Моя дорога в детский сад
Гаврина Ирина Викторовна ГБДОУ
методист детского сада № 23
комбинированного вида
Петроградского района Санкт-Петербурга
методист детского сада № 23
комбинированного вида
Петроградского района Санкт-Петербурга
Введение
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты, однако главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, именно поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасности дорожного движения.
Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами дорожного движения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребёнка соблюдать данные правила.
Анализ педагогических исследований Н.А. Ананьевой, В.Ф. Базарного, Е.В. Бондаревской, В.П. Озерова, В.П. Соловьева, Г.М. Соловьева и др. позволил определить различные факторы, влияющие на состояние здоровья и жизнь детей: благосостояние общества, существующая система содержания и организации образования, педагогические условия, ориентированные на укрепление здоровья и сохранение жизни ребенка, низкий уровень культуры общества, культуры здорового образа жизни и культуры безопасности.
Несмотря на то, что в современном обществе уделяется большое внимание дошкольному образованию и его влиянию на социализацию ребенка, подготовку его к безопасной жизнедеятельности, о чем свидетельствуют исследования И.А. Аршавского, Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой, Е.А. Козыревой, В.А. Петровского и др., педагогическая наука недостаточно уделяет внимания проблеме формирования представлений о правилах дорожного движения у детей, а возможности использования художественной литературы практически не рассматривались в качестве предмета самостоятельного исследования.
Это ведет к возникновению противоречия между потребностями современных родителей в безопасности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью проблемы формирования представлений о правилах дорожного движения у детей.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы возможности методических разработок как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения?
Цель исследования – теоретически изучить и апробировать возможность формирования у детей представлений о правилах дорожного движения посредством методических разработок.
Объект исследования: Представления о правилах дорожного движения у детей
Предмет исследования: Методические разработки как средство обучения детей правилам дорожного движения.
Задачи:
Во время создания работы использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный этапы психологопедагогического эксперимента, качественная и количественная обработка полученных результатов.
Экспериментальная база исследования - ГБДОУ детский сад №23 комбинированного вида Петроградского района Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 22 дошкольника.
В рамках исследования для закрепления знаний о правилах дорожного движения
было проведено тематическое занятие «Моя дорога в детский сад».
Цель занятия
Организовать тематическое обучающее развлечение для детей старшего дошкольного возраста и родителей с использованием мобильной автоплощадки.
Задачи
Обобщить знания детей о транспорте, правилах дорожного движения, правилах поведения на дороге; довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения; развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление, координацию речи и движения; привлечь родителей к работе по обучению детей безопасному поведению на дорогах; создать условия для сотрудничества и совместной деятельности сотрудников ГИБДД, воспитателей, родителей и детей.
Оснавная часть
Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности, что сказывается на поведении в дорожной среде.
Для закрепления знаний и умения детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, многообразие транспортных средств своего района и правила пользования маршрутным транспортом, было проведено тематическое занятие «Моя дорога в детский сад».
Вводная часть
Под аудиозапись песни «Зебра» (муз. А. Кириллова, ст. И. Емельянова) дети и родители выстраиваются полукругом на автоплощадке.
Ведущий
Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Мы рады приветствовать вас
на нашей автоплощадке. Давайте вместе вспомним, как нужно вести себя на дороге, где нас подстерегает множество опасностей и неожиданностей. Чтобы их избежать, надо соблюдать правила дорожного движения. И сегодня вам предстоит показать, насколько хорошо вы их знаете.
Разрешите представить участников нашего мероприятия. Первая команда – дети подготовительной группы «Быстрые машины» и их родители, и вторая команда – дети старшей группы «За рулем» и их родители. Первое задание – участники представляют друг другу свои команды.
Представление команд
Команды по очереди представляют себя песней или стихами.
Ведущий
Сегодня нас ждут серьезные соревнования, а значит, должно быть и жюри строгое, но справедливое. Я вам его сейчас представлю.
