Создание условий для конструктивной деятельности детей
Григорян Астгик Нверовна
Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий( настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек – вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей старшего дошкольного возраста.Кроме этого , для конструктивной деятельности детей необходимы различные дополнительные материалы и игрушки.
Учитывая, что при конструировании из строительных материалов значительная часть деталей уходит на изготовление перекрытий, а порой ограниченное их количество не позволяет сооружать перекрытия в соответствии с детским замыслом, педагоги предлагают ребятам различные по конфигурации пластины ( квадратные, круглые, треугольные, овальные, многоугольные и др.). Делают их из фанеры, оргстекла, оргалита, плотного картона и других материалов. Размер подбирают произвольно. Необходимо только учитывать, чтобы пластины для мелкого строителя умещались в обычный ящик от строительного материала. А пластины для крупного строителя не превышали по длине самую длинную деталь в наборе.
Если в строительных наборах не хватает цилиндров (колес), то их делают из круглых длинных палок ( черенков), нарезая на отрезки разной длины. Широко используются детали, вырезанные из пенопласта и окрашенные разные цвета ( в основном для украшения построек).
В работе с детьми старшего дошкольного возраста по определенным темам ( «Здания», « Мосты», «Транспорт») применяются рисунки, иллюстрации, фотографии, чертежи, схемы. Они используются в качестве образцов. Это чертежи типа « Дострой здание», « Найди ошибку в чертеже»; изображения сложных построек, показывающих ребенку этапы их сооружения; чертежи, дающие лишь схему предмета , и др.
Во многих дошкольных учреждениях строительный материал для занятий хранится в методическом кабинете. В таком случае приобретают тридцать строительных наборов для разных возрастных групп. Все детали раскладывают в коробки по формам и цвету. Например, красные кубики- в одну коробку, синие кирпичики – другую и т.д. На узкую часть коробок наклеивают маленькие изображения тех деталей , которые в них лежат. Такое хранение удобно тем, что пользоваться материалом могут все возрастные группы, значительно уменьшается время на его уборку, дети не ограничиваются только теми деталями, которые имеются в той или иной коробке. Ведь в комплекте обычно однородные детали имеют разный цвет. И поэтому как бы ребенок не пытался соотнести их по цвету, постройка получится пёстрой.
В некоторых детских садах имеются специально оснащенные кабинеты технического и художественного творчества, где созданы условия для организации конструктивной деятельности детей: расставлены столы, разложен строительный материал, игрушки и другие дополнительные материалы, подобраны конструктивные игры-головоломки. А также имеется возможность показывать детям слайды, диафильмы. На расставленных мольбертах дети могут нарисовать , например, здания, машины, мосты, а затем использовать свои рисунки как образцы для конструирования. На мольбертах удобно демонстрировать чертежи, схемы, планы и т. п.
Ближе к краям столов лучше ставить коробки с наиболее часто употребляющимися деталями ( кирпичиками, кубиками, пластинами). Расстояние между рабочими столами и столами с материалом не должно превышать 1 м, чтобы не тратить время на лишнее хождение.
Подобное проведение занятий удобно тем, что коробки со строительным материалом не мешают детям работать, увеличивается полезная площадь столов для конструирования, облегчается анализ сооружений , поскольку все они на виду ( опустевшие коробки не загораживают постройки).
Чтобы строительным материалом было удобно пользоваться в свободное от занятий время, для него отводят определенное место.
В группах младшего дошкольного возраста настольный строительный материал чаще размещают на полках, которые стоят на двух узких стволах или висят над ними.
Его раскладывают по цвету и форме ( прямо на полочках), чтобы дети могли быстро отобрать необходимые детали, а затем убрать их на место. Количество деталей и место для работы должно быть рассчитано для одновременного конструирования четырех-пяти деталей. Для обыгрывания построек здесь же расставляются мелкие игрушки ( токарные ёлочки, флажки, матрешки, зверюшки, машинки идр.).
Крупный строительный материал хранят на стеллажах, на низко подвешенных полках, платформах, в коробках. Его тоже раскладывают по форме. Под полками или рядом с ними расставляют крупные транспортные игрушки и игрушки , необходимые для игры( куклы, собачки, медведи и др.). Место для конструирования желательно оборудовать в стороне от постоянного движения детей и взрослых.
В группах среднего дошкольного возраста строительный материал хранят в коробках , в которых он приобретен. Мелкие игрушки можно не расставлять на полках, а также убрать в коробки.
Крупный строительный материал хранят в шкафах, на подвесных полках ( в открытом виде). Чем крупнее детали , тем ниже они размещаются.
В старших группах специального места для конструирования не выделяют, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные.
Мелкий строительный материал хранят в коробках, в которых он был приобретен, и по деталям не разбираю. Крупный строительный материал обычно убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины как для настольного , так и для напольного строителей находятся здесь же. Мелкий обыгрывающий материал складывают в коробки.
В старших группах организуется уголок ручного труда, где размещаются шкафы, стеллажи или полки.
На верхней полке выделяется место для периодически меняющихся выставок( народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.).
На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном ( различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей крахмальный, казеиновый, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем – все для работы с использованным материалом ( различные коробки из-под пищевых продуктов, парфюмерии, шпагат, проволока в полихлорвиниловой оболочке, поролон, пенопласт и др.).
Далее на полке располагается все необходимое для шитья ( только в подготовительных к школе группах) : одна-две швейные детские машинки; коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных видов тканей; альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др.
И наконец, на самой нижней полке располагается природный материал( шишки, веточки, желуди, каштаны, ракушки, перышки и т .д.
Специальные столы для работы не ставятся, а используются те же, за которыми дети занимаются.
Для того, чтобы уголок имел эстетический вид и для удобства пользования, на коробках наклеивают маленькие изображения тех предметов, которые в них лежат. Внутри коробки можно поделить на ячейки , например для хранения желудей , косточек или ниток, пуговиц.
Организуя работу по конструированию и ручному труду, воспитатели должны помнить, что детям не предлагают мех, ткань на нейлоновой основе , проволоку без оболочки, канцелярский клей, коробки от сыпучих лекарственных средств, плоды репейника, колосья, ядовитые растения, скорлупу сырых яиц, спичечные коробки и спички, коробки из-под сигарет , папирос, скрепки, булавки, кнопки и другие колющие предметы( кроме иголок, хранящихся у воспитателя), баллоны от аэрозолей и т.д.