Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование методик арт-терапии при подготовке детей к школе

Шиндина Софья Игоревна,
воспитатель 
Арт-терапия представляет собой целую систему психотерапевтических и педагогических методов, приемов, опирающихся на различные жанры искусства, все шире используемых в педагогическом процессе ДОУ в рамках инновационной деятельности. Занимаясь творчеством, ребенок не только помогает воспитателю понять свои проблемы, но и сам решает их.
Современная предметно-пространственная развивающая среда ДОУ (литературные источники, игровые наборы, оборудование для терапии песком и т. д.) позволяет широко применять в педагогической деятельности, в частности подготовке детей к школе, различные методики арт-терапии. Рассмотрим некоторые из них.
Метод игротерапии.
При проведении занятий с использованием данной методики учитывается интерес к игре у детей. Продолжительность игрового сеанса должна составлять до 30 минут. На занятиях по игротерапии можно использовать следующие игры.
«Кегли». Педагог с детьми бросает поочередно шар с одного места, проигравший собирает кегли. Таким образом, педагог может «проиграть» или «выиграть», создавая преимущества для ребенка или для себя, усложнять или упрощать игровую задачу (меняя расстояние до кеглей или между ними). Результат данной игры позволяет выявить следующие компоненты развития старших дошкольников: развитие координации, уровень притязаний, стремление к доминированию, реакцию на успех и неудачу.
«Колобок». Колобок (роль ребенка) убегает из дома и встречается с различными персонажами, которых изображает педагог. По пути Колобок преодолевает ряд препятствий (ищет дорогу в лесу, укрывается от непогоды, переходит реку). Проведение игры способствует определению зависимых и тревожных детей — они проявляют тревогу по мере «удаления от дома» и большое желание вернуться.
Также, детям можно предложить:
  • артикуляционные игровые упражнения «Варенье», «Чашечка», «Чистим зубки», «Улыбка», соединенные друг с другом по смысловой нагрузке;
  • игры на укрепление детского коллектива, развитие коммуникативных навыков: «Ищу друга», «Сороконожка»;
  • на развитие внимания, быстроты реакции, ловкости — «Змейка»;
  • на улучшение функции слуха — «Угадай, что шумит»;
  • на привитие способности связно говорить, обучение ребёнка отвлеченным понятиям — «Времена года»;
  • на обучение разграничения применения звуков — «Где спрятался звук?»
Метод драматерапии.
В ходе данного метода широко применяются этюды. Этюды способствуют развитию умения естественно выражать свои эмоции. В ходе занятия дети «проговаривают» различные эмоциональные состояния при помощи движений, мимики, жестов.
Для реализации поставленных задач педагог просит детей вообразить себе предлагаемую ситуацию. При этом, содержание этюда не доводится детям буквально, а ситуация передается с помощью эмоций.
На занятиях по драматизации можно использовать следующие этюды.
«После дождя». Лето, жарко, прошел сильный ливень; ребята обходят воображаемые лужи, стремятся не наступить в воду и оставить ноги  сухими, затем развеселились, так скачут по лужам, что брызги разлетаются в разные стороны, детям весело.
«Танец радости». Дети размещаются кругом, держась за руки, потом все вместе подпрыгивают как кузнечики, поворачиваются боками к солнцу, нежась от тепла, прыгают и веселятся как радостная детвора на солнечной полянке.
«Театр Масок» (задание преследует цель формирования навыков к разграничению эмоций). В ходе этюда при помощи мимики происходит тренировка способности творческого проявления эмоций. Выполнение мимических этюдов осуществляется с музыкальным сопровождением.
Драматерапия в практической деятельности со старшими дошкольниками способствует нивелированию чрезмерного внутреннего напряжения, развитию навыков естественного выражения чувств и проявления эмоций.
Метод куклотерапии.
При проведении занятий по куклотерапии следует придерживаться следующих этапов:
1. Налаживание контакта.
2. Создание куклы.
3. Процедура «активизации» куклы. «Завязывание знакомства» с куклой.
4. Далее следует коррекция. Вначале ребенку задаются вопросы об имени куклы, возрасте, ее окружении, времяпрепровождении, любимых занятиях, наличии друзей. В последующем разыгрывается мини — представление, сказка с участием куклы.
5. По окончании, подытоживая усвоенный материал, педагог спрашивает ребенка о том, что ему наиболее запомнилось из занятий, какие были трудности или простота в работе с куклой, доволен ли он проведенными занятиями.
Метод пескотерапии.
Методология занятий с использованием данного метода предусматривает следующие стадии:
1. Беседа с родителями воспитанников.
2. Показ песочницы. Рассказ о песке, его свойствах, о пространстве песочницы.
3. Демонстрация и знакомство с применяемыми разнообразными фигурками.
4. Установление условий игры в песочнице. Подчеркивается бережное отношение к инструментам игры (песку, фигуркам), недопущение баловства с песком (чтобы песок не попадал в глаза другим), а также уважение к «творениям», созданным друзьями.
5. Присвоение занятию темы, формирование основного содержания. Педагог, как ведущий, предстает сказочным персонажем, оглашающим тему, повествующим о происходящем, разъясняющим задания, задающим вопросы и загадывающим загадки.
6. Уборка рабочих мест по окончании занятия, наведение порядка в песочнице. При проведении занятий можно использовать такие игры:
«Угадай-ка». Ребенок пытается найти спрятанные в песке фигурки, а затем распознать их, не вынимая на поверхность.
«Веселые истории». Из букв на песчаной поверхности составлены простые слова, необходимо их прочитать вместе; в дальнейшем ребенок сам с завязанными глазами ищет в песке спрятанные буквы и восстанавливает слово.
«Мой город». Дети сооружают из песка свой городок, волшебное государство, сочиняют рассказ по созданному произведению.
Проведение сеансов пескотерапии с детьми организуется группами по 4–6 человек. По результатам «песочной деятельности» проводится анализ.
Занятия в группе способствуют привитию навыков коллективной игры, учат общению, выражению мыслей, позволяют играть различные роли, познавать себя, свои чувства.
 
Использованная литература:
  1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2016.
  2. Свистунова Е.В., Горбунова Е.В., Мильке Е.А. и др. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия: учеб.-методич.пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017.
  3. Шишова Т.Л., Медведева И.Я. Дети, куклы и мы. Руководство по куклотерапии. Изд-во «Зерна-книга», 2014.
  4. Юнина-Пакулова Н. Ю. Методы и техники арт-терапии. Методические материалы.— Коломна: СереброСлов, 2016.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»