Представляет членов жюри: старшего воспитателя, педагога-психолога, родителей детей.
Ведущий
Слово предоставляется председателю жюри.
Председатель жюри
Дорогие ребята, мы желаем вам:
Максимум спорта, максимум смеха!
Только тогда вы добьетесь успеха.
И пусть победит сильнейший. Вперед!
Под аудиозапись песни «Правила дорожного движения» (муз. М. Клековкина, ст. А. Шиляевой) выходит Незнайка.
Незнайка
Здравствуйте, ребята!
Захотел с утра размяться,
По дороге прогуляться.
Только что со мною было
На перекрестке двух дорог?
Машина чуть не задавила,
Я еле ноги уволок!
Ведущий
Дорогой Незнайка, чтобы безопасно гулять по дорогам, надо знать правила дорожного движения.
По улице, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Ребята, давайте пригласим Незнайку к нам на нашу игру по правилам дорожного движения.
Звучит аудиозапись песни «Соблюдай ПДД и дружи с ГИБДД» (муз. и сл. И. Шиян)
Разминка
Ведущий
Итак, команды, готовы? Первое соревнование – игра «Запомни дорожные знаки».
Игра «Запомни дорожные знаки» (Приложение 2)
В игре участвует по пять человек от каждой команды. Ведущий расставляет знаки – дети их запоминают. Затем они закрывают глаза, ведущий убирает один дорожный знак. Дети угадывают знак, которого не стало. Побеждает команда, участники которой без ошибок выполнят задание.
Члены жюри подводят итоги первого соревнования.
Ведущий
Ребята, вы знаете, что участником дорожного движения является человек, который передвигается не только пешком, но и на транспорте. А какие транспортные средства вы знаете?
Дети
Автобус, легковой автомобиль, грузовик, мотоцикл, трамвай.
Ведущий
Все верно! Транспорт бывает разный, и об этом нам сейчас расскажут…
Называет имена детей.
Выходят дети в шапочках разных видов транспорта и читают стихи (Приложение 1)
Ведущий
А сейчас, ребята, давайте научим Незнайку распознавать звуки разных автомобилей.
Музыкальная игра «Кто стоит у светофора?»
Ведущий включает аудиозапись с шумами и звуками дороги. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай)
Ведущий
Это была разминка, а теперь – конкурс «Сказочные транспортные средства».
Конкурс «Сказочные транспортные средства»
Дети по очереди называют транспортные средства, которые встречаются в сказках: тыква, ковер-самолет, метла, ядро. Родители им помогают. Побеждает та команда, участники которой назовут больше сказочных транспортных средств.
Члены жюри подводят итоги второго соревнования.
Танец «Дорожный знак»
Ведущий
А сейчас для всех участников и гостей мероприятия – танец «Дорожный знак». Под аудиозапись песни «Дорожный знак» (муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука,
в исп. детской шоу-группы «САМАНТА») дети исполняют танец. В это время Незнайка тоже танцует и незаметно меняет местами дорожные знаки на автоплощадке, как будто наводит порядок.
Ведущий
Спасибо за танец! Следующее соревнование – эстафета «Сложи пазл».
Эстафета «Сложи пазл» (Приложение 3)
В эстафете участвуют по пять человек от каждой команды (4 ребенка и 1 взрослый). Перед командами вперемешку лежат части шести дорожных знаков, а на расстоянии 5–6 м от них – обручи: красный, желтый и зеленый. Участники по очереди берут часть пазла, бегут к обручам и кладут: в красный – части запрещающих дорожных знаков, в желтый – части предупреждающих дорожных знаков, в зеленый – части знаков особых предписаний.
Последним бежит взрослый и собирает дорожные знаки. Побеждает та команда, участники которой быстрее соберут дорожные знаки и правильно их назовут.
Члены жюри подводят итоги третьего соревнования.
