Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Инновационные технологии обучения
и воспитания в детском дошкольном учреждении

Лычак Лариса Сергеевна,
музыкальный руководитель
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка").
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для детей и педагога, гарантирующая воспроизводство результатов обучения вне зависимости от индивидуальности педагога.
Суть технологии,  и чем она отличается от программы и методики?

          Программа — это,  прежде всего документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения ребенка-дошкольника. А технология — это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. То есть программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?». А технология — на вопрос «как делать».
Под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:
  1. Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для -формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.                                                         -Медико-профилактическая.                                                                                                            -Физкультурно-оздоровительная.                                                                                                         -Технология обеспечения Социально-психологического благополучия ребёнка.                        -Технология здоровьесбережения и здоровьеобогощения.                                                        -Технология валеологического просвещения родителей.            
  2. Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
  3. Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
  4. Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
  5. Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование не только компьютера, но и  интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации
  6. Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
 Представленная ниже группа технологий характеризуется отношением взрослых к ребенку, позицией ребенка в образовательном процессе.
 1. Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.       
2. Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
3. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и дети совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
4. Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
5. Технология сотрудничества
 
Существует несколько подходов к классификации технологий:
(Наиболее полная классификация принадлежит Г.К. Селевко. Она объединяет технологии по сущностным и инструментально значимым свойствам).
В целом, наблюдается тенденция развития технологий - от технологий обучения к технологиям развития. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
  2. Технология развивающего обучения (к ним относятся развивающая среда ДОУ, программа ДОУ).
  3. Метод проектов.
  4. Развитие исследовательских умений.
  5. Технология проблемного обучения в детском саду.
  6. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. (Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.   Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.)
  7. Технология разноуровневого обучения. (Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка  принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.)
  8. Технология коллективного способа обучения. (Здесь имеется в виду общение, в процессе которого и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности.  Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка. При КСО у воспитанников развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки).
  9. Интерактивная технология в ДОУ, технология  ИКТ.
  10. Игровая технология. (Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения).
  11. Технология интегрированного занятия.
  12. Нетрадиционные техники рисования.
 
 
 
АВТОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
1.Педагогическая технология художественно - творческого развития детей дошкольного возраста.
Авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, Л.В. Куцакова, М.Б. Зацепина.
В основу технологии положена идея художественно - творческого развития ребенка средствами искусств.
Целевые ориентации технологии
Направление: художественно - эстетическое воспитание.
Цель: художественно - творческое развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Развитие художественного воспитания.
2.Формирование эстетических чувств и эмоций.
.Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребенка.
.Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.
.Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.
.Формирование основ художественно - творческой культуры личности.
 
2.Педагогическая технология развития самостоятельности детей дошкольного возраста.
Авторы Л.В. Куцакова, В.В. Гербова, С.Л. Новоселова.
В основу технологии положена идея о формировании у детей навыков организации собственной деятельности (трудовой, игровой и т.д.).
Цель: развитие самостоятельности детей дошкольного возраста путем формирования положительного отношения к труду, обогащения представлений об окружающей действительности и умения использовать их в игре.
Задачи:
1.Формирование навыков организации и самоорганизации в деятельности (игровой, трудовой).
2.Развитие способности к творчеству в игре произвольности поведения в игровой и трудовой деятельности.
.Активизация инициативы детей при создании и реализации замыслов (целей деятельности).
Научные концепции освоения опыта:
3. Педагогическая технология развивающих игр.
Автор Б.П. Никитин.
Технология направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, создает условия для опережающего развития способностей детей.
Цель: развитие воображения и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.
Задачи:
1.Ознакомить ребенка с различными способами получения и передачи информации.
2.Развивать творческие способности, воображения детей.
4 .Педагогическая технология Метод  проектов.
Авторы Д. Дьюн, У. Нилпатрик.
В основу технологии Метод проектов положена идея о направленности: учебно-познавательной деятельности дошкольников на заинтересованный результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы.
Цель: направить учебно-познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.
Задачи:
1.Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.
2.Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.
.Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.
 
 
 
 
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ     ТЕХНОЛОГИИ
По характеру содержания и структуры
Обучающие
Воспитательные
Светские
Религиозные
Общеобразовательные
Профессиональные
Гуманистические
По организационным формам
Индивидуальные
Групповые
Коллективный способ обучения Дифференцированное обучение
По подходу к ребёнку
Авторитарные Личностно-ориентированные Гуманно-личностные Технологии сотрудничества Свободного воспитания
По преобладающему (доминирующему) методу
Репродуктивные
Игровые
Объяснительно-иллюстративные
Проблемно-поисковые
Развивающее обучение
Творческие
По категории обучающихся
Массовая технология Компенсирующие Технологии работы с трудными детьми Технологии работы с одарёнными детьми
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»