Аналитическая справка о результатах личного
участия в создании развивающей
предметно-пространственной среды
Тарасова Надежда Олеговна,
воспитатель ГБОУ школа-интернат №16
(структурное подразделение: дошкольное)
Пушкинского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБОУ школа-интернат №16
(структурное подразделение: дошкольное)
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Цель: изучение условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирования творческой, инициативной личности ребенка в процессе реализации ФГОС ДО.
Характеристика группы/контингент детей.
В группу ЛИН№6 дошкольного отделения ГБОУ Школы-интерната № 16. принимаются дети от 5 до 7 лет с диагнозом легкая интеллектуальная недостаточность.
На период составления аналитической справки в группу зачислено семь мальчиков и одна девочка.
Все воспитанники группы относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья и имеют статус ребенок-инвалид.
Дети в группе имеют неустойчивое внимание, ограниченные возможности его распределения, низкий уровень концентрации внимания. Воспитанники повышено возбудимы, эмоционально неустойчивы, страдают отсутствием внимания, пониженной обучаемостью.
Воспитательный процесс направлен на углубляющую проработку социализации. Дополняя и обогащая новыми задачами, целями и способами деятельности. На начальном этапе коррекционной работы важно формировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции.
1.Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Развивающая предметно-пространственная среда группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы, а также учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
Демократический стиль общения воспитателя Тарасовой Надежды Олеговны с детьми помогает создать психологический комфорт и обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Педагогом создана обстановка, приближенная к домашней.
Организация развивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС ДО и нашей адаптированной образовательной программой. При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей
Характеристика группы/контингент детей.
В группу ЛИН№6 дошкольного отделения ГБОУ Школы-интерната № 16. принимаются дети от 5 до 7 лет с диагнозом легкая интеллектуальная недостаточность.
На период составления аналитической справки в группу зачислено семь мальчиков и одна девочка.
Все воспитанники группы относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья и имеют статус ребенок-инвалид.
Дети в группе имеют неустойчивое внимание, ограниченные возможности его распределения, низкий уровень концентрации внимания. Воспитанники повышено возбудимы, эмоционально неустойчивы, страдают отсутствием внимания, пониженной обучаемостью.
Воспитательный процесс направлен на углубляющую проработку социализации. Дополняя и обогащая новыми задачами, целями и способами деятельности. На начальном этапе коррекционной работы важно формировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции.
1.Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Развивающая предметно-пространственная среда группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы, а также учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
Демократический стиль общения воспитателя Тарасовой Надежды Олеговны с детьми помогает создать психологический комфорт и обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Педагогом создана обстановка, приближенная к домашней.
Организация развивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС ДО и нашей адаптированной образовательной программой. При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей
- Двигательную активность
- Реализацию образовательных программ
- Трансформируемость
- Полифункциональность
- Вариативность
- Доступность
- Безопасность
- Соответствие возрасту
Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы, как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность.
Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения. Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи и контейнеры для игрового материала. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.
РППС содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать при минимальной помощи взрослых. На открытых полках, в непосредственной доступности находятся:
Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения. Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи и контейнеры для игрового материала. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.
РППС содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать при минимальной помощи взрослых. На открытых полках, в непосредственной доступности находятся:
- Речевое развитие: Дидактические игры, настольно-печатные дидактические игры, лото, разрезные картинки (2-4 части), кубики, пазлы, домино. Предметы, игрушки для развития мелкой моторики, тактильных ощущений, правильного дыхания. Детские книги по программе и любимые книги для детей.
- Физическое развитие: Набор модулей (кубы). Коврик массажный со следочками. Мячи резиновые (комплект крупных средних и мелких мячей). Комплект разноцветных кеглей.
- Познавательное развитие: Пирамидки разной формы, величины, цвета. Мозаика с крупногабаритной основой, образцами изображений и крупными фишками, матрёшки, пазлы. Набор кубиков, кирпичиков. Дидактические игры: «Подбери пару», «Собери бусы», «Весёлые палочки», «Большие и маленькие», «Геометрическое лото», «Один-много», «Разноцветные прищепки», «Найди пару», «Подбери по размеру», шнуровки. Пластмассовый, деревянный строительный материал. Транспорт (крупный, средний, мелкий). Наборы для конструирования разного размера.
- Художественно-эстетическое развитие: Раскраски. Цветная и белая бумага, картон. Трафареты, штампы. Иллюстрированный материал. Цветные карандаши, восковые мелки. Детские музыкальные инструменты (бубен, погремушки, колокольчики, пианино). Иллюстрации.