Ведущий
Ребята, смотрите, кто-то перепутал все дорожные знаки на нашей автоплощадке. Из-за этого может случиться авария. Нужно спасать ситуацию. А чтобы вам было веселее, предлагаю сначала отгадать загадки на экране, а потом найти нужный дорожный знак и правильно его поставить.
Интерактивная игра-презентация "Дорога безопасности" (Приложение 4)
На экране появляются слайды-ребусы «Почините светофор», «Загадки о дорожных знаках», «Виды автомобильного транспорта», «Опасная ситуация».
Ведущий обозначает проблемную ситуацию, дети анализируют ее и находят верное решение, отгадывают ребусы-картинки на экране и расставляют знаки на автоплощадке. Если они затрудняются, родители им подсказывают.
Ведущий
Молодцы, ребята! У вас все замечательно получилось. А сейчас финальное соревнование.
Подвижная игра "Пешеходы и автомобили"
Дети делятся на две - группы (транспорт и пешеходы). Каждому из группы «транспорт» выдают шапочку с изображением вида транспорта: велосипед, автомобиль, мотоцикл и т. д. Пешеходам даются жилеты с надписями - «ребенок», «пешеход». Команда «Движение!» для тех, у кого шапочка с изображением вида транспорта. Команду «Тротуар!» подают для пешеходов. Дети должны четко реагировать на свою команду. Далее организовывают движение. Автомобили и мотоциклы должны замедлять скорость, чтобы пропустить пешеходов. Пешеходы правильно переходят дорогу. Затем дети меняются ролями.
Разбираются ошибки, и игра продолжается. Незнайка задает вопросы: 1. Где можно кататься на самокатах и детских велосипедах? 2. Где безопасней играть в футбол и другие спортивные игры? 3. Почему нельзя играть на мостовой? 4. Расскажи где можно играть? 5. Расскажи, где нельзя играть и почему?
Подведение итогов
Ведущий
Я поздравляю команды с успешным прохождением всех соревнований. И теперь слово предоставляется председателю нашего строгого, но справедливого жюри.
Председатель озвучивает результаты – победила дружба! Затем члены жюри вместе с Незнайкой награждают участников команд.
Коллективное изобразительное творчество и конструирование
После этого дети и родители одной команды, чтобы закрепить знания, которые они сегодня получили, оформляют плакат «Наши помощники – дорожные знаки» для уголка ПДД, вторая команда создает макет дороги «Устройство дороги», чтобы закрепить представления об участках дороги: проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина.
Заключение
В процессе работы была использована схема изучения представлений у детей 5-6 лет о правилах дорожного движения из констатирующего эксперимента.
Высокий уровень сформированности представления о назначении светофора выявлен у 3 детей, дети в правильной последовательности называют сигналы светофора, могут объяснить, что они значат для пешехода и водителя. Средний уровень сформированности представления о назначении светофора показали 7 детей. У этих детей есть знания о назначении светофора, но дети путаются, объясняя, что они значат для пешехода и водителя, у них встречаются затруднения при выборе цвета сигнала для раскрашивания без наводящего вопроса педагога. Низкий уровень сформированности представления о назначении светофора показали 2 детей. Дети затрудняются объяснить назначение светофора, хотя знают, что цвет у светофора меняется.
По полученным результатам можно сделать вывод о положительном влиянии проведенной педагогической работы на формирование представлений о правилах поведения для пассажиров в повседневной жизни.
У детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями о правилах дорожного движения и практическим применением. Формирование представлений о правилах дорожного движения является составной частью общей воспитательной работы детских садов. Решить проблему детского травматизма можно, только создав целостную систему по подготовке детей по ПДД, опираясь на систематическое изучение правил, использование новых, практикоориентированные формы и методы формирования представлений о правилах дорожного движения. Для этого необходимо применять разнообразные методы: словесные, наглядные и практические.
