Инновационные технологии обучения
и воспитания в детском дошкольном учреждении
Лычак Лариса Сергеевна,
музыкальный руководитель
музыкальный руководитель
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка").
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для детей и педагога, гарантирующая воспроизводство результатов обучения вне зависимости от индивидуальности педагога.Суть технологии, и чем она отличается от программы и методики?
Программа — это, прежде всего документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения ребенка-дошкольника. А технология — это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. То есть программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?». А технология — на вопрос «как делать».
Под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:
- Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для -формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры. -Медико-профилактическая. -Физкультурно-оздоровительная. -Технология обеспечения Социально-психологического благополучия ребёнка. -Технология здоровьесбережения и здоровьеобогощения. -Технология валеологического просвещения родителей.
- Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
- Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
- Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
- Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование не только компьютера, но и интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации
- Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
1. Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
2. Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
3. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и дети совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
4. Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
5. Технология сотрудничества
Существует несколько подходов к классификации технологий:
(Наиболее полная классификация принадлежит Г.К. Селевко. Она объединяет технологии по сущностным и инструментально значимым свойствам).
В целом, наблюдается тенденция развития технологий - от технологий обучения к технологиям развития. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
- Здоровьесберегающие образовательные технологии.
- Технология развивающего обучения (к ним относятся развивающая среда ДОУ, программа ДОУ).
- Метод проектов.
- Развитие исследовательских умений.
- Технология проблемного обучения в детском саду.
- ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. (Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.)
- Технология разноуровневого обучения. (Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.)
- Технология коллективного способа обучения. (Здесь имеется в виду общение, в процессе которого и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка. При КСО у воспитанников развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки).
- Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ.
- Игровая технология. (Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения).
- Технология интегрированного занятия.
- Нетрадиционные техники рисования.
АВТОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
1.Педагогическая технология художественно - творческого развития детей дошкольного возраста.
Авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, Л.В. Куцакова, М.Б. Зацепина.
В основу технологии положена идея художественно - творческого развития ребенка средствами искусств.
Целевые ориентации технологии
Направление: художественно - эстетическое воспитание.
Цель: художественно - творческое развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Развитие художественного воспитания.
2.Формирование эстетических чувств и эмоций.
.Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребенка.
.Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.
.Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.
.Формирование основ художественно - творческой культуры личности.
2.Педагогическая технология развития самостоятельности детей дошкольного возраста.
Авторы Л.В. Куцакова, В.В. Гербова, С.Л. Новоселова.
В основу технологии положена идея о формировании у детей навыков организации собственной деятельности (трудовой, игровой и т.д.).
Цель: развитие самостоятельности детей дошкольного возраста путем формирования положительного отношения к труду, обогащения представлений об окружающей действительности и умения использовать их в игре.
Задачи:
1.Формирование навыков организации и самоорганизации в деятельности (игровой, трудовой).
2.Развитие способности к творчеству в игре произвольности поведения в игровой и трудовой деятельности.
.Активизация инициативы детей при создании и реализации замыслов (целей деятельности).
Научные концепции освоения опыта:
3. Педагогическая технология развивающих игр.
Автор Б.П. Никитин.
Технология направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, создает условия для опережающего развития способностей детей.
Цель: развитие воображения и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.
Задачи:
1.Ознакомить ребенка с различными способами получения и передачи информации.
2.Развивать творческие способности, воображения детей.
4 .Педагогическая технология Метод проектов.
Авторы Д. Дьюн, У. Нилпатрик.
В основу технологии Метод проектов положена идея о направленности: учебно-познавательной деятельности дошкольников на заинтересованный результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы.
Цель: направить учебно-познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.
Задачи:
1.Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.
2.Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.
.Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
По характеру содержания и структуры
Обучающие Воспитательные |
Светские Религиозные |
Общеобразовательные Профессиональные |
Гуманистические |
Индивидуальные Групповые |
Коллективный способ обучения | Дифференцированное обучение |
Авторитарные | Личностно-ориентированные | Гуманно-личностные | Технологии сотрудничества | Свободного воспитания |
Репродуктивные Игровые |
Объяснительно-иллюстративные Проблемно-поисковые |
Развивающее обучение Творческие |
Массовая технология | Компенсирующие | Технологии работы с трудными детьми | Технологии работы с одарёнными детьми |