Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Создание условий для конструктивной деятельности детей

Григорян Астгик Нверовна
Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий( настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек – вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей старшего дошкольного возраста.
 Кроме этого , для конструктивной деятельности детей необходимы различные дополнительные материалы и игрушки.
Учитывая, что при конструировании из строительных материалов значительная часть деталей уходит на изготовление перекрытий, а порой ограниченное их количество не позволяет сооружать перекрытия в соответствии с детским замыслом, педагоги предлагают ребятам различные по конфигурации пластины ( квадратные, круглые,  треугольные, овальные, многоугольные и др.). Делают их из фанеры, оргстекла, оргалита, плотного картона и других материалов. Размер подбирают произвольно. Необходимо только учитывать, чтобы пластины для мелкого строителя умещались в обычный ящик от строительного материала. А пластины для крупного строителя не превышали по длине самую длинную деталь в наборе.
    Если в строительных наборах не хватает цилиндров (колес), то их делают из круглых длинных палок ( черенков), нарезая на отрезки разной длины. Широко используются детали, вырезанные из пенопласта и окрашенные разные цвета ( в основном для украшения построек).
   В работе с детьми старшего дошкольного возраста по определенным темам ( «Здания», « Мосты», «Транспорт») применяются рисунки, иллюстрации, фотографии, чертежи, схемы. Они используются в качестве образцов. Это чертежи типа « Дострой здание», « Найди ошибку в чертеже»; изображения сложных построек, показывающих ребенку этапы их сооружения; чертежи, дающие лишь схему предмета , и др.
   Во многих дошкольных учреждениях строительный материал для занятий хранится в методическом кабинете. В таком случае приобретают тридцать строительных наборов для разных возрастных групп. Все детали раскладывают в коробки по формам и цвету. Например, красные кубики- в одну коробку, синие кирпичики – другую и т.д. На узкую часть коробок наклеивают маленькие изображения тех деталей , которые в них лежат. Такое хранение удобно тем, что пользоваться материалом могут все возрастные группы, значительно уменьшается время на его уборку, дети не ограничиваются только теми деталями, которые имеются в той или иной коробке. Ведь в комплекте обычно однородные детали имеют разный цвет. И поэтому как бы ребенок не пытался соотнести их по цвету, постройка получится пёстрой.
   В некоторых детских садах имеются специально оснащенные кабинеты технического и художественного творчества, где созданы условия для организации конструктивной деятельности детей: расставлены столы, разложен строительный материал, игрушки и другие дополнительные материалы, подобраны конструктивные игры-головоломки. А также имеется возможность показывать детям слайды, диафильмы. На расставленных мольбертах дети могут нарисовать , например, здания, машины, мосты, а затем использовать свои рисунки как образцы для конструирования. На мольбертах удобно демонстрировать чертежи, схемы, планы и т. п.
   Ближе к краям столов лучше ставить коробки с наиболее часто употребляющимися деталями ( кирпичиками, кубиками, пластинами). Расстояние между рабочими столами и столами с материалом не должно превышать 1 м, чтобы не тратить время на лишнее хождение.
  Подобное проведение занятий удобно тем, что коробки со строительным материалом не мешают детям работать, увеличивается полезная площадь столов для конструирования, облегчается анализ сооружений , поскольку все они на виду ( опустевшие коробки не загораживают постройки).
 Чтобы строительным материалом было удобно пользоваться в свободное от занятий время, для него отводят определенное место.
В группах младшего дошкольного возраста настольный строительный материал чаще размещают на полках, которые стоят на двух узких стволах или висят над ними.
 Его раскладывают по цвету и форме ( прямо на полочках), чтобы дети могли быстро отобрать необходимые детали, а затем убрать их на место. Количество деталей и место для работы должно быть рассчитано для одновременного конструирования четырех-пяти деталей. Для обыгрывания построек здесь же расставляются мелкие игрушки ( токарные ёлочки, флажки, матрешки, зверюшки, машинки идр.).
  Крупный строительный материал хранят на стеллажах, на низко подвешенных полках, платформах, в коробках. Его тоже раскладывают по форме. Под полками или рядом с ними расставляют крупные транспортные игрушки и игрушки , необходимые для игры( куклы, собачки, медведи и др.). Место для конструирования желательно оборудовать в стороне от постоянного движения детей и взрослых.
  В группах среднего дошкольного возраста строительный материал хранят в коробках , в которых он приобретен. Мелкие игрушки можно не расставлять на полках, а также убрать в  коробки.
 Крупный строительный материал хранят в шкафах, на подвесных полках ( в открытом виде). Чем крупнее детали , тем ниже они размещаются.
В старших группах специального места для конструирования не выделяют, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные.
 Мелкий строительный материал хранят в коробках, в которых он был приобретен, и по деталям не разбираю. Крупный строительный материал обычно убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины как для настольного , так и для напольного строителей находятся здесь же. Мелкий обыгрывающий материал складывают в коробки.
  В старших группах организуется уголок ручного труда, где размещаются шкафы, стеллажи или полки.
  На верхней полке выделяется место для периодически меняющихся выставок( народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.).
  На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном ( различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей крахмальный, казеиновый, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем – все для работы с использованным материалом ( различные коробки из-под пищевых продуктов, парфюмерии, шпагат, проволока в полихлорвиниловой оболочке, поролон, пенопласт и др.).
  Далее на полке располагается все необходимое для шитья ( только в подготовительных к школе группах) : одна-две швейные детские машинки; коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных видов тканей; альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др.
И наконец, на самой нижней полке располагается природный материал( шишки, веточки, желуди, каштаны, ракушки, перышки и т .д.
Специальные столы для работы не ставятся, а используются те же, за которыми дети занимаются.
  Для того, чтобы уголок имел эстетический вид и для удобства пользования, на коробках наклеивают маленькие изображения тех предметов, которые в них лежат. Внутри коробки можно поделить на ячейки , например для хранения желудей , косточек или ниток, пуговиц.
Организуя работу по конструированию и ручному труду, воспитатели должны помнить, что детям не предлагают мех, ткань на нейлоновой основе , проволоку без оболочки, канцелярский клей, коробки от сыпучих лекарственных средств, плоды репейника, колосья, ядовитые растения, скорлупу сырых яиц, спичечные коробки и спички, коробки из-под сигарет , папирос, скрепки, булавки, кнопки и другие колющие предметы( кроме иголок, хранящихся у воспитателя), баллоны от аэрозолей и т.д.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»