Интегрированный подход в музыкальном
воспитании дошкольников
Демченко Елена Анатольевна
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний и влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.В дошкольном учреждении дети получают знания об искусстве, знкомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декаротивно-прикладным творчеством, искусством театра. Многообразие видов и жанров искусства художественно эстетической деятельности дает возможность дошкольникам эстетически осваивать мир во всем его разнообразии. Музыка обладает неограниченными возмоностями интеграции с другими искусствами и науками.
Специально подобраный, адаптированный музыкально-художественный материал способен обогатить содержание любого вида учебно-воспитатеной деятельности в дошкольном учреждении, так как отдельные виды искусства изображают один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, что способствует созданию целостных образов в представлении детей.
Б.М. Теплов установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Основой индивидуальной кльтуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознани, которое формируетс в процессе музыкальной деятельности.
Интеграция в организованной образовательной деятельности соединяет знания из разных образовательных областе на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития, но выделяется одно основное понятие, объект интеграции (образ природы, жанры искусства, настроение, контраст, тема и т.д.).
Компоненты интеграции используются вариативно и способствуют развитию ребенка в целом. Например: музыка + познавательное + изо. При этом должна прослеживаться связь с другими образовательными областями.
Механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах музыкально-эстетической деятельности:
- в музыке - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация;
- в литературе - слово (образные представления, определения, эпитеты, сравнения. ритм, метафора);
- в театрализованной деятельности - движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы.
- имитационные;
- сюжетно-образные;
- сюжетно-ролевые;
- музыкально-дидактические;
- моделирующие;
- развивающие;
- игровой фольклор;
- игры-драматизации;
- компьютерные музыкальные игры;
- деловые игры;
- игры-импровизации.
- на активизацию внимани, предполагающие сравнение произведений различных видов мскусства;
- на развитие ассоциативного мышления, предолагающие
- сравнение настроения, а не содержания произведений различных видов исксства. где нужно определить сходство и различие с помощью наводящих вопросов;
- на развитие воображения и фантазии, где детям предлагается поствить себя героем музыкальной пьесы или внутри картины и представить, какое у них будет настроение, какую музыку они слушали бы, находясь в этом месте, какого характера была бы их собственная музыка;
- на развитие чувства цвета "Мы рисуем музыку", что позволяет выразить собственное эмоциональное состояние после прослушивания музыкального произведения. Зрительные образы рисунков детей часто показывают желания и проблемы ребенка. Задача взрослых помочь разрешить их, понять эмоции и чувства ребенка.
- на развитие речи ребенка, культуры его чувств и умственной деятельности, поиск подходящего по содержанию и настроению стихотворения созвучного музыке.