Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ориентировка ребёнка на речь

Эстрина Светлана Михайловна,
учитель-логопед ​ГБДОУ детский сад № 23
комбинированого вида
Петроградского района Санкт-Петербурга
     Развитие речи ребёнка в раннем возрасте делится на два периода. Первый период (подготовительный) длится до  полутора- двух лет. Как правило самостоятельная речь ещё не оформлена. Второй период с полутора- двух лет- возникает самостоятельная речь ребёнка. Мы рассмотрим подготовительный период.
     Первые нечленораздельные, рефлекторные крики ребёнка появляются в период новорожденности. Они выражают эмоциональное состояние, потребности в еде, дискомфорт.
     В первые полгода жизни ребёнка появляется потребность эмоционального общения со взрослым. Это проявляется в так называемом «комплексе оживления»- положительной сложной реакции на говорящее лицо взрослого, что свидетельствует о потребности ребёнка в эмоциональном общении со взрослым. В дальнейшем инициатива общения всё больше и больше переходит к ребёнку.
      Ребёнок «считывает» воспитывающие и обучающие воздействия, предоставляемые взрослым, в том числе, и образы речевого поведения. Тем самым создаются предпосылки для всестороннего развития личности.
      В «комплекс оживления» входят двигательные, сенсорные, мимические и голосовые реакции на лицо и голос взрослого.
      Исследователи этого вопроса подчёркивают раннюю высокую чувствительность младенца к речи взрослого.
      Начиная со второго месяца жизни ребёнок способен сосредоточится на шёпотной речи взрослого. В это же время возрастает длительность зрительного сосредоточения  на лице гоаорящего. На третьем месяце жизни ребёнка зрительное и слуховое сосредоточение начинают действовать согласованно. Это является предпосылкой, для развития сенсорной стороны речи, её восприятия и понимания.
      На третьем месяце  в составе «комплекса оживления» появляются голосовые реакции. Они интенсивно развиваются и усложняются. Ребёнок начинает «гукать», произнося отрывистые короткие звуки. Затем появляется «гуление»- протяжные, певучие звуки, не связанные с дискомфортом. Происходит, как бы диалог между ребёнком и взрослым. Ребёнок воспроизводит интонационную сторону речи взрослого.
     В этот период, произносимые ребёнком звуки не соответствуют фонемам родного языка, они как бы международные, т.е. те же звуки произносят и дети других национальностей. Артикуляция ребёнка непостоянна и неопределённа и связана с пищевыми и сосательными движениями.  Подобные реакции ребёнка являются формой ориентировки на речь взрослого. Ориентировки носят интонационную, ритмическую и звуковую формы. Возникновение каждой из этих форм происходит по логике формирования перцептивных действий.
      Интонационная форма ориентировки первоначальна, т.к. является элементарным средством выражения эмоционального состояния и позволяет ребёнку овладеть способами эмоционального общения со взрослым. У ребёнка возникают ориентировочные действия, носящие развёрнутый характер моделирования под непосредственным контролем слуха.
      На четвёртом- пятом месяце  ориентировочная деятельность выражается в гулении ребёнка не только в присутствии взрослого, но и самостоятельно. В этом возрасте ребёнок дифференцирует ласковую и строгую интонацию и соответственно реагирует на неё.
      На шестом месяце особую семантическую функцию начинает нести ритм. В период между четырьмя и шестью месяцами появляется лепет, характеризующийся более устойчивой локализацией и артикуляцией звуков, попыткой объединения их в слоги, оформить их интонационно и ритмически. В этом возрасте у ребёнка развиваются элементарные предметные действия- хватание и манипуляции с предметами.
     С семи до  десяти месяцев ребёнок способен действовать с двумя предметами, соотносить их между собой по их свойствам.
      С десяти месяцев ребёнок начинает пользоваться предметы как орудием. Этому способствует совместная со взрослым деятельность по подражанию, как бытовая: еда, одевание, мытьё рук, так и  игровая. Между взрослым и ребёнком возникает форма опосредованного общения по поводу предметов, что вызывает необходимость перехода к речевому общению.
       Ребёнок начинает ориентироваться не только на интонационно-ритмическую сторону речи, а и на звуковой рисунок слова.
       В шесть месяцев у ребёнка появляются «псевдослова». С их помощью ребёнок выражает свои потребности, эмоциональное состояние, но без предметной отнесённости. Эта пассивная речь несёт сигнальную функцию. В этот период звук ещё не является фонемой, т.к. недостаточно развиты слух и артикуляция ребёнка.
        В начале лепета ребёнок легко пользуется звуками, которые может произнести подражаю взрослому («Ма-ма-ма… Па-па-па…»). С восьми- девяти месяцев ребёнок пытается произнести слоги и слова по образцу, но при этом преодолевает трудности, требующие специальных упражнений. В след за развитием подражания у ребёнка появляются двойные слоги, как одинаковые, так и отличающиеся гласными, а позже и согласными.
      Вслед за совершенствованием слуха, артикуляции, внимания к речи, возрастает произвольность произнесения, что обеспечивает постепенное становление предметной отнесённости речевых реакций.
       Из выше сказанного мы видим, что общение ребёнка со взрослым носит характер практических проб. Ребёнок использует изначально наиболее доступную для него интонационную форму ориентировки, затем ритмическую, а затем и звуковую. У ребёнка образуются и развиваются формы ориентировки на определённые стороны речевой действительности (интонация, ритм, звук и звукосочетание как физические раздражители). Они позволяют обеспечить понимание речи других и развивают как активную, так и пассивную речь самого ребёнка.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»