- Социально-коммуникативное развитие: Набор для ухода за комнатными растениями. Леечки, фартуки. Картинки о природе, диких и домашних животных. Дидактические игры: разрезные картинки. Макеты.
Игры, пособия, мебель в группе полифункциональные и пригодны для использования в разных видах детской активности. Стаканчики-вкладыши используются для развития мелкой моторики (расфасовывание мелких предметов), для сравнения по размеру, форме. Стаканчики-непроливайки используются и для воды, и для изучения цвета, для экспериментальной деятельности. Бросовый материал (крышки, баночки, трубочки) используются для экспериментирования, для пальчиковых игр. Шнуровки используются для развития мелкой моторики, а также для изучения понятий «длинный, короткий, длиннее, короче».
Игровой и наглядный материал периодически меняется в соответствии с тематикой, вносятся новые предметы и атрибуты, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей. В соответствии со временем года оформляется помещение группы. В зависимости от реализуемой темы вносится дидактический и игровой материал в разные центры. Таким образом, среда отвечает принципу вариативности.
Все игрушки в группе соответствуют гигиеническим требованиям, имеют привлекательный вид, учитывают гендерные (куклы, коляски, посуда, инструменты, машинки) и индивидуальные особенности. Материалы и оборудование безопасны, сертифицированы. Все шкафы, стеллажи закреплены.
Психологическая комфортность пребывания детей в группе обеспечена следующим:
Игровой и наглядный материал периодически меняется в соответствии с тематикой, вносятся новые предметы и атрибуты, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей. В соответствии со временем года оформляется помещение группы. В зависимости от реализуемой темы вносится дидактический и игровой материал в разные центры. Таким образом, среда отвечает принципу вариативности.
Все игрушки в группе соответствуют гигиеническим требованиям, имеют привлекательный вид, учитывают гендерные (куклы, коляски, посуда, инструменты, машинки) и индивидуальные особенности. Материалы и оборудование безопасны, сертифицированы. Все шкафы, стеллажи закреплены.
Психологическая комфортность пребывания детей в группе обеспечена следующим:
- не раздражающее цветовое решение интерьера (стены окрашены в спокойные тона светло-бежевые цвета, присутствие ярких предметов – игрушек, ярких элементов отделки);
- включением в интерьер элементов оформления, создающих приятные, позитивные ассоциации (выставка детских работ, и т.д.);
- возможностью общения детей и взрослых в совместной деятельности;
- достаточное количество времени отведено на игровую деятельность (в группе представлены все виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные и т.д.);
- личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми, наличие добрых традиций группы (празднование дней рождений детей);
- в группе организованы различные пространства (для игры, конструирования, рисования, уголок уединения), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками, оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей;
- отсутствие игрушек, провоцирующих ребенка на агрессивные действия;
- пособия, атрибуты, игры и игрушки размещены с учетом деятельного характера восприятия: все, что есть в группе, находится в свободном доступе для ребенка.
Вывод: В групповом помещении созданы условия, соответствующие духовным, познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей. Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений обуславливался максимальным обеспечением условий для развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.
2. Реализация образовательных программ дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе построена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образованияПри проектировании развивающей предметно-пространственной среды учитывается принцип интеграции: материалы из одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей.
Социально-коммуникативное развитие
1.Центр сюжетно-ролевой игры:
2. Реализация образовательных программ дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе построена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образованияПри проектировании развивающей предметно-пространственной среды учитывается принцип интеграции: материалы из одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей.
Социально-коммуникативное развитие
1.Центр сюжетно-ролевой игры:
- Изображения с ярко выраженными эмоциями (смех, слезы, печаль, радость). Различные виды театра: настольный, «живая рука». Кукольный уголок: мебель и домик для кукол, куклы разных видов и размеров, коляски для кукол, мебель для кухни, комплекты постельных принадлежностей и комплекты одежды для кукол. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Атрибуты для ряжения, Предметы – заместители.
2.Центр трудового воспитания:
- Иллюстрации с изображением взрослых и детей, которые совершают по отношению друг к другу действия: одевают, кормят, проявляют заботу.
- Предметы – заместители.
- Оборудование для хозяйственно – бытового труда, труда в уголке природы, ручного труда, труда на участке.
