Развитие патриотизма на занятиях по физической культуре в ДОУ
Ситникова Надежда Александровна,
инструктор по физической культуре ГБДОУ № 70
Невского района Санкт-Петербурга
В данной статье отображен полученный в ходе проведенной работы опыт и выработанные рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию текущего поколения дошкольного возраста посредством организации и проведения занятий физической культурой. Рассмотрены основные методики и форматы работы, механизмы реализации задач по данному направлению, применяемые в ГБДОУ №70 Невского района г. Санкт-Петербурга.инструктор по физической культуре ГБДОУ № 70
Невского района Санкт-Петербурга
В настоящее время в России происходит ряд огромных изменений. При чем это касается не только существующих нравственных ценностей, но и также отношения к событиям нашей истории. Конечно, в текущее время меняется в первую очередь отношение большинства людей к Родине. Поэтому проблема патриотического воспитания детей на сегодняшний день является весьма актуальной и одной из основных задач любого дошкольного образовательного учреждения.
ФГОС дошкольного образования предполагает собой формирование первичных представлений о себе, а также о других людях, окружающем мире, его свойствах, о нашей малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях российского народа, об отечественных обычаях и традициях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы и многообразии стран и народов мира. Однако, к глубокому сожалению, стоит признаться, что современное поколение испытывает дефицит знаний о родном городе, стране, культуре и традициях.
Одним из наиболее эффективных способов решения проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физической культурой и спортом, так как формирование физических качеств, двигательных навыков и умений очень тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Особую актуальность занятия физической культурой и спортом приобрели в текущее время, когда стали приняты государственные меры, а также соответствующие меры по их развитию, где четко говорится о важности и своевременной необходимости воспитания патриотов нашей страны, обладающих высоким уровнем нравственности. Начинать такое воспитание нужно как можно раньше, например, начиная с детского сада по достижении детьми дошкольного возраста. Возможные методики и подходы патриотического воспитания ребенка в настоящее время крайне разнообразны. Но при этом всегда стоит учитывать психологические особенности дошкольника (например, его эмоциональное восприятие происходящего вокруг, образность и конкретность мышления, понимания социальных явлений и др.).
Развитие патриотизма у детей в детском саду происходит при использовании различных методик, вариаций форм и приемов: в непосредственно дошкольной образовательной деятельности, при проведении разнообразных спортивных тематических праздников, развлечений и досугов, а также использовании патриотических подвижных игр и игр-эстафет.
На мой взгляд самой продуктивной воспитательной методикой является организация спортивных развлечений, а также других вариантов досуга и праздников. Использование таких форм работы закрепляют полученные детьми знания по определенной тематике. Например, ко Дню Защитника Отечества в детском саду проводятся интегрированные занятия «Есть такая профессия – Родину защищать», «Военные профессии», музыкально-спортивные праздники и развлечения «Будем в армии служить» и другие.
С целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат и офицеров через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований организуются спортивные соревнования с участием родителей. Когда у взрослых есть возможность на глазах у детей продемонстрировать свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств. Особое внимание на занятиях по физическому воспитанию следует уделять строевой подготовке под военные марши.
Таким образом, систематическая работа по патриотическому воспитанию посредством физической культуры и спорта, способствует формированию патриотизма у дошкольников. Совместная работа инструктора по физической культуре, воспитателей, детей и их родителей получает отличный результат.
Список литературы:
- Кондрыкинской Л.А., «С чего начинается Родина?» Под ред. Кондрыкинской Л.А., М.,2003.
- Маханева М.Д., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / М.Д. Маханева – М.: Сфера, 2010.
- Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 416 c