Как приобщить ребенка к чтению
Кропивец Наталья Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 92
Красносельского района Санкт-Петербурга
Красносельского района Санкт-Петербурга
Испокон века книга растит человека
Дом без книги, что без окон.
С книгой жить – век не тужить.
Вслед за книгой умом двигай
.
Дом без книги, что без окон.
С книгой жить – век не тужить.
Вслед за книгой умом двигай
.
В век интернета, телевидения и гаджетов многих родителей волнует то, что их чадо мало читает или откровенно игнорирует книги. Современные дети действительно не любят, не умеют и не стремятся научиться читать. Причём настолько сильно, что этот навык, а также связанная с ним способность к связной речи и правильному письму вырождаются прямо на наших глазах. Отчасти в этом виноваты современное телевидение и компьютерные игры, которые позволяют узнавать новое и развлекаться, не утруждая себя чтением книг. В связи с этим можно выделить несколько групп детей:
- те, которые просто не читают;
- замещают процесс чтения просмотром фильма;
-ограничиваются кратким содержанием, найденным в интернете;
- торопясь успеть к назначенному учителем сроку, выхватывают из текста лишь ту сюжетную линию, которая лежит на поверхности, не вникая в смысл произведения
-качественно прочитывают текст к уроку;
-качественно прочитывают текст, заданный учителем, и находят время на дополнительное чтение.
Последние две группы подростков – это, скорее исключение из правила.
Однако не стоит спихивать основную вину за нелюбовь детей к чтению на телевизор и компьютер. Во многом в этом виноваты и мы, взрослые люди.
Уважаемые родители, если вы столкнулись с проблемой отсутствия у вашего ребенка интереса к чтению, ответьте на следующие вопросы:
- те, которые просто не читают;
- замещают процесс чтения просмотром фильма;
-ограничиваются кратким содержанием, найденным в интернете;
- торопясь успеть к назначенному учителем сроку, выхватывают из текста лишь ту сюжетную линию, которая лежит на поверхности, не вникая в смысл произведения
-качественно прочитывают текст к уроку;
-качественно прочитывают текст, заданный учителем, и находят время на дополнительное чтение.
Последние две группы подростков – это, скорее исключение из правила.
Однако не стоит спихивать основную вину за нелюбовь детей к чтению на телевизор и компьютер. Во многом в этом виноваты и мы, взрослые люди.
Уважаемые родители, если вы столкнулись с проблемой отсутствия у вашего ребенка интереса к чтению, ответьте на следующие вопросы:
- Нравится ли вашему ребенку читать книги?
- Сколько времени он проводит за книгой?
- Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
- Какие книги он предпочитает?
- Как вы поощряете его читательские стремления?
- Дарите ли вы своему ребенку книги?
- Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения?
- Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
- Считаете ли вы себя активным читателем?
- Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
На большинство вопросов вы ответили: «Нет» или «Не знаю»? Не расстраивайтесь, ознакомьтесь с рекомендациями и следуйте им.
1. Начинайте с пелёнок.
В силах родителей сделать книгу и всё, что с ней связано, привычными для детей. Начинать посещать библиотеку можно с малышами, которым нет еще и года. Если ребёнок ничего в своей жизни кроме телевизора и торгового центра не видел, то библиотека будет для него чуждым пространством. К сожалению, многие городские библиотеки часто не оборудованы под нужды посетителей с младенцами, однако для первых визитов 20-30-минутных путешествий в мир книг будет достаточно. Видя с детства стеллажи, стопки книг, читающих людей, он обязательно это запомнит. Такое пространство станет для ребёнка привычным.
2. Чтение как развлечение
Приучать ребёнка к чтению можно и с помощью игры. Книгу надо давать в руки, когда малыш ещё только учиться хватать – пусть он запомнит это ощущение. С более взрослыми детьми можно проводить другие игры, Например, попросить найти какое-то слово в произведении, угадать, откуда этот персонаж. В общем, придумать то, что подтолкнёт его открыть книжку. В старшем возрасте можно попросить ребёнка сделать презентацию по литературным героям или писателям, или найти в интернете видеоролик про жизнь интересного автора. Таким образом, используя современные средства, гаджеты можно существенно расширить литературное поле.
3.Читайте и разговаривайте о прочитанном
Читайте вслух интересные сказки и истории, а после обсуждайте с ребёнком главных героев, вспоминайте наиболее интересные места, сочиняйте развитие сюжета.
