Организация сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО
Гусева Александра Игоревна,
воспитательГБДОУ детский сад № 45
общеразвивающего вида с деятельностью
по познавательно-речевому развитию детей
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
«Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» Л.С Выготский воспитательГБДОУ детский сад № 45
общеразвивающего вида с деятельностью
по познавательно-речевому развитию детей
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Игра на протяжении всего дошкольного детства является ведущим видом деятельности.
Сюжетно-ролевая игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. Но на сегодняшний день в педагогической теории и практике все чаще отмечается, что сюжетно-ролевая творческая игра детей в ДОУ не достигает должного уровня, а следовательно, не выполняет присущих ей функций. Игра уходит из жизни дошкольников, ее место занимают познавательная, художественно-эстетическая деятельность. Сейчас появилось такое выражение: «Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения». Такой факт является следствием целого ряда причин. Общепринятым стало утверждение “Необходимо учить детей играть”. Однако специальных занятий для этого в режиме дня ДОУ не предусмотрено. Поэтому педагог часто учит детей играть так : задает тему, строит игру, распределяет роли, развивает сюжет, оценивает действия детей.
Таким образом, самостоятельность, инициатива и творчество детей вытесняются слишком прямым воздействием взрослого. В группе появляется четко подобранный для каждой игры комплект атрибутов, обыгранный с педагогом сценарий, дети воспроизводят его, внося лишь небольшие коррективы. Такие игры перестают вызывать интерес у детей.
С принятием Федерального Государственного Образовательного Стандарта игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями и направить стратегию педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии ее педагогического сопровождения.
Принципы построения сюжетно-ролевой игры :
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Как играть с детьми:
Важно обратить внимание на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре.
Целесообразно начинать с наблюдения за играми детей, выявления их игровых умений и интересов. В процессе воспитатель обращает внимание на начало игры (кто инициатор, на ход игры (как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете, какие игровые умения используются, на речевые проявления детей, что отражается в содержании игры, на эмоции детей, конец игры (было ли логическое завершение).
Игровая позиция воспитателя включает в себя:
-Ярко выраженный интерес педагога к играм детей;
-Рефлексию, как способность увидеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
-Инфантилизацию, (способность на время превратится в ребенка) как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;
-Эмпатию, как способность чувствовать игровые состояния других людей;
-Креативность, как способность находить нестандартные пути достижения цели.
Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей включает в себя:
- Осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности и ее результат;
-Наличие игровой позиции, сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей;
-Поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игре (партнер-координатор-наблюдатель);
-Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников;
-Ориентацию педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие;
-Создание современной предметно-игровой среды.
Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей в сюжетно-ролевой игре:
1.Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры; развитие эмоционального отношения к людям
Чтение детской художественной и познавательной литературы. Беседы по содержанию прочитанного, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий. Наблюдение за деятельностью и отношениями людей.
2.Создание банка идей
Сотворчество воспитателя и детей: придумывание ситуаций взаимодействия между людьми, событий; соединение реальных и фантастических персонажей в одном сюжете. Фиксирование придуманных ситуаций, событий при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания воспитателем под диктовку детей и прочее.
3.Создание предметно-игровой среды
Предметно - пространственная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
4.Организация совместной сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей
Педагогическая поддержка детей в сюжетно-ролевой игре на основе выполнения одной из ролевых позиций.
5.Организация самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей
6.Наблюдение за самостоятельными играми детей : воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации, осуществляет определение задач развития игры на перспективу.
Если ребенок организовал игру на определенный сюжет, значит, полученные представления оказались яркими, вызвали эмоциональный отклик. Значит, воспитатель сделал все правильно!
В заключении хочется отметить, что сюжетно-ролевая игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Список литературы:
1. Зворыгина Е.В., Комарова Н. «Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры».// Дошкольное воспитание. – 2006.
2. Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей». М.:Просвещение, 2008.
3. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников». - М: Айрис-пресс.
4. Коаснощекова Н.В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста – Ростов -на -дону, Феникс, 2008г.
5. «Психология и педагогика игры дошкольника»./ Под ред. Запорожца А.В., Усовой АЛ.-М., 1966.
6. Турыгина СВ., Кугач А.Н. «Игра - понятие многогранное» // Детский досуг. - 2007.
7.Интернет ресурсы.