Сюжетно-ролевая игра как средство социализации
детей старшего дошкольного возраста
Протасова Зоя Александровна
В дошкольном образовании всё больше внимания уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе, сюжетно - ролевой игре, как важному аспекту развития ребёнка. Игровая деятельность занимает особое место в жизни детей, а в дошкольном возрасте имеет огромное значение. Игра способствует интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребенка и, как ничто другое, влияет на жизнь детей и их деятельность как индивидуальную, так и совместную. Играя, дети обогащают ум знаниями об окружающем мире, обретают новый жизненный опыт, осваивают полезные привычки и навыки, могут реализовать свою потребность в активности, новых впечатлениях и эмоциях. Во время игры у ребёнка формируется отношение к самому себе и другим, к трудовой деятельности, самостоятельности, правильным поведенческим нормам. Можно сказать, что в игре ребёнок реализует свою потребность взаимодействия с миром. Таким образом игра способствует социализации детей в обществе. Социализация – это процесс, направленный на присвоение ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития. Основной целью социализации детей дошкольного возраста является приобщение к социальным нормам, ценностям, принятым в обществе, включая моральные и нравственные. Процесс социализации направлен на усвоение ребенком навыков, знаний, умений, которые помогают им в дальнейшем успешно реализовывать себя в обществе. Чтобы педагогу решить задачи, которые он ставит перед собой для успешной социализации, необходимо способствовать включению детей в освоение социального опыта в процессе совместной деятельности, а также создавать ситуации успеха (формировать уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивного отношения к миру, понимание эмоционального состояния окружающих и т. п.). К одной из особенностей социализации старших дошкольников нужно отнести развитие рефлексивных навыков, которые стимулируют интерес ребенка к себе, сверстникам, группе детского сада. Педагогические возможности сюжетно-ролевой игры, как один из важных видов социализации старших дошкольников, заключаются в содержание, организации и целеполагание сюжетно-ролевых игр. Поскольку сюжетно-ролевая игра представляет собой структурированную деятельность, к старшему дошкольному возрасту наблюдается развитие каждого компонента. Теперь игра имеет коллективный характер, строится по предварительному плану, который обсуждается коллективно и принимается в группе старших дошкольников. Сюжет игры меняется от бытового к социальному, становится развернутым и охватывает больше сюжетных линий, это происходит за счет обогащения личного опыта, полученного в реальности и расширения представлений об окружающем мире. Сюжет игры теперь планируются заранее, а не возникают спонтанно. Игровая деятельность зависит от личных качеств каждого ребенка, так же важна степень развития коммуникативных навыков. Некоторые выполняют свою роль ответственно и относятся с вниманием к партнерам по игре, в то время как другие действуют небрежно. Несмотря на эти исходные различия, сюжетно ролевые игры предоставляют много возможностей для старших дошкольников в отношении развития коммуникативных навыков. В самой сюжетно-ролевой игре происходит обогащение жизненного опыта детей и развитие навыков самоорганизации, инициативы и творчества. Сюжетно-ролевые игры формируют у детей такие качества как, общительность, чуткость, доброта, взаимопомощь необходимые для жизни в коллективе. В сюжетной игре дети воспроизводят поведение, взятое как образец из своей собственной жизни, сказок, мультфильмов, что помогает им понимать и перенимать нравственные нормы. У некоторых детей есть проблемы в социализации, это можно увидеть с помощью наблюдения за взаимоотношениями детей старшего возраста в различных видах деятельности. По этой причине, а также в силу сложившегося характера, ребенок может проявлять упрямство или излишнюю робость, замкнутость, агрессивность, не желание следовать правилам, конфликтность, недостаточное развитие знаний и игровых умений. Чем лучше дети понимают мотивы поведения в ролевых отношениях, тем более слажено проходит игра. Всё это влияет на создание благоприятных взаимоотношений в коллективе. Дети с достаточной социализацией проявляют отзывчивость, забота, стремление к сотрудничеству, достижению общих целей, готовность прийти на помощь. Они проявляют навыки: самоорганизации, инициативы, творчества, чувства ответственности, общительности, умения коллективно планировать деятельность. Поскольку семья является первым и ближайшим социальным окружением ребенка, учебно-воспитательный процесс должен охватывать и использовать принцип взаимодействия ДОУ и семьи для полноценной реализации процесса социализации на этом возрастном этапе. В результате вырабатываются четкие образы форм жизни и деятельности человека, осознание того, что человек несет ответственность за свое поведение. Социализация детей старшего дошкольного возраста – это специально организованный процесс, направленный на усвоение ребенком образцов поведения, психологических установок, социальных норм, ценностей, знаний, умений, навыков, которые позволяют им в дальнейшем успешно функционировать в обществе. Социализация ребенка может реализовываться через несколько аспектов одним из самых ярких является - игровая деятельность. Эффективностью процесса социализации старших дошкольников способствуют сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке. Сюжетно –ролевую игру можно охарактеризовать «как своего рода школу социальных отношений, в которых постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения. Таким образом, сюжетно-ролевая игра оказывает большое значение на социализацию дошкольников. Сюжетно-ролевая игра предоставляет возможность ребёнку быть участником системы отношений между взрослыми людьми, а также способствует усвоению норм и правил, принятых в обществе, и формирует ролевое поведение ребёнка. Всё это даёт возможность дошкольнику осознать своё место в окружающем мире.