Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Характеристика эколого-развивающей среды в ДОУ

Пискунова Алиса Анатольевна
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. Научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
Дошкольный возраст, это один из важнейших этапов в развитии личности ребенка, во время которого особое внимание нужно уделять особенностям развития внимания, памяти, речи, сенсорному развитию. Эколого-развивающая среда способствует этому.
В дошкольном учреждении должны быть созданы все условия для организации процесса экологического воспитания. Эколого-развивающая среда в ДОУ является важным элементом в развитии экологических знаний у детей дошкольного возраста. В работе по экологическому воспитанию детей основной акцент сделан на организацию эколого-развивающей среды. Грамотно организованная среда экологической направленности обеспечивает формирование у дошкольников потребность во взаимодействии с объектами природы.
Экологическая развивающая среда используется не только в познавательных и оздоровительных целях, она также выступает средством для развития умений и навыков труда в природе.
С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:
  • познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
  • эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);
  • оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
  • формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
  • формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
  •  экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изо деятельности и т.п.).
При создании экологической среды на территории дошкольного учреждения или группы, необходимо учитывать ряд особенностей, а именно:
  • сезонность
  • возраст детей, их интересы
  • тему недели
  • территорию и расположенность дошкольного учреждения
Так, как тематика экологических объектов должна соответствовать времени года.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, предполагающего создание экологической развивающей среды для детей подготовительной группы дошкольного возраста в ДОУ должно быть всё необходимое
  • наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры и пр.);
  •  уголки природы (комнатные растения);
  • на участке созданы условия для выращивания растений и ухода за ними (Экологическая тропа или отдельно взятые элементы: огород, клумба и пр.)
Отечественный педагог в области экологического воспитания Н.А.Рыжова считала необходимым создание среды для экологического обучения и выделяла следующие элементы эколого-развивающей среды (см. таблица 1)
Таблица 1. «Элементы эколого-развивающей среды»
Элементы РППС Функциональная роль
Экологический класс Познавательное развитие
Экологическая лаборатория Познавательное, умственное развитие
Огород Воспитание навыков труда, оздоровительная функция
Экологическая тропа Познавательная, развитие эмоциональной
сферы, воспитание бережного отношения к природе
Библиотека (книжный уголок) Познавательное развитие, формирование интереса к чтению
Живой уголок (уголок природы) Релаксационная функция, познавательная
 
В таблице представлены лишь некоторые элементы экологической среды, которые выделила Н. А. Рыжова. И именно они в основном используются в процессе экологического воспитания дошкольников в современном ДОУ.
В дошкольном учреждении дети изучают как живую, так и неживую природу.
В блок живой природы входят растения, животные, грибы, бактерии. Содержание знаний, получаемых дошкольниками в ходе экологического воспитания о живой и неживой природе представлены в парциальной программе С. Н. Николаевой «Юный эколог».
  Элементы эколого-развивающей среды, относящиеся к изучению неживой природы:
  • экологическая лаборатория
В ней хранится оборудование для организации опытнической деятельности (мензурки, колбы, стаканы, лупы, термометры, песок, камни) и другие материалы и вещества для экспериментальной деятельности.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей, и прежде всего экспериментирования, способствует изменению характера формируемых представлений, позволяет ребенку занять активную позицию в познании окружающей действительности.
Экспериментирование понимается как способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. При организации образовательного процесса в ДОО экспериментирование служит тем методом обучения, который помогает ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей.
В лаборатории дети будут проводить исследования, наблюдения, опыты. Во время проведения опытов дети надевают белые халаты, получают опознавательные значки и превращаются в «ученых». Внесение игрового момента в обучение-превращение в «ученых» -усиливает интерес детей к проведению исследований.
Также к элементам эколого-развивающей среды, относящихся к изучению неживой природы относятся:
  • различная литература о неживой природе, журналы, альбомы-
  • обучающие плакаты, относящиеся к изучению неживой природы на темы: времен года, погодных явлений, полезных ископаемых, экологических знаков являются элементом среды, носящим обучающий характер в наглядном виде.
  • картотека экспериментирования – помогает ребенку понять скрытые связи и отношения, применять имеющиеся знания, пробовать свои силы.
Дети от 5 до 7 лет очень восприимчивы к игровой деятельности. Воспитатель должен организовать процесс экологического воспитания таким образом, чтобы в него входила игра. Игры развивают многие психические процессы, такие как мышление, речь, память. Сенсорный опыт детей с возрастом так же продолжает расширяться. Поэтому дидактические игры, направленные на изучение объектов неживой природы, являются неотъемлемой частью эколого-разевающей среды в группе детского сада.
  1.  О. Никонова предлагает использовать для формирования у дошкольников интереса к неживой природе игру-опыт. В игре-опыте ребенок находится в активной познавательной позиции. Дети познают свойства предметов природы.
Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. Для изучения погодных явлений используются дневники наблюдений за погодой.
  • Дневник наблюдений формирует представления о погодных явлениях, развивает мышление, способности устанавливать причинно-следственные связи между разными природными явлениями.
  • Игры на интерактивном оборудовании-  на знание живой и неживой природы, полезных ископаемых.
В дошкольном образовательном учреждении следует проводить экологические акции. Акции-это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды; акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
Акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Интерес родителей поддерживается при помощи рекомендаций по вопросам экологического воспитания детей, папок-передвижек, стендов, выставок, анкетирования, экологических акций, маршрутов выходного дня.
Все элементы эколого-развивающей среды отличаются друг от друга и носят свой определенный характер, однако они выполняют одну и ту же роль, а именно повышают эффективность экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Важно оснащать эколого-развивающую среду различными средствами, которую в свою очередь будут способствовать повышению интереса детей к экологическому воспитанию.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»