Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«Шарокат» как сенсомоторная модель обучения дошкольников

Карасева Ольга Александровна
Известно, что в младшем возрасте в условиях ограниченности впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», последствия которого наносят ущерб общему развитию и даже приводят к его задержке. Поэтому среда развития ребенка в детском саду - важный компонент гармоничного становления личности, она должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам.
Дидактические модели имеют особое значение для психического развития ребенка раннего возраста, так как деятельностный подход в этот возрастной период - наиболее доступная форма приобретения знаний об окружающем мире.
Модель – это система, которая замещает реальные объекты.
Под дидактической моделью мы понимаем специальным образом созданное средство для обучения детей.
Дидактические модели, способствуют формированию сенсорного восприятия малышей и позволяют разнообразить методические приемы и походы в работе с ними. Эстетические качества игрового материала, его привлекательность, доступность в эксплуатации делают неоспоримыми их дидактические возможности и в сенсорном развитии дошкольников.
«Шарокат» – это автодидактическая игрушка, то есть сама подсказывающая способ игры, (например, желобок или трубка и шарик для скатывания) или еще его можно назвать как дидактическая модель, которая является специальным образом, созданным педагогическим средством для обучения детей. Дидактические модели имеют особое значение для психического развития ребенка раннего возраста – это система средств, которая по каким-либо признакам замещает реальные объекты. Действуя с этими игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушки по форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, у него формируется процесс восприятия и складываются представления о свойствах предметов.
Поэтому, «Шарокат» – это дидактическая модель, способствующая формированию сенсорного восприятия малышей и позволяющая разнообразить методические приемы и походы в работе с ним, а эстетические качества этого игрового материала, его привлекательность, доступность и нетрадиционность в эксплуатации, делают неоспоримыми дидактическими возможностями и в сенсорном развитии младших дошкольников.
Так как, «Шарокат» - это многофункциональное сенсомоторное пособие, то цель его - это развитие сенсомоторных навыков детей, таких как – ориентировка в пространстве, формирование представлений о форме, величине, цвете, экспериментирование с предметами и т.д.
Пособие состоит из прозрачного пластика, закрепленного на подставке под углом 180 градусов и имеющей с двух сторон отверстия. Через трубку можно сыпать песок, лить воду, прокатывать шары разной величины. При использовании данного пособия ребенок учится ориентироваться на плоскости, правильно определять геометрические фигуры и их размеры.
В ходе совместной игровой деятельности дети пробуют согласовывать свои действия друг с другом и совместно экспериментировать со свойствами различных материалов.
При интересном использовании данного пособия, ребенок учится ориентироваться на плоскости, правильно определять геометрические фигуры и их размеры. В ходе совместной игровой деятельности дети пробуют согласовывать свои действия друг с другом и совместно экспериментировать со свойствами различных материалов.
Многофункциональное сенсомоторное пособие «Шарокат» - основная идея, которая объединяет изложенные материалы, - поиск и разработка новых, отличных от традиционных, условий погружения ребенка в мир ощущений, восприятий и представлений, инновационных подходов к организации детского пространства и их педагогической целесообразности.
Таким образом, лучший способ развивать и закреплять сенсорный опыт у ребенка дошкольника – это превращать любые занятия и обязанности в игру и в этом помогут педагогу нетрадиционные педагогические пособия и средства, например, такие как «Шарокат».
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Игры с «Шарокатом» доступны детям, на наглядной основе знакомят с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями о геометрических фигурах.
Для детей двух-трех лет используются игры, с помощью которых малыши учатся различать предметы по свойствам, а также осваивают понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер, толщина.
Таким образом, используя «Шарокат» в системе сенсорного развития детей двух-трех лет, закрепляются не только полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).
В результате к четырем годам дети самостоятельно смогут выделять и называть цвет, форму, размер предметов, группировать и соотносить их по выделенным свойствам, свободно уметь выделить в предмете 3-4 признака.
Сенсорное развитие - развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форму, цвет, размера, положение в пространстве).
Сенсорное развитие предполагает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха (звуковой стороны речи, способности анализировать звуковую структуру слова) и музыкального слуха.
Сенсорное развитие так же включает в себя развитие тактильной чувствительности - умения различать на ощупь качества предметов и правильно называть их (гладкий, пушистый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, холодный, теплый и др.). Одна из сторон сенсорного воспитания - развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
В условиях целенаправленной содержательной деятельности развитие ощущений и восприятий происходит успешнее, так как не только создаются благоприятные условия для этого, но и появляется потребность в овладении звуком, цветом, формой, пространственными ориентировками. Прежде чем нарисовать какой-то предмет, надо вычленить его форму, установить ее сходство с определенной геометрической фигурой; для того чтобы поиграть в веселую музыкальную игру, надо вслушаться в музыку, уловить мелодию, или силу звучания, или высоту звуков.
Для определения свойств и качеств предметов, детей учат их обследовать. Обследование - это специально организованное восприятие для последующего использования его результатов в той или иной деятельности. В процессе обследования дети учатся последовательно выделять форму, величину, пространственные отношения, цвет.
Одна из задач сенсорного развития - формирование у человека представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны - это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др.), различная высота музыкальных звуков, выраженная в звучании нот. Если ребенок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотно­сит встречающиеся ему предметы с эталонами и называет цвет, форму, величину предметов, пространственное расположение их. Обучение обследованию производится с учетом возраста детей: младшим даются предметы, более простые по форме (мячик, кубик, башенка), окрашенные в основные цвета, без излишних деталей; мелодии простые, с контрастной силой звучания, высотой звуков, темпом исполнения разных частей. Дети, с которыми последовательно проводится работа по обучению обследованию, выделяют и называют большее количество признаков обследуемых объектов. Это и есть та аналитическая деятельность ребенка, которая позволяет ему в будущем глубже вглядываться в предметы и явления, замечать их сущест­венные и несущественные стороны, видоизменять их в нужном направлении.
Начальные этапы познания обеспечиваются воспитания процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окру­жающего составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, т. е. от развитости ощущений и восприятий. Особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве. А. П. Усова указывала, что большая часть накопленного умственного багажа детей дошкольного и младшего школьного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления. Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе. Само освоение речи также имеет сенсорные основы: выделение речи как особого раздражителя, различение интонации слов, звуков обеспечиваются слуховыми и кинестетическими восприятиями.
Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание. Восприятие становится «думающим», приобретает характер наблюдения. Обобщенные и осмысленные знания ускоряют распознавание, накопление новых чувственных данных, способствуют включению этих новых данных в ранее накопленные системы. Таким образом, мышление и речь становятся условием дальнейшего сенсорного развития человека, культуры чувствен­ного познания.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»