Также были даны рекомендации родителям:
1). Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на дороге, осторожным и осмотрительным.
2). Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.
3). Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.
4). На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.
5). Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).
6). Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила:
-Ходить по тротуару следует с правой стороны.
- Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.
- Переходить дорогу полагается только шагом.
- Необходимо подчиняться сигналам светофора.
- В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни), чтобы не упасть.
Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.
- Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.
- Играть можно только во дворе.
Одним из наиболее эффективных методов является использование художественной литературы в процессе формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 5-6 лет. Круг произведений для детей, обучающихся правилам дорожного движения, составляет произведения народного творчества, классической и современной детской литературы. Основные формы работы по формированию представлений о правилах дорожного движения: чтение детской художественной литературы, иллюстрирование детьми понравившихся моментов, викторины и кроссворды по произведению, инсценированные постановки, перенос персонажей литературных произведений в игру, загадывание загадок и придумывание загадок дошкольниками.
В ходе реализации разработанных НОД мы воспитывали у детей культуру поведения и дорожную этику, используя художественную литературу (стихи, загадки, рассказы о правилах дорожного движения) при обучении детей безопасному поведению на дороге. Основными формами работы стали чтение детской художественной литературы, беседа по содержанию произведений, иллюстрирование детьми понравившихся моментов, перенос персонажей литературных произведений в игру, загадывание загадок.
Список литературы
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность [Текст]: учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: АСТ, 2015. – 213 с.
2. Авдеева, Н.Н. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 2014. – 96 с.
3. Агафонова, К.В. Дети и дорожное движение [Текст] / К.В. Агафонова. - М.: Просвещение. 2014. – 54 с.
4. Андросова, В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице [Текст] / В. Андросова // Дошкольное воспитание. - 2017. - №3. – С. 29-34.
5. Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сб. науч.-метод. матер. – М., 2014. – С. 43-44.
6. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст]: кн. для восп. детск. сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимовина. – М.: Просвещение, 2015. – 188 с.
7. Васильева М. Учим правила безопасности [Текст] / М. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2017. - №2. - С. 65-66.
8. Волкова, И.А. Дети. Улица. Культура. Безопасность [Текст] / И.А. Волкова, С.С. Миронова, И.Н. Добрынина, В.В. Шеметова - Магнитогорск, 2016. – 80 с.
9. Голицина, Н.С. ОБЖ для старших дошкольников [Текст] / Н.С. Голицина, С.В. Люзина, Е.Е. Бухарова. – М., АСТ, 2014. – 188 с.
10. Гризик, Т.И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3—8 лет: метод, пособие для воспитателей [Текст] / Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова. — М.: Просвещение, 2015.—96 с.
Приложение 1
Стихотворения
1-й ребенок
Движеньем полон город,
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь стоят.
2-й ребенок
Шагая осторожно,
За улицей следи,
И только там, где можно,
Ее переходи!
3-й ребенок
По асфальту шуршат шины –
Едут разные машины.
Есть машины легковые,
По размерам – небольшие.
Очень быстро они мчатся –
Даже птице не угнаться!
4-й ребенок
А еще есть грузовик.
Он могуч, силен, как бык.
У него огромный кузов.
Кузов для различных грузов.
5-й ребенок
«Помощь скорая», как птица,
По шоссе к больному мчится.
6-й ребенок
По трассе медленно ползет
Тяжелый бензовоз.
Он для машин бензин везет
Под мерный шум колес.
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасности дорожного движения.
Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами дорожного движения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребёнка соблюдать данные правила.
Анализ педагогических исследований Н.А. Ананьевой, В.Ф. Базарного, Е.В. Бондаревской, В.П. Озерова, В.П. Соловьева, Г.М. Соловьева и др. позволил определить различные факторы, влияющие на состояние здоровья и жизнь детей: благосостояние общества, существующая система содержания и организации образования, педагогические условия, ориентированные на укрепление здоровья и сохранение жизни ребенка, низкий уровень культуры общества, культуры здорового образа жизни и культуры безопасности.