3.Центр безопасности:
- Дидактические и развивающие игры на темы «Правила ПДД», «Безопасное поведение на улице и дороге», «Правила поведения за столом». Набор дорожных знаков, раскраски по теме «Дорога», специальный транспорт для игр.
Воспитателем Тарасова Н.О. совместно с детьми изготовлены сказки из бумаги, картона. Пошив комплектов одежды для кукол, постельных принадлежностей. Пошив рабочей формы и изготовление атрибутов разных профессий. Изготовление из бросового материала транспорта и атрибутов для сюжетно-ролевых игр (продукты, напитки, деньги для игры «Магазин», лекарства, микстуры, карточки для игры «Больница»
Речевое развитие
1.Данная образовательная область успешно реализовывается через следующие материалы: книги в свободном доступе выставлены на книжной витрине в соответствие с речевой темой, есть подборка картинок предметных и сюжетных для рассказывания, тематический словарь в картинках «Моя семья», «Магазины», «Мой дом» и т. д. Фланелеграф, на котором размещается наглядный, сменный материал по текущей лексической теме в мягких съемных файлах; настольные игры «Найди маму», «Шесть картинок», «Что к чему?», «Уютный домик», «Логопедическое лото» и т. д. Серия демонстрационных картин «Наш детский сад»; наглядно-дидактическое пособие по развитию речи: картотека артикуляционной гимнастики, загадок, потешек, чистоговорок и т.д.
2.Педагогом совместно с учителем-логопедом создана подборка иллюстраций к произведениям детских писателей, картотека логопедических игр и артикуляционной гимнастики. Подборка раскрасок. Мнемотаблицы.
Познавательное развитие
1.Центр сенсорного и математического развития:
Речевое развитие
1.Данная образовательная область успешно реализовывается через следующие материалы: книги в свободном доступе выставлены на книжной витрине в соответствие с речевой темой, есть подборка картинок предметных и сюжетных для рассказывания, тематический словарь в картинках «Моя семья», «Магазины», «Мой дом» и т. д. Фланелеграф, на котором размещается наглядный, сменный материал по текущей лексической теме в мягких съемных файлах; настольные игры «Найди маму», «Шесть картинок», «Что к чему?», «Уютный домик», «Логопедическое лото» и т. д. Серия демонстрационных картин «Наш детский сад»; наглядно-дидактическое пособие по развитию речи: картотека артикуляционной гимнастики, загадок, потешек, чистоговорок и т.д.
2.Педагогом совместно с учителем-логопедом создана подборка иллюстраций к произведениям детских писателей, картотека логопедических игр и артикуляционной гимнастики. Подборка раскрасок. Мнемотаблицы.
Познавательное развитие
1.Центр сенсорного и математического развития:
- «Геометрическое лото», головоломки-вкладыши, счётный материал и материал для сравнения. Геометрические фигуры, различные по цвету, размеру (круг, квадрат и т.п.). Лото. Предметные и сюжетные картинки (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные и т.п.). «Сенсорный дом», «Волшебный мешочек», «Волшебный сундучок». Различные настольные игры «Часть и целое», «Логические цепочки», «Деление на части», «Пицца», сортировщики, вкладыши
- Иллюстрация бытовой техники.
- Магнитная доска. Книги и плакаты о космосе.
2.Центр экспериментирования:
- Разнообразные емкости для экспериментирования, лупа, зеркало, весы и т.д. Формочки, лопатки, леечки для игр с песком, шнуровки, ленточки, бросовый материал с просверленными отверстиями и т.д. Пособия по ознакомлению с водой.
- Оптические приборы, часы, календари.
- Набор различных веществ (соль, сахар, песок и т.п.)
3.Центр строительно-конструктивных игр:
- Формочки, лопатки, леечки для игр с песком, шнуровки, ленточки, бросовый материал с просверленными отверстиями и т.д. Конструкторы разных размеров, с разным видом крепления, вкладыши и т.д.
4.Центр природы:
- . Календарь природы, картотека прогулок, настольно-печатные игры по экологии («Ботаническое лото», лото растений и животных, «Времена года»), домино (фрукты, овощи, животные и т. д.), пазлы, контейнеры с различным природным материалом, леечки и садовый инструмент. Иллюстрации с изображением признаков сезона. Растения. Муляжи овощей и фруктов. Макеты животных.
- Инвентарь по уходу за растениями.
- Иллюстрации с изображениями животных и растений (различных мест произрастания).
5.Личное участие:
- Изготовлены пособия: «Состав числа», «Домики для палочек».
