Педагогическое сопровождение семьи в период развода
Щеголева Диана Филюсовна
Институт семьи и брака в современной России столкнулся с большим количеством трудностей. К их числу можно отнести значительное снижение популярности законного брака и значительное увеличение числа разводов, воспитание детей в неполных семьях. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать. Как показывают многочисленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. [2] Развод чаще всего является психологической травмой для ребенка и сопровождается негативными переживаниями. [1]
Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей — нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследования психологов, которые выявили снижение адаптивности детей из разведенных семей по сравнению с детьми из полных благополучных семей. [3]
В такой сложный период очень важно поддержать ребенка и его семью, обеспечив им грамотное квалифицированное педагогическое сопровождение.
Для выявления взглядов педагогов на педагогическое сопровождение семьи с ребенком в период развода в ДОО, а также на содержание и методы взаимодействия с семьями воспитанников нами были проведены беседы и анкетирования педагогов ДОО. Всего в нашем исследовании приняло участие 53 педагога из образовательных организаций города Балашихи Московской области.
По результатам анкетирования было отмечено, что большинство респондентов (85%) знали о проблемах в семье воспитанника и единодушно признавали важность психического комфорта ребенка.
По мнению большинства педагогов, необычные проявления в поведении детей были связаны с разводом родителей, а именно преобладали следующие реакции: беспокойство, тревожность, нервный тик, замкнутость, капризы.
По вопросу об основных причинах развода, были отмечены: алкоголизм отца, новые взаимоотношения одного из родителей, несовместимость характера или материальные затруднения.
Опрос респондентов свидетельствовал о том, что большинство родителей не обращались за помощью к педагогу в период развода, лишь некоторые родители (10%) за консультацией по поводу общения с ребенком в этот период или обращались другие члены семьи (бабушки). Однако на наш взгляд, только доверительные отношения родителей и педагогов помогают им должным образом реагировать на воспитательные потребности ребенка после развода, наладить с ним контакт, способны решить все проблемы взаимоотношения с детьми, снизить риск возникновения и развития нервозов.
Недостаточное и неполноценное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивают возможности развития ребенка, но и ставят его здоровье на грань психоэмоционального напряжения.
Несмотря на советы родителям (ласкового обращения к ребенку, чтения художественной литературы, проявлению терпения, сдержанности, спокойствия в отношениях), многие из педагогов рекомендовали обратиться к специалистам (психологу, юристу, невропатологу, социальному работнику), то есть испытывали трудности в общении.
Именно педагог через различные формы педагогического сопровождения воспитанников способен помочь как соответствующей информацией, так практическими советами в воспитании.
Для устранения обозначенных трудностей респонденты отмечали, что нуждаются в информации как работать с семьей ребенка в период развода, а именно есть потребность в специальной литературе; аутотренинге и играх для детей; информации для консультаций с родителями; консультации юриста.
Вопрос о формах взаимодействия показал, что в основном педагогами ДОО применяются традиционные формы — родительские собрания, анкетирование, беседы, консультации, но имеют место и нетрадиционные решение проблемных ситуаций, дискуссии, круглые столы.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о малоэффективности процесса педагогического сопровождения семьи в период развода.
С одной стороны педагоги отмечают пассивность и замкнутость родителей, а с другой сами испытывают затруднения в общении, не знают действенных способов сопровождения семьи в подобной ситуации, хотя и стремятся оказывать помощь.
Для гармонизации личностного развития с дошкольниками из семей в период развода необходима специальная работа, проводимая педагогом, а также консультативная работа с родителями дошкольников. Полученные данные свидетельствуют о необходимости уточнения содержания и форм педагогического сопровождения семьи в период развода, поиска новых эффективных условий для создания благоприятного психологического климата в семье.
Использованная литература:
1. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение // Антропологический, деятельностной и культурологический подходы. Тезаурус, 2005.— No 5 (24).— С. 98–99.
2. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства: Учебное пособие.— М.: Издво Института Психотерапии, 2006.— 319.
3. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.3.— М., 1995.— С. 58–64.