Несмотря на то, что в современном обществе уделяется большое внимание дошкольному образованию и его влиянию на социализацию ребенка, подготовку его к безопасной жизнедеятельности, о чем свидетельствуют исследования И.А. Аршавского, Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой, Е.А. Козыревой, В.А. Петровского и др., педагогическая наука недостаточно уделяет внимания проблеме формирования представлений о правилах дорожного движения у детей, а возможности использования художественной литературы практически не рассматривались в качестве предмета самостоятельного исследования.
Это ведет к возникновению противоречия между потребностями современных родителей в безопасности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью проблемы формирования представлений о правилах дорожного движения у детей.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы возможности методических разработок как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения?
Цель исследования – теоретически изучить и апробировать возможность формирования у детей представлений о правилах дорожного движения посредством методических разработок.
Объект исследования: Представления о правилах дорожного движения у детей
Предмет исследования: Методические разработки как средство обучения детей правилам дорожного движения.
Задачи:
- воспитать и сформировать у детей навыки, умения, основы безопасности дорожного движения через внедрение комплексной системы воспитательно-образовательной работы посредством методических разработок;
- обучение правилам дорожного движения посредством методических разработок на основе системы: совместная деятельность педагога и детей.
Во время создания работы использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный этапы психологопедагогического эксперимента, качественная и количественная обработка полученных результатов.
Экспериментальная база исследования - ГБДОУ детский сад №23 комбинированного вида Петроградского района Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 22 дошкольника.
В рамках исследования для закрепления знаний о правилах дорожного движения
было проведено тематическое занятие «Моя дорога в детский сад».
Цель занятия
Организовать тематическое обучающее развлечение для детей старшего дошкольного возраста и родителей с использованием мобильной автоплощадки.
Задачи
Обобщить знания детей о транспорте, правилах дорожного движения, правилах поведения на дороге; довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения; развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление, координацию речи и движения; привлечь родителей к работе по обучению детей безопасному поведению на дорогах; создать условия для сотрудничества и совместной деятельности сотрудников ГИБДД, воспитателей, родителей и детей.
Оснавная часть
Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности, что сказывается на поведении в дорожной среде.
Для закрепления знаний и умения детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, многообразие транспортных средств своего района и правила пользования маршрутным транспортом, было проведено тематическое занятие «Моя дорога в детский сад».
- Материально-техническое обеспечение и экипировка команд:
- оборудование автоплощадки (макет перекрестка, макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки, дорожные знаки на подставках, набор транспортных средств);
- игра-презентация по ПДД;
- проекционное оборудование;
- экипировка команд (разноцветные рули, шапочки разных видов транспорта, жилеты с изображением дорожных знаков, эмблемы);
- обручи.
- провести беседы с детьми о ПДД, видах транспорта;
- провести с детьми целевые прогулки и экскурсии по территории района и детского сада, понаблюдать за действиями пешеходов при переходе через проезжую часть, разобрать каждую ситуацию;
- разучить песни и стихи по теме развлечения в соответствии со сценарием;
- оформить эмблемы для участников команд;
- провести игру на автоплощадке «Правила знаем»;
- организовать конкурс детских рисунков «Модная зебра».
- первая команда – дети подготовительной группы «Быстрые машины» и их родители;
- вторая команда – дети старшей группы «За рулем» и их родители.
Вводная часть
Под аудиозапись песни «Зебра» (муз. А. Кириллова, ст. И. Емельянова) дети и родители выстраиваются полукругом на автоплощадке.
Ведущий
Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Мы рады приветствовать вас
на нашей автоплощадке. Давайте вместе вспомним, как нужно вести себя на дороге, где нас подстерегает множество опасностей и неожиданностей. Чтобы их избежать, надо соблюдать правила дорожного движения. И сегодня вам предстоит показать, насколько хорошо вы их знаете.