- альбомов для рассматривания
- иллюстраций «Цвет»,
- Подобрана и оформлена картотека стихов и задачек по ФЭМП.
- Изготовлены пособия по ознакомлению с водой, Собраны разнообразные предметы для экспериментирования:
- оптические приборы, часы, календари. Изготовлен набор различных веществ (соль, сахар, песок и т.п.).
- Нарисованы и оформлены Мнемотаблицы, календарь природы.
- Оформление альбома с гербарием.
- Составлена картотека прогулок.
- Придуманы, изготовлены и оформлены настольно-печатные игры по экологии.
Физическое развитие
1.Физкультурное оборудование подобрано с учетом программных задач, возрастных особенностей развития и особенностей здоровья детей. Спортивный инвентарь: мячи разных размеров, флажки, кегли, скакалки, обручи, ракетки, Мячи для массажа.
- Плакаты и иллюстрации: «Человек», «Чистота и опрятность» Картотеки подвижных, малоподвижных игр, утреней гимнастики, бодрящей гимнастики, картотека физкультминуток. Книги и печатные материалы (тело человека, я расту здоровым).
2.Личное участие:
- Подборка разнообразного музыкального сопровождения для проведения зарядки.
- Изготовление нестандартного оборудования, атрибутов и масок для подвижных игр.
Художественно-эстетическое развитие
1.Центр театрализации:
- Многофункциональный уголок, который используется как кукольный театр, где рассказываются сказки с перчаточными куклами, с деревянными фигурками персонажей по сюжету сказки. Уголок легко трансформируется в витрину аптеки, журнального киоска, театральной кассы или может стать уголком уединения.
2.Музыкальный центр:
- Картинки к песням, музыкальные игрушки, магнитофон, народные игрушки, альбом с рисунками музыкальных инструментов, аудиозаписи детских песен, классических и народных произведений.
- В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), музыкальные сказки.
- Для музыкального развития детей используются различные музыкальные инструменты (бубны, колокольчики, трещотки, маракасы), есть музыкальная шкатулка, деревянная имитация настоящих инструментов (балалайки, гитара, гармонь).
3.Центр изодеятельности:
- Репродукции картин и иллюстрации из детских книг, произведения народного искусства (деревянные матрешки, игрушки из ткани, расписная посуда, иллюстрации произведений декоративно-прикладного искусства).
- Цветные карандаши, гуашь, кисти, бумага тонкая и плотная, цветные мелки, светлая магнитная доска для рисунков детей, магнитные кнопки, трафареты, баночки непроливайки, мольберт. Имеется широкий спектр изобразительный материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
- Дидактические игры по изобразительной деятельности.
- Все для лепки, аппликации: бумага, картон разных тонов, кисточки, клей, цветная бумага, пластилин, доски, стеки.
- Шаблоны из твердого картона (силуэты изделий, которые дети расписывают Контрастные цветообразцы народных промыслов, альбомы с образцами –, хохлома, городец.
4.Личное участие:
- Изготовление игрушек для театра (вязаных, из бросового материала), изготовление картотеки портретов композиторов, изготовление флажков, султанчиков.
- Подбор музыкального сопровождения к народным подвижным играм, записей классической музыки, создана коллекция предметов, имитирующих инструменты.
- Пополнение картотеки схем рисования животных, птиц.
- Изготовление шаблонов для рисования из твердого картона (силуэты изделий-образцов).
Вывод: создана развивающая предметно – пространственная среда в группах, которая отражает содержание областей: социально – коммуникативной, познавательной, речевой, художественно – эстетической, физического развития.
4.Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Все игры и пособия в группе подобраны с учетом особенностей развития детей с ОВЗ. Воспитатель Тарасова Н.О. строит свою работу в тесной взаимосвязи с учителем-логопедом.
Игровая деятельность в нашем детском саду, является составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционную и компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через игру помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к творчеству, развивать необходимые социальные навыки. Игровая деятельность организует детей, заражает их свои настроением.
У детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам зрительным, слуховым.
Особенность работы с детьми с ОВЗ состоит: не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка; не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний; не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.
Главное и самое важное на занятиях это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым.
В занятия включаются разнообразные игры: игры на месте, малоподвижные и подвижные, сюжетные и несюжетные, игры-драматизации, хороводы. Приветствуется речевой материал в играх. Особое место в работе отводится музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий. Работа с дошкольниками с пониженным интеллектом имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся у детей нарушений, поэтому приходится вносить коррективы в подбор музыкально-дидактических игр. В творческом музицировании мы используем беззвучные и звучащие музыкальные игрушки. Большой популярностью пользуется оркестр шумовых инструментов, его значимость в том, что он включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.
