Использование фольклора в развитии культурно-гигиенических
навыков у детей раннего возраста
Зернова Екатерина Валерьевна
Поступление ребенка в детский сад - сложный и ответственный период в жизни малыша и взрослых. В этот период происходит адаптация воспитанника к новым социальным условиям. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное пребывание в детском саду и в семье.
Формирование культурно-гигиенических навыков в возрасте 2-3 лет очень актуальная тема. С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучать к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко вырабатывается привычка следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретённые в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью в чистоте.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры : песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки.
Возможности фольклора в воспитании дошкольников очень широки и многогранны. Он развивает и совершенствует речь, мышление, вызывает яркие эмоциональные отклики, воспитывает чувство доброты и уважения.
Для формирования культурно-гигиенических навыков в группе созданы определенные условия. К основным условиям относятся четкий режим дня, рационально организованная обстановка, специально созданная предметно-развивающая среда, руководство взрослых.
Самые маленькие овладевают простейшими навыками (мыть руки, пользоваться полотенцем, самостоятельно кушать). Также детей раннего возраста педагоги знакомят с простейшими правилами поведения в детском коллективе. Воспитывают положительные взаимоотношения, учат не мешать друг другу, приучают здороваться, прощаться, правильно пользоваться игрушками, не разбрасывая их, убирать на место. Малышей приучают соблюдать чистоту и порядок.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Прививая гигиенические навыки детям, мы тем самым развиваем у них эстетическое чувство и вкус.
Для развития и закрепления культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста часто используются малые формы фольклора – потешки.
Встречая утром детей, воспитатель тепло улыбается, здоровается с ними, обязательно называет детей по имени, и приглашает пройти в группу, используя фольклор:
Доброе утро, зайка мой.
Доброе утро, Максимка дорогой.
Я Максимку люблю, ему песенку спою.
При намыливании рук педагог старается не торопить ребенка, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие. Когда дети намыливают руки, педагог сопровождает их действия потешками:
В руки мыло мы возьмем
И водичкою польем.
Моем руки чисто, чисто.
А потом лицо умыли,
Носик тоже мы промыли.
Полотенцем вытирались,
На себя мы любовались.
Во время кормления детей хорошо использовать вот такого рода потешки:
Каша из гречки варилась на печке, варилась и прела, чтобы Настя ела.
Умница, Настенька, ешь кашу сладенькую,
Мягкую, душистую, вкусную, пушистую».
«Это - ложка, это - чашка. В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала - кашки гречневой не стало!»
Одевая малыша, можно прочитать:
Мы наденем Мишке теплые штанишки,
Мы наденем Мишке валенки-малышки.
«Застегнём застёжки на твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки, разные заклёпочки»
Потешка на сон грядущий :
Баю, баю, баюшок,
В огороде петушок.
Песни громко поет,
Ване спать не дает
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать - не гулять,
Только глазки закрывать
При пробуждении:
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки,
Потягушечки,
Где игрушечки
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми!
Нашу детку подними!
При помощи потешки, нелюбимое девочками плетение кос превращается в волшебный ритуал:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Список литературы
1.Белостоцкая Е.М. Гигиенические основы воспитания детей – М., 1987.
2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский
фольклор [Текст]. – СПб.: КАРО, 2014.
3. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект [Текст]. - М.: Айрис-пресс, 2011.
4. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию [Текст]. - М.: Просвещение, 1997.