Разрешите представить участников нашего мероприятия. Первая команда – дети подготовительной группы «Быстрые машины» и их родители, и вторая команда – дети старшей группы «За рулем» и их родители. Первое задание – участники представляют друг другу свои команды.
Представление команд
Команды по очереди представляют себя песней или стихами.
Ведущий
Сегодня нас ждут серьезные соревнования, а значит, должно быть и жюри строгое, но справедливое. Я вам его сейчас представлю.
Представляет членов жюри: старшего воспитателя, педагога-психолога, родителей детей.
Ведущий
Слово предоставляется председателю жюри.
Председатель жюри
Дорогие ребята, мы желаем вам:
Максимум спорта, максимум смеха!
Только тогда вы добьетесь успеха.
И пусть победит сильнейший. Вперед!
Под аудиозапись песни «Правила дорожного движения» (муз. М. Клековкина, ст. А. Шиляевой) выходит Незнайка.
Незнайка
Здравствуйте, ребята!
Захотел с утра размяться,
По дороге прогуляться.
Только что со мною было
На перекрестке двух дорог?
Машина чуть не задавила,
Я еле ноги уволок!
Ведущий
Дорогой Незнайка, чтобы безопасно гулять по дорогам, надо знать правила дорожного движения.
По улице, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Ребята, давайте пригласим Незнайку к нам на нашу игру по правилам дорожного движения.
Звучит аудиозапись песни «Соблюдай ПДД и дружи с ГИБДД» (муз. и сл. И. Шиян)
Разминка
Ведущий
Итак, команды, готовы? Первое соревнование – игра «Запомни дорожные знаки».
Игра «Запомни дорожные знаки» (Приложение 2)
В игре участвует по пять человек от каждой команды. Ведущий расставляет знаки – дети их запоминают. Затем они закрывают глаза, ведущий убирает один дорожный знак. Дети угадывают знак, которого не стало. Побеждает команда, участники которой без ошибок выполнят задание.
Члены жюри подводят итоги первого соревнования.
Ведущий
Ребята, вы знаете, что участником дорожного движения является человек, который передвигается не только пешком, но и на транспорте. А какие транспортные средства вы знаете?
Дети
Автобус, легковой автомобиль, грузовик, мотоцикл, трамвай.
Ведущий
Все верно! Транспорт бывает разный, и об этом нам сейчас расскажут…
Называет имена детей.
Выходят дети в шапочках разных видов транспорта и читают стихи (Приложение 1)
Ведущий
А сейчас, ребята, давайте научим Незнайку распознавать звуки разных автомобилей.
Музыкальная игра «Кто стоит у светофора?»
Ведущий включает аудиозапись с шумами и звуками дороги. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай)
Ведущий
Это была разминка, а теперь – конкурс «Сказочные транспортные средства».
Конкурс «Сказочные транспортные средства»
Дети по очереди называют транспортные средства, которые встречаются в сказках: тыква, ковер-самолет, метла, ядро. Родители им помогают. Побеждает та команда, участники которой назовут больше сказочных транспортных средств.
Члены жюри подводят итоги второго соревнования.
Танец «Дорожный знак»
Ведущий
А сейчас для всех участников и гостей мероприятия – танец «Дорожный знак». Под аудиозапись песни «Дорожный знак» (муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука,
в исп. детской шоу-группы «САМАНТА») дети исполняют танец. В это время Незнайка тоже танцует и незаметно меняет местами дорожные знаки на автоплощадке, как будто наводит порядок.
Ведущий
Спасибо за танец! Следующее соревнование – эстафета «Сложи пазл».