Все материалы и атрибуты в группе подобраны в соответствии с сенсорными эталонами, тактильными ощущениями и особенностями зрительного восприятия детей. Для слабовидящих детей подобраны специальные упражнения компенсаторного характера, которые раскрывают детям понимание новых способов социальных контактов. С этой целью используются игры и игровые ситуации по типу: «Угадай, где позвонили?», «Назови, чем постучали?», «Кто позвал?», «Мы за плечи держим друга», «У меня- у соседа». В этих играх дети понимают практическую значимость слуха для распознания объектов в случае, когда зрение не позволяет их увидеть. Создана картотека адаптированных дидактических игр на развитие слуховой и пространственной ориентировки, cлухового внимания, укрепление мышц глаз, исключены глянцевые и бликующие поверхности пособий, учитываются размер и цвета атрибутов в группах детей с ослабленным и слабым зрением.
Для ориентировки в пространстве используются ориентиры:
- ориентиры на плоскости: коврики-цветы, лужи, снежинки, грибы, пеньки и т.д.
- объемные напольные ориентиры: кегли, обручи, конусы;
- подвесные ориентиры: зонтики, разноцветные тучки;
- тактильные пособия для коммуникативных игр и упражнений: ленты, верёвочки разной длины, «Цветной круг», состоящее из длинного разноцветного шнура, замкнутого в кольцо, оказывающее детям помощь при построении круга, отрабатывания навыка ходьбы по кругу, друг за другом, смены пары, нахождения места в кругу.
Для развивающей игровой деятельности используются:
- Яркие игровые предметы и игрушки, как контрастных цветов (зелёный, красный, синий), так и промежуточных (синий, голубой, красный, оранжевый), яркие, чёткие иллюстрации.
- Контрастные по звучанию, безопасные и удобные в использовании музыкально-шумовые инструменты: барабан, бубен, деревянные ложки с плоской ручкой, бубенцы на ручке и на прищепке, кастаньеты на длинной ручке и на резинке, колокольчики.
Для более удобного различения левой и правой сторон детям предлагаются игровые браслетики: ленточки, помпоны, листики, резиночки.
Изготавливаются театральные костюмы, удобные в использовании с учётом психо -физических особенностей детей.
Занятия и игровая деятельность группе проводятся как в групповом помещении, так и в спортивном и музыкальном залах. При необходимости есть возможность проведения индивидуальных занятий.
Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
5. Учет возрастных особенностей детей.
Особенность среднего дошкольного возраста – проявление разных темпов развития. В предметно-пространственной среде группы учтен данный аспект:
- наличие игрушек для детей с различными потребностями и уровнем развития (от простых и элементарных до интеллектуальных, соответствующих данному возрасту).
- детям свойственно копирование жизнедеятельности взрослых. Они начинают копировать действия своих родителей. Для правильного понимания использования предметов из «взрослой жизни» в группе есть игрушки, имитирующие или повторяющие их. Телефоны, коляски, пылесос, тостер, строительные и медицинские инструменты и многое другое, что может приблизить через игру детей к взрослым. Сюжетно-ролевая игра приобретает новое значение.
- дети испытывают потребность в движении. Во избежание перевозбуждения детей и предотвращения капризов, в группе создан свой уголок, где ребенок может расслабиться и снять физическую напряженность (картотека с показанными двигательными заданиями, корзина для метания в нее разноцветных многочисленных мячей, островки для перепрыгивания через воображаемую реку и т. д).
В условиях игры необходима изолированность игрового пространства от других детей, не участвующих в игре есть игровые коврики и т.д.
При поступлении ребенка в дошкольное учреждение меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Мы стараемся поддержать это его ощущение такой организацией среды, при котором ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Дети привлекаются к созданию окружающей обстановки, делятся своим мнением по поводу предстоящих действий по изменению среды. Они принимают активное участие в украшении группы, в создании различных макетов, атрибутов для сюжетных игр.
В старшем дошкольном возрасте – происходит подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка, обучению в школе, поэтому в нашей группе есть:
При поступлении ребенка в дошкольное учреждение меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Мы стараемся поддержать это его ощущение такой организацией среды, при котором ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Дети привлекаются к созданию окружающей обстановки, делятся своим мнением по поводу предстоящих действий по изменению среды. Они принимают активное участие в украшении группы, в создании различных макетов, атрибутов для сюжетных игр.
