Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развивающие игры из подручных материалов

Ралько Татьяна Николаевна,
воспитатель ГБОУ прогимназия № 677
Выборгского района Санкт-Петербурга

Мы живём в такое время, когда родителям предоставляется очень много возможностей для воспитания и развития ребенка раннего возраста. В детских отделах любого магазина, представлен широкий ассортимент обучающих и развивающих игр для совместного времяпровождения с малышом, направленных на всестороннее развитие ребенка. Однако все чаще слышишь от родителей запрос, что покупные игрушки быстро надоедают, не увлекают ребенка.
Большинство педагогов едины во мнении о том, что развитию ребенка помогут игры и игрушки, сделанные своими руками. Главное в тех играх и игрушках, которые мы приобретаем или изготавливаем для занятий, не в методических материалах, а в самом ребенке и в том, какими глазами они на него смотрят.
Ребенок сам является творцом своей личности, в нем заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослых – только помочь ребенку действовать самостоятельно, создавая условия и окружающую среду. Игры для детей своими руками намного интереснее магазинных, делаются из простых материалов, позволяют малышам развивать наблюдательность, творческие способности, любознательность, самостоятельность. нравятся детям гораздо больше! 
Играя с ребенком, необходимо  помнить, что ИГРА должна соответствовать потребностям малышей и особенностям их психики: эмоциональности, непосредственности, открытости, целостному восприятию действительности; должна стимулировать развитие анализаторов (зрительного, тактильного, слухового, обонятельного), «подсказывать» способы обследования и действий. Играя со своими детьми, мы учимся не мешать ребенку думать и принимать решение (Б. П. Никитин) «Игру выдумываем сами, из того, что под руками!» 
 Игры с подручными материалами включают в себя огромные возможности для обучения и развития детей. Они способствуют развитию мелкой моторики, глазомера, тактильного восприятия, цветоощущения, чувство формы, снятию эмоционального, психологического напряжения, развитию мышления и зрительно-моторной координации и др. Все, что нужно для игры находится прямо здесь - у вас «под руками», где бы вы ни находились - на прогулке или дома, в магазине или автомобиле.
Разноцветные шнурки, пробки от пластиковых бутылок, пуговицы, крышки, макароны, контейнер от яиц и др. - замечательный материал для изготовления игр по сенсорике, для обыгрывания и исследования окружающего мира. Чем больше дети будут исследовать, тем богаче будет их познавательный опыт, тем легче и проще им будет учиться.
 Цель игры имеет всегда два аспекта:

  • воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения с окружающими, которые мы закладываем
  • познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать

Интересных познавательных игр вашему ребенку!
Нанизывание макаронин
Основная цель игр с водой: развивает зрительное восприятие, зрительную память, мелкую моторику рук; даёт возможность малышам повторить и закрепить ранее изучаемые цвета: вырабатывает усидчивость и уравновешенность у маленьких озорников.
Для изготовления игры вам понадобится: макароны разного вида: рожки, звёздочки, бантики, перья, колёсики или другие фигурки трубчатой и кольцевой формы; леска эластичная или ленточка для насаживания
Дайте ребенку макароны, в которых есть отверстие, и веревочку, предварительно завязав большой узел на одном конце, чтобы макароны не спадали. Предложите ребенку сделать бусы или просто длинную-длинную связку макарон разных форм и цветов. 
Также можно предложить нанизывать макароны на проволоку или палочки, воткнутые в пластилиновую или пенопластовую основу. Также макароны можно заменить другими материалами: цветными бусинами или картоном.
Игры с водой
Основная цель игр с водой: формирование представлений об окружающем природном миром, в том числе со свойствами воды, развитие мелкой моторики, зрительной и двигательной координации, тактильных ощущений.
Для изготовления игры вам понадобится: таз с водой, бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.), природный материал (ракушки, камешки, орехи, желуди);ложки, половники; стаканчики разного объема; ситечки, пинцеты, сачки;
Быстрый способ занять ребенка дома без особых усилий со стороны взрослых: налейте в таз воду, насыпьте мелких предметов (крышек от пластиковых бутылок, мячиков) и дайте задание малышу достать их при помощи палочек, ложки, черпака.  
Бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.
Тактильные мешочки
 Можно сшить небольшие мешочки и наполнить их содержимым, различным на ощупь. Это могут быть бусинки, монетки, бисер, лоскутки или же целлофан. Также можно зашить в мешочки рис, гречку, горох (но мешочки с этим содержимым не постираешь, к сожалению).
Подобные игрушки отлично развивают мелкую моторику ребенка, что в дальнейшем благотворно скажется на его речи. А если при этом мешочки будут сшиты из красочных, ярких, разных по фактуре лоскутков – эта игрушка также будет развивать и зрение крохи, плюс вы постепенно сможете выучить цвета.
Игры с прищепками
Для изготовления игры вам понадобится: картон, цветная бумага, фломастеры, прищепки разных окрасов, ножницы. Воспользуйтесь шаблонами или нарисуйте на картоне фигурки: различных забавных зверюшек, солнца, облака, цветы, человечков. На картон наклейте цветную бумагу, нарисуйте черты персонажей при помощи фломастера. Положите прищепки в коробочку. Пусть ребёнок достаёт их и накалывает: на солнце — лучи, на рыбу — плавники, на гусеницу — ножки, на тучу — дождик и так далее. Малышу будет интересно придумывать сюжеты с этими героями, а взрослые помогут ему в этом. 
Основная цель игр с прищепками, развитие мелкой моторики, ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную деятельность с взрослым.
Игры с пуговицами
 Основная цель игр с пуговицами: развитие зрительно-моторной координации, моторики рук, внимания и восприятия, формирование чувства цвета, последовательности действий.
Для изготовления игры вам понадобится: несколько различных комплектов пуговиц, леска или шнурок для нанизывания, пластиковый контейнер или коробка из под обуви.  
1. Пуговичный массаж. Заполните коробку пуговицами, желательно чтобы пуговиц было много. Предложите ребенку опустить руки в пуговицы поводить ладонями по поверхности пуговиц, захватить пуговицы в кулаки, а затем разжать их; перетирать пуговицы между ладонями, пересыпать их с ладошки на ладошку, то одной, то другой рукой; покатать пуговицу на ладошке кругообразными движениями.
2. Предложить ребенку разложить пуговицы, отличающиеся по величине (большие и маленькие),  в баночки с разнообразными по ширине горлышками (узкое и широкое).
3. Попросите ребенка выбрать все красные (желтые, синие, зеленые и др.) пуговицы и разложить в пластиковый контейнер от конфет. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше (для детей 3-4 лет) и др.
4. Попробуйте собрать бусы из пуговиц, собирая их на леску, тем самым формируя концентрацию и устойчивость внимания.
Список литературы:
1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
2. Ветрова В.В., Во что играть с ребёнком до трёх лет. М.,2008.
3. Давыдова Г.Н Детский дизайн (поделки из бросового материала), «Скрипторий»,2006г.
4. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. «Мозаика-синтез»,2007г.
5. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов, Ярославль «Академия развития»,2007г.
6. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике,2007г.
7. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей, Ярославль «Академия развития»,2000г.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»