Эстафета «Сложи пазл» (Приложение 3)
В эстафете участвуют по пять человек от каждой команды (4 ребенка и 1 взрослый). Перед командами вперемешку лежат части шести дорожных знаков, а на расстоянии 5–6 м от них – обручи: красный, желтый и зеленый. Участники по очереди берут часть пазла, бегут к обручам и кладут: в красный – части запрещающих дорожных знаков, в желтый – части предупреждающих дорожных знаков, в зеленый – части знаков особых предписаний.
Последним бежит взрослый и собирает дорожные знаки. Побеждает та команда, участники которой быстрее соберут дорожные знаки и правильно их назовут.
Члены жюри подводят итоги третьего соревнования.
Ведущий
Ребята, смотрите, кто-то перепутал все дорожные знаки на нашей автоплощадке. Из-за этого может случиться авария. Нужно спасать ситуацию. А чтобы вам было веселее, предлагаю сначала отгадать загадки на экране, а потом найти нужный дорожный знак и правильно его поставить.
Интерактивная игра-презентация "Дорога безопасности" (Приложение 4)
На экране появляются слайды-ребусы «Почините светофор», «Загадки о дорожных знаках», «Виды автомобильного транспорта», «Опасная ситуация».
Ведущий обозначает проблемную ситуацию, дети анализируют ее и находят верное решение, отгадывают ребусы-картинки на экране и расставляют знаки на автоплощадке. Если они затрудняются, родители им подсказывают.
Ведущий
Молодцы, ребята! У вас все замечательно получилось. А сейчас финальное соревнование.
Подвижная игра "Пешеходы и автомобили"
Дети делятся на две - группы (транспорт и пешеходы). Каждому из группы «транспорт» выдают шапочку с изображением вида транспорта: велосипед, автомобиль, мотоцикл и т. д. Пешеходам даются жилеты с надписями - «ребенок», «пешеход». Команда «Движение!» для тех, у кого шапочка с изображением вида транспорта. Команду «Тротуар!» подают для пешеходов. Дети должны четко реагировать на свою команду. Далее организовывают движение. Автомобили и мотоциклы должны замедлять скорость, чтобы пропустить пешеходов. Пешеходы правильно переходят дорогу. Затем дети меняются ролями.
Разбираются ошибки, и игра продолжается. Незнайка задает вопросы: 1. Где можно кататься на самокатах и детских велосипедах? 2. Где безопасней играть в футбол и другие спортивные игры? 3. Почему нельзя играть на мостовой? 4. Расскажи где можно играть? 5. Расскажи, где нельзя играть и почему?
Подведение итогов
Ведущий
Я поздравляю команды с успешным прохождением всех соревнований. И теперь слово предоставляется председателю нашего строгого, но справедливого жюри.
Председатель озвучивает результаты – победила дружба! Затем члены жюри вместе с Незнайкой награждают участников команд.
Коллективное изобразительное творчество и конструирование
После этого дети и родители одной команды, чтобы закрепить знания, которые они сегодня получили, оформляют плакат «Наши помощники – дорожные знаки» для уголка ПДД, вторая команда создает макет дороги «Устройство дороги», чтобы закрепить представления об участках дороги: проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина.
Заключение
В процессе работы была использована схема изучения представлений у детей 5-6 лет о правилах дорожного движения из констатирующего эксперимента.
Высокий уровень сформированности представления о назначении светофора выявлен у 3 детей, дети в правильной последовательности называют сигналы светофора, могут объяснить, что они значат для пешехода и водителя. Средний уровень сформированности представления о назначении светофора показали 7 детей. У этих детей есть знания о назначении светофора, но дети путаются, объясняя, что они значат для пешехода и водителя, у них встречаются затруднения при выборе цвета сигнала для раскрашивания без наводящего вопроса педагога. Низкий уровень сформированности представления о назначении светофора показали 2 детей. Дети затрудняются объяснить назначение светофора, хотя знают, что цвет у светофора меняется.
По полученным результатам можно сделать вывод о положительном влиянии проведенной педагогической работы на формирование представлений о правилах поведения для пассажиров в повседневной жизни.
У детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями о правилах дорожного движения и практическим применением. Формирование представлений о правилах дорожного движения является составной частью общей воспитательной работы детских садов. Решить проблему детского травматизма можно, только создав целостную систему по подготовке детей по ПДД, опираясь на систематическое изучение правил, использование новых, практикоориентированные формы и методы формирования представлений о правилах дорожного движения. Для этого необходимо применять разнообразные методы: словесные, наглядные и практические.
Также были даны рекомендации родителям:
1). Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на дороге, осторожным и осмотрительным.
2). Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.
3). Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.
4). На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.
5). Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).
6). Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила:
-Ходить по тротуару следует с правой стороны.
- Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.
- Переходить дорогу полагается только шагом.
- Необходимо подчиняться сигналам светофора.
- В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни), чтобы не упасть.
Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.
- Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.
- Играть можно только во дворе.
Одним из наиболее эффективных методов является использование художественной литературы в процессе формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 5-6 лет. Круг произведений для детей, обучающихся правилам дорожного движения, составляет произведения народного творчества, классической и современной детской литературы. Основные формы работы по формированию представлений о правилах дорожного движения: чтение детской художественной литературы, иллюстрирование детьми понравившихся моментов, викторины и кроссворды по произведению, инсценированные постановки, перенос персонажей литературных произведений в игру, загадывание загадок и придумывание загадок дошкольниками.
В ходе реализации разработанных НОД мы воспитывали у детей культуру поведения и дорожную этику, используя художественную литературу (стихи, загадки, рассказы о правилах дорожного движения) при обучении детей безопасному поведению на дороге. Основными формами работы стали чтение детской художественной литературы, беседа по содержанию произведений, иллюстрирование детьми понравившихся моментов, перенос персонажей литературных произведений в игру, загадывание загадок.
Список литературы
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность [Текст]: учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: АСТ, 2015. – 213 с.
2. Авдеева, Н.Н. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 2014. – 96 с.
3. Агафонова, К.В. Дети и дорожное движение [Текст] / К.В. Агафонова. - М.: Просвещение. 2014. – 54 с.
4. Андросова, В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице [Текст] / В. Андросова // Дошкольное воспитание. - 2017. - №3. – С. 29-34.
5. Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сб. науч.-метод. матер. – М., 2014. – С. 43-44.
6. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст]: кн. для восп. детск. сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимовина. – М.: Просвещение, 2015. – 188 с.
7. Васильева М. Учим правила безопасности [Текст] / М. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2017. - №2. - С. 65-66.
8. Волкова, И.А. Дети. Улица. Культура. Безопасность [Текст] / И.А. Волкова, С.С. Миронова, И.Н. Добрынина, В.В. Шеметова - Магнитогорск, 2016. – 80 с.
9. Голицина, Н.С. ОБЖ для старших дошкольников [Текст] / Н.С. Голицина, С.В. Люзина, Е.Е. Бухарова. – М., АСТ, 2014. – 188 с.
10. Гризик, Т.И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3—8 лет: метод, пособие для воспитателей [Текст] / Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова. — М.: Просвещение, 2015.—96 с.
Приложение 1
Стихотворения
1-й ребенок
Движеньем полон город,
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь стоят.
2-й ребенок
Шагая осторожно,
За улицей следи,
И только там, где можно,
Ее переходи!
3-й ребенок
По асфальту шуршат шины –
Едут разные машины.
Есть машины легковые,
По размерам – небольшие.
Очень быстро они мчатся –
Даже птице не угнаться!
4-й ребенок
А еще есть грузовик.
Он могуч, силен, как бык.
У него огромный кузов.
Кузов для различных грузов.
5-й ребенок
«Помощь скорая», как птица,
По шоссе к больному мчится.
6-й ребенок
По трассе медленно ползет
Тяжелый бензовоз.
Он для машин бензин везет
Под мерный шум колес.