В старшем дошкольном возрасте – происходит подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка, обучению в школе, поэтому в нашей группе есть:
- Игры, развивающие внимание, память;
- Различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой (печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусы);
- Материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу;
- Игры для развития мелкой моторики, для укрепления кисти рук, пальцев.
В старшем возрасте возрастает роль книги, как источника новых знаний. В наших мини-библиотеках есть материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей:
- - детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.
Чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале:
- - в группе есть детали крупных напольных строительных наборов, ширмы, занавеси, коробки, подушки и различные предметы-заместители.
В ходе эмоционального общения на данном возрастном этапе закладываются потенциальные возможности дальнейшего развития ребенка, создается основа для формирования таких личностных характеристик, как положительное самоощущение, инициативность, любознательность, доверие и доброжелательное отношение к окружающим людям.
Все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства – макетами.
В группе присутствуют яркие предметы в виде игрушек, посуды, ярких элементов украшения. Визуальный психологический комфорт (элементы природного компонента в оформлении интерьера, обуславливающие взаимосвязь с окружающим миром в данное время года);
Вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы №6 (ЛИН) дошкольного отделения ГБОУ школы-интерната №16 обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей среднего и старшего возраста в соответствии с их особенностями, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, полифункциональная, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна. Требования к предметно-пространственной среде ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено необходимостью индивидуализации процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика данных требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые имеют неограниченный доступ к организационной технике, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования. Все требования выполнены в соответствии с реализацией ФГОС ДО.
6.Условия для инклюзивного образования.
Направление нашей работы по инклюзивной деятельности состоит в том, что мы активно взаимодействуем со здоровыми детьми, а это является необходимым и важным для получения социальной адаптации в обществе детям с ОВЗ.
В нашем ГБОУ работает инклюзивная студия «ЛЕТИ». Она создана, как творческое объединение детей общеобразовательных учреждений Пушкинского района и детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) и ТМНР (тяжелые множественные нарушения в развитии ребенка).
Наши воспитанники участвуют в организации и проведении городских общественных акций («Ангелы надежды», «Сделаем мир добрее»), посвященных формированию единого пространства социальной инклюзии.
Дети с ОВЗ совместно с другими учащимися выступают на концертах, участвуют в мастер-классах, посещают различные экскурсии и мероприятия.
Вывод: в результате проведенного анализа можно сделать вывод: предметно-пространственная среда группового помещения содержательно насышенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, создана с учетом возрастных и психофизических особенностей детей, дает возможность инклюзивного взаимодействия, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, то есть соответствует требованиям ФГОС ДО.
Все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства – макетами.
В группе присутствуют яркие предметы в виде игрушек, посуды, ярких элементов украшения. Визуальный психологический комфорт (элементы природного компонента в оформлении интерьера, обуславливающие взаимосвязь с окружающим миром в данное время года);
Вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы №6 (ЛИН) дошкольного отделения ГБОУ школы-интерната №16 обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей среднего и старшего возраста в соответствии с их особенностями, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, полифункциональная, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна. Требования к предметно-пространственной среде ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено необходимостью индивидуализации процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика данных требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые имеют неограниченный доступ к организационной технике, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования. Все требования выполнены в соответствии с реализацией ФГОС ДО.
6.Условия для инклюзивного образования.
Направление нашей работы по инклюзивной деятельности состоит в том, что мы активно взаимодействуем со здоровыми детьми, а это является необходимым и важным для получения социальной адаптации в обществе детям с ОВЗ.
В нашем ГБОУ работает инклюзивная студия «ЛЕТИ». Она создана, как творческое объединение детей общеобразовательных учреждений Пушкинского района и детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) и ТМНР (тяжелые множественные нарушения в развитии ребенка).
Наши воспитанники участвуют в организации и проведении городских общественных акций («Ангелы надежды», «Сделаем мир добрее»), посвященных формированию единого пространства социальной инклюзии.
Дети с ОВЗ совместно с другими учащимися выступают на концертах, участвуют в мастер-классах, посещают различные экскурсии и мероприятия.
Вывод: в результате проведенного анализа можно сделать вывод: предметно-пространственная среда группового помещения содержательно насышенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, создана с учетом возрастных и психофизических особенностей детей, дает возможность инклюзивного взаимодействия, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, то есть соответствует требованиям ФГОС ДО.