Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогическое сопровождение семьи в период развода

Щеголева Диана Филюсовна
Институт семьи и брака в современной России столкнулся с большим количеством трудностей. К их числу можно  отнести значительное снижение популярности законного брака и значительное увеличение числа разводов, воспитание детей в неполных  семьях. По данным статистики, за последние годы резко возрастает  число детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые  воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать. Как  показывают многочисленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье  имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. [2] 
Развод чаще всего является психологической травмой для ребенка  и сопровождается негативными переживаниями. [1] 
Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей — нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об  этом свидетельствуют результаты  исследования психологов, которые выявили снижение адаптивности детей из разведенных семей  по сравнению с детьми из полных благополучных семей. [3]
 В такой сложный период очень важно поддержать ребенка и его семью, обеспечив им грамотное  квалифицированное педагогическое сопровождение. 
Для выявления взглядов педагогов на педагогическое сопровождение семьи с ребенком в период  развода в ДОО, а также на содержание и методы взаимодействия  с семьями воспитанников нами  были проведены беседы и анкетирования педагогов ДОО. Всего  в нашем исследовании приняло  участие 53 педагога из образовательных организаций города Балашихи Московской области.
 По результатам анкетирования было отмечено, что большинство  респондентов (85%) знали о проблемах в семье воспитанника и единодушно признавали важность психического комфорта ребенка. 
По мнению большинства педагогов, необычные проявления  в поведении детей были связаны с разводом родителей, а именно преобладали следующие реакции:  беспокойство, тревожность, нервный тик, замкнутость, капризы. 
По вопросу об основных причинах развода, были отмечены:  алкоголизм отца, новые взаимоотношения одного из родителей,  несовместимость характера или материальные затруднения. 
Опрос респондентов свидетельствовал о том, что большинство родителей не обращались за помощью к педагогу в период развода,  лишь некоторые родители (10%)  за консультацией по поводу общения с ребенком в этот период или  обращались другие члены семьи (бабушки). Однако на наш взгляд, только  доверительные отношения родителей и педагогов помогают им  должным образом реагировать на  воспитательные потребности ребенка после развода, наладить  с ним контакт, способны решить все проблемы взаимоотношения  с детьми, снизить риск возникновения и развития нервозов. 
Недостаточное и неполноценное  общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий  не только ограничивают возможности развития ребенка, но и ставят  его здоровье на грань психоэмоционального напряжения. 
Несмотря на советы родителям  (ласкового обращения к ребенку, чтения художественной литературы, проявлению терпения,  сдержанности, спокойствия в отношениях), многие из педагогов  рекомендовали обратиться к специалистам (психологу, юристу,  невропатологу, социальному работнику), то есть испытывали трудности в общении. 
Именно педагог через различные формы педагогического сопровождения воспитанников способен помочь как соответствующей  информацией, так практическими  советами в воспитании.
 Для устранения обозначенных трудностей респонденты отмечали, что нуждаются в информации как  работать с семьей ребенка в период развода, а именно есть потребность в специальной литературе; аутотренинге и играх для  детей; информации для консультаций с родителями; консультации  юриста. 
Вопрос о формах взаимодействия показал, что в основном педагогами ДОО применяются традиционные формы — родительские  собрания, анкетирование, беседы,  консультации, но имеют место и нетрадиционные­ решение проблемных ситуаций, дискуссии, круглые  столы.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать  вывод о малоэффективности процесса педагогического сопровождения семьи в период развода. 
С одной стороны педагоги отмечают пассивность и замкнутость  родителей, а с другой сами испытывают затруднения в общении,  не знают действенных способов сопровождения семьи в подобной  ситуации, хотя и стремятся оказывать помощь. 
Для гармонизации личностного  развития с дошкольниками из семей в период развода необходима  специальная работа, проводимая  педагогом, а также консультативная работа с родителями дошкольников. Полученные данные свидетельствуют о необходимости  уточнения содержания и форм педагогического сопровождения  семьи в период развода, поиска новых эффективных условий для  создания благоприятного психологического климата в семье. 
Использованная литература: 
1. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение // Антропологический, деятельностной и культурологический подходы. Тезаурус, 2005.— No 5 (24).—  С. 98–99.
 2. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства: Учебное пособие.— М.: Изд­во Института Психотерапии, 2006.— 319. 
3. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе.  Вып.3.— М., 1995.— С. 58–64.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»