4.Предоставьте детям свободу выбора.
Вообразите: мама купила ребёнку новенькую красивую книгу, а он несёт ей зачитанную до дыр «Муху-Цокотуху». Что будет правильным: спрятать уже порядком надоевшую взрослому старую книгу и настоять, чтобы ребёнок посмотрел новую? А может быть снова (пусть и в сто первый раз) прочитать то, что так нравится ребёнку? Вероятно, второе. Страсть к многократному перечитыванию естественна для детей, и обычно к 8 годам проходит сама собой. Если вы возьмёте на себя роль цензора и будете строго фильтровать, что читать, а что не читать ребёнку, вряд ли он вообще будет это делать. Даже когда в подростковом возрасте ребёнок станет зачитываться историями про инопланетян, старайтесь спокойно относиться к его текущим литературным пристрастиям. Ведь в конечном итоге любая книга полезна. Вкусы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.
5.Не ставьте условий.
Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.
6.Ориентируйтесь на ведущую деятельность.
Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.
1. Начинайте с пелёнок.
В силах родителей сделать книгу и всё, что с ней связано, привычными для детей. Начинать посещать библиотеку можно с малышами, которым нет еще и года. Если ребёнок ничего в своей жизни кроме телевизора и торгового центра не видел, то библиотека будет для него чуждым пространством. К сожалению, многие городские библиотеки часто не оборудованы под нужды посетителей с младенцами, однако для первых визитов 20-30-минутных путешествий в мир книг будет достаточно. Видя с детства стеллажи, стопки книг, читающих людей, он обязательно это запомнит. Такое пространство станет для ребёнка привычным.
2. Чтение как развлечение
Приучать ребёнка к чтению можно и с помощью игры. Книгу надо давать в руки, когда малыш ещё только учиться хватать – пусть он запомнит это ощущение. С более взрослыми детьми можно проводить другие игры, Например, попросить найти какое-то слово в произведении, угадать, откуда этот персонаж. В общем, придумать то, что подтолкнёт его открыть книжку. В старшем возрасте можно попросить ребёнка сделать презентацию по литературным героям или писателям, или найти в интернете видеоролик про жизнь интересного автора. Таким образом, используя современные средства, гаджеты можно существенно расширить литературное поле.
3.Читайте и разговаривайте о прочитанном
Читайте вслух интересные сказки и истории, а после обсуждайте с ребёнком главных героев, вспоминайте наиболее интересные места, сочиняйте развитие сюжета.
4.Предоставьте детям свободу выбора.
Вообразите: мама купила ребёнку новенькую красивую книгу, а он несёт ей зачитанную до дыр «Муху-Цокотуху». Что будет правильным: спрятать уже порядком надоевшую взрослому старую книгу и настоять, чтобы ребёнок посмотрел новую? А может быть снова (пусть и в сто первый раз) прочитать то, что так нравится ребёнку? Вероятно, второе. Страсть к многократному перечитыванию естественна для детей, и обычно к 8 годам проходит сама собой. Если вы возьмёте на себя роль цензора и будете строго фильтровать, что читать, а что не читать ребёнку, вряд ли он вообще будет это делать. Даже когда в подростковом возрасте ребёнок станет зачитываться историями про инопланетян, старайтесь спокойно относиться к его текущим литературным пристрастиям. Ведь в конечном итоге любая книга полезна. Вкусы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.
5.Не ставьте условий.
Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.
6.Ориентируйтесь на ведущую деятельность.
Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.
Как привить интерес к чтению на собственном примере.
1.Формируйте читательские привычки.
У многих людей есть триггеры, благодаря которым они получают двойное удовольствие от чтения. Кто-то любит проводить пальцами по каждой новой странице, потому что так делала мама, а кто-то не мыслит знакомство с произведением без стакана молока, как в детстве. Помогите ребёнку сформировать свои собственные ритуалы. Например, попробуйте почитать с ним в ванной или возьмите за правило обсуждать каждую прочитанную книгу. Последнее, возможно, подтолкнёт его в будущем искать читающих друзей.
2.Подавайте личный пример.
Чем чаще ребёнок будет видеть вас за чтением, тем охотнее сам будет брать в руки книги. В нечитающих семьях дети очень быстро понимают: «Мама и папа не читают, и у них всё хорошо, зачем мне читать?» или «Маме с папой некогда читать, я тоже хожу в школу и на секцию, значит, мне тоже некогда, можно не читать». Ребёнок должен видеть пример — держите книгу в руках хотя бы 15 минут в день.
