Конспект индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности
с ребёнком ФН (подготовительная к школе группа)
с ребёнком ФН (подготовительная к школе группа)
Автоматизация звука Ш в словах, фразах, предложении
Чернышова Наталья Николаевна
Цель: позитивная социализация ребёнка посредством игровой деятельностиЗадачи:
Коррекционно – образовательные:
- совершенствовать умение произносить звук Ш в словах, фразах, предложениях;
- формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога;
- формировать умение пользоваться схемой при выполнении заданий
Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй речи, понимание логико – пространственных представлений, когнитивные процессы
Воспитательно – коррекционные:
- воспитывать чувство доброты, желание помогать.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, ФЭМП
Ход занятия.
Деятельность логопеда | Деятельность ребёнка | |
|
||
- Стук в дверь (передают письмо) Музыкальный руководитель – Оксана Ивановна, Вам передали какой-то предмет (пакет)! (передаёт в руки) Учитель - логопед - Друзья мои, посмотрите, что это такое? - Да, правильно. Это письмо! |
Это письмо Ответ ребёнка |
|
|
||
- Как, вы, думаете от кого это письмо? - Как узнать? - Да, можно прочитать! - Ничего не написано, но как узнать от кого? - Письмо удивительное, сказочное, волшебное, невидимое! |
Дети затрудняются, что нигде не написано от кого письмо Ответы детей |
|
|
||
- Ребята, посмотрите, что это такое? (фонарик) Как можно при помощи фонарика узнать от кого письмо? - Да, мы можем просветить письмо фонариком и посмотреть кто же нам прислала такое удивительное письмо! - Ребята, что вы видите? - Как, вы, думаете от кто мог прислать эти листья? Осень! |
Ответы ребёнка Дети светят фонариком и определяют содержание письма Листья! Осень! |
|
Употребление предлога с | ||
-С какого дерева упали листья? |
Ответы детей: с рябины, с дуба, с черемухи, с березы, с осины | |
Образование относительных прилагательных | ||
- Если лист упал с рябины, то он какой? - Если лист упал с дуба, то он какой? - Если лист упал с черемухи, то он какой? - Если лист упал с березы, то он какой? - Если лист упал с осины, то он какой? - Листья упали с деревьев, как это явление называется? А когда это бывает? - Как вы думаете, к кому мы сегодня отправимся в гости? |
Рябиновый Дубовый Черемуховый Березовый Осиновый Листопад Осенью К Осени |
|
Воспитатель - Сегодня мы отправимся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы попробуем выполнить все задания и вернуться обратно. Оксана Ивановна и Людмила Юрьевна отправляются с нами. Без них, нам никак!!! |
||
- Что мы будем делать дальше? - Правильно, мы можем их нарисовать или показать картинки |
Называть предметы | |
Двигательные упражнения (музыкальный руководитель) |
||
- Как ты думаешь, что мы будем делать дальше? (если ребёнок затрудняется, помогаем наводящим вопросами, например, как ты думаешь чьи это предметы?) на листе с нарисованными предметами педагог добавляет образ Маши и Миши) - У Маши шапка. Это чья шапка? Машина шапка. |
Ответ ребёнка Ребёнок выполняет задание, проводит линию и соединяет предмет и героя |
|
Образование притяжательных местоимений | ||
- А, теперь, посмотри, что дальше по схеме? - Маша и Миша стоят вместе |
Ребёнок выкладывает фишку и называет предмет с использованием притяжательных местоимений (наш. Наши, наша) | |
Образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом | ||
- Что мы будем делать дальше? Посмотри на этот значок! - Миша какой? Большой! Поэтому и предметы у него большие, а Маша, наоборот. маленькая, поэтому и предметы у неё маленькие! Ты можешь все предметы назвать самостоятельно, но если хочешь я тебе помогу! |
Называть большой и маленький предмет и | |
Употребление предлогов в, на, за, под, около. Понимание предложно-падежных конструкций Включение нового способа действия |
||
- Алексей, посмотри, Миша и Маша нам принесли мешки? - А, что в них лежит? Догадался? - Да, правильно, чтобы увидеть, что там лежит, мы снова посветим фонариком - А, теперь, попробуй сам разложить предметы. Вот шкаф, дорисуй! Можешь просто поставить точку, и это будет, например, шапка! - Вот, молодец, разложил все предметы! |
Ребёнок подходит к мольберту. Это мешки Ответ ребёнка Ребёнок проговаривает фразу с предлогом Ребёнок самостоятельно прорисовывает предметы и их местоположение |
|
Пересказ рассказа | ||
- Как ты думаешь, что мы сделаем в самом конце? - Мы попробуем с тобой составить рассказ про Машу, Мишу и пшённую кашу! - И поможет нам вот такой план, где при помощи стрелок, которые ты сам прорисуешь, сможешь пересказать рассказ. «Маша и Миша кушают пшённую кашу. Пшённую кашу варят из пшена. Пшено купил Миша. Миша наварил горшок пшённой каши. Кашей накормили и кошку» |
Ответ ребёнка. Ребёнок выполняет задание |
|
Итог | ||
- Что мы сегодня делали с тобой? Кому и зачем мы помогали? - Тебе понравилось помогать Маше? - Маша и Миша говорят тебе спасибо и будут ждать тебя в следующий раз, согласен дальше Маше помогать?! |
Ответы ребёнка | |
Игровые приемы автоматизации звуков в речи детей-дошкольников
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах. А это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, тогда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.
