Социально-коммуникативное развитие ребенка
дошкольного возраста с помощью
сюжетно-ролевой игры
Василевская Светлана Викторовна,
воспитатель
АННОТАЦИЯвоспитатель
В статье анализируется роль сюжетно-ролевых игр в развитии социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Отмечено, что значительное влияние на ребенка оказывает сюжетно-ролевая игра с ее специфической структурой реализации.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, социально-коммуникативное развитие, коммуникация, дети.
Дошкольное детство - короткий, но очень важный этап в жизни каждого ребенка. В дошкольные годы ребенок познает окружающий мир, испытывает острое желание принимать активное участие в жизни взрослых. Открывает для себя новые виды деятельности, стремится к самостоятельности.
Игра- это самый привычный для ребенка вид деятельности и способ усвоения знаний из окружающего мира. Игра способствует развитию у детей мышления, воображения, эмоций, побуждает к активному взаимодействию с другими людьми.
Актуальность данной темы заключается в том, что сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных средств социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, в которой дети взаимодействуют со сверстниками. Формирование социально-коммуникативных навыков у ребенка чаще всего происходит в игровой деятельности.
Сюжетно-ролевая оказывает большое влияние на развитие ребенка дошкольного возраста. С ее помощью дети изучают природу человеческих отношений, учатся понимать и ориентироваться в причинах поведения людей, анализировать, выражать свою точку зрения. Изучением особенностей сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте занимались многие ученые: Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая.
Как утверждал Л.С. Выготский: игра является источником развития, она создает зону ближайшего развития, то есть определяет развитие ребенка. [1].
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Помимо развития языковых навыков, дети могут научиться играть вместе, а не просто рядом. Хорошо продуманная игра создает новые жизненные ситуации, в которых дети стремятся, как можно лучше реализовать свою потребность в общении со сверстниками.
Содержание сюжетно-ролевых игр воплощается с помощью ролей, которые осуществляют дети. Для ребенка роль – это позиция, которую он играет, идентифицируя себя с персонажем истории и действуя в соответствии со своим восприятием этого героя. Каждая роль содержит свой набор поведенческих правил, которые ребенок перенял из своего окружения и позаимствовал из отношений в мире взрослых. Так возникает общение с другим человеком.
Сюжетно-ролевая игра способствует возникновению новых форм взаимоотношений у старших дошкольников, так как для достижения результатов игры детям необходимо быть более общительными, инициативными и позитивными в отношениях.
В конечном счете, дети должны обсуждать игру вместе, распределять роли с учетом своих интересов, также быть внимательными к сверстникам и приходить им на помощь, когда они в этом нуждаются. У них развивается чувство ответственности за достижение общей цели. Соответственно игровые и реальные отношения сливаются и становятся единым целым.
Игры с воображением - эффективный способ развития мышечной силы и навыков социального общения у детей старшего дошкольного возраста. Дети придумывают свои собственные истории для сюжетно-ролевой игры. В процессе такой работы они учатся слушать друг друга и дополнять историю другого. Таким образом, огромный вклад в формировании социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста вносит сюжетно-ролевая игра. Целенаправленное внедрение сюжетно-ролевых игр позволяет детям осваивать социальный опыт через конкретные сюжетные линии и содержание, а также узнавать о ценностях, традициях, культуре и правилах поведения в обществе.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. М., 1956. 448 с.
- Коломийченко Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — М., 2007. — 127 с.
- Скворцова, С. С. К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет в сюжетно-ролевой игре / С. С. Скворцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 477-480. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39669
- Церцвадзе, Р. Г. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста / Р. Г. Церцвадзе, В. В. Крылова // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3. -С. 36–37.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Тимова М.Х. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 33(203). URL: https://sibac.info/journal/student/203/265811 (дата обращения: 21.10.2022).