. - С. 108-110.
- Ханова Т.Г., Кольцова И.Н., Сунеева И.В. Необходимость внедрения робототехники и легоконструирования в дошкольные учреждения // Современные проблемы педагогического образования. –2017. – Вып. 57. – Ч. IV. – С. 203-210.