В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.
Фонематические и фонетико – фонематические нарушения речи иногда с трудом поддаются коррекции. Автоматизация поставленных звуков часто носит длительный характер. Для поддержания интереса и повышения эффективности коррекции необходимы разнообразие форм работы с детьми и большая вариативность материала.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С.Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.
Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Работа идет последовательно и постепенно от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации звуков затягивается. Ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах, словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда.
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях. Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.
Это позволяет решить сразу несколько задач:
- Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- Повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Параллельно в каждой игре решаются дополнительные задачи речевого развития: развитие фонематического слуха (фонематического анализа, фонематических представлений), совершенствование грамматического строя речи, закрепление словаря, развитие связной речи. И, кроме того, достигаются общеразвивающие цели: развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщений), воображения, фантазии, умения взаимодействовать.
Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации (например, звук С – шум воды, звук Ш – «песенка» змеи, звук З – «песенка» комарика и пр.).
На этом этапе работы для привлечения интереса детей можно использовать такие игры: «Игра на пианино», «Песенка саксофона», «Звуковые дорожки», «Звуковые песенки».
Автоматизация звука в слогах.
Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.
При автоматизации звука в слоге целесообразно развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Для этого предлагаются задания на определение места звука в слоге, последовательности и количества звуков в нем, составление слога из данных звуков, преобразование слога с изменением местоположения звуков (са – ас, со – ос).
На этом этапе работы можно использовать такие игры: «Разрезные картинки», «Проведи слог по дорожке», «Слоговая лесенка», «Пальчики здороваются», «Помоги белочке» и др.
Автоматизация звуков в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.
Для автоматизации звуков используются приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов, так же задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук, придумывание слов с заданным звуком. На занятиях по автоматизации звуков в словах можно переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.
На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации.
При автоматизации звуков в словах детям очень нравятся игры «Рыбалка», «Собери цветок», «Напои куклу чаем», «Построй домик», «Собери бусы», «Украсим елочку», «Что под листочком».
Автоматизация звуков в предложениях проводится на базе отработанных слов. Вначале предлагается предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук). Работа осуществляется либо путем повторения предъявляемого речевого материала, либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы, опорные слова и схемы предложений. Это создает также условия для развития навыков языкового анализа и синтеза, т.е. определения ребенком количества и последовательности слов в предложении, места указанного слова, составления фраз из слов, предъявленных как в ненарушенной, так и в нарушенной последовательности, как в правильной, так и в начальной грамматической форме.
И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работ утомительны для детей и поэтому, для того чтобы вызвать интерес, можно использовать пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе, пересказы – драматизации, стихи – драматизации.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно - игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19 общеразвивающего вида» г. Печора
Конспект индивидуальной коррекционно -образовательной деятельности
с ребёнком ФН (подготовительная к школе группа)
Подготовила: Чернышова Н.Н.
Учитель – логопед
2018 г
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19 общеразвивающего вида» г. Печора
Консультация для педагогов
«Игровые приемы автоматизации звуков в речи детей-дошкольников»
Подготовила: Чернышова Н.Н.
Учитель – логопед
2018 г