Другие приёмы
Прием прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, ссылаясь на занятость, предложил ребенку самому дочитать рассказ или всю книгу.
«Прочитай, посмотри и сравни». После чтения литературных произведений ,по-возможности, просматриваем одноимённые мультфильмы или фильмы и проводим сравнительный анализ литературного текста и фильма.
Создайте дома детскую библиотеку.
Начните с небольшой полочки, где ребенок расставит книги по своему усмотрению. Взрослый может в этом помочь, предложив это сделать в алфавитном порядке по фамилии автора или по темам - растения, животные, скороговорки, песенки... Пополнение библиотеки книжными новинками важно сделать радостным и важным событием в семье. По мере взросления книжная полка постепенно обновляется. Важно, что во время встреч друзей книги всегда находятся на видном месте.
Если есть возможность, запишите ребенка в ближайшую городскую детскую библиотеку. Там он сможет не только открыть для себя удивительный и огромный мир книг, но и познакомиться, подружиться и общаться с друзьями - ровесниками.
Безусловно, на чтение в день важно выделять лишь определенное количество времени, не забывая про множество других простых ежедневных радостей и забав.
Используйте любую возможность, чтобы приобщить ребенка к чтению. Например, посетив кукольный театр, подарите ребенку книгу, на основе которой был поставлен просмотренный вами спектакль.
Важно помнить, что прививать любовь к книге необходимо терпеливо и постепенно. Дети читают мало не потому, что ленивы и не любопытны, а потому, что к ним слишком долго не приходит хорошая книга.
Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение.
Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!
Уверена, что помочь книге дойти до ребенка обязаны мы, взрослые. Мы - друзья своим детям. Самые добрые и самые верные. А настоящая дружба творит чудеса!
У многих людей есть триггеры, благодаря которым они получают двойное удовольствие от чтения. Кто-то любит проводить пальцами по каждой новой странице, потому что так делала мама, а кто-то не мыслит знакомство с произведением без стакана молока, как в детстве. Помогите ребёнку сформировать свои собственные ритуалы. Например, попробуйте почитать с ним в ванной или возьмите за правило обсуждать каждую прочитанную книгу. Последнее, возможно, подтолкнёт его в будущем искать читающих друзей.
2.Подавайте личный пример.
Чем чаще ребёнок будет видеть вас за чтением, тем охотнее сам будет брать в руки книги. В нечитающих семьях дети очень быстро понимают: «Мама и папа не читают, и у них всё хорошо, зачем мне читать?» или «Маме с папой некогда читать, я тоже хожу в школу и на секцию, значит, мне тоже некогда, можно не читать». Ребёнок должен видеть пример — держите книгу в руках хотя бы 15 минут в день.
Другие приёмы
Прием прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, ссылаясь на занятость, предложил ребенку самому дочитать рассказ или всю книгу.
«Прочитай, посмотри и сравни». После чтения литературных произведений ,по-возможности, просматриваем одноимённые мультфильмы или фильмы и проводим сравнительный анализ литературного текста и фильма.
Создайте дома детскую библиотеку.
Начните с небольшой полочки, где ребенок расставит книги по своему усмотрению. Взрослый может в этом помочь, предложив это сделать в алфавитном порядке по фамилии автора или по темам - растения, животные, скороговорки, песенки... Пополнение библиотеки книжными новинками важно сделать радостным и важным событием в семье. По мере взросления книжная полка постепенно обновляется. Важно, что во время встреч друзей книги всегда находятся на видном месте.
Если есть возможность, запишите ребенка в ближайшую городскую детскую библиотеку. Там он сможет не только открыть для себя удивительный и огромный мир книг, но и познакомиться, подружиться и общаться с друзьями - ровесниками.
Безусловно, на чтение в день важно выделять лишь определенное количество времени, не забывая про множество других простых ежедневных радостей и забав.
Используйте любую возможность, чтобы приобщить ребенка к чтению. Например, посетив кукольный театр, подарите ребенку книгу, на основе которой был поставлен просмотренный вами спектакль.
Важно помнить, что прививать любовь к книге необходимо терпеливо и постепенно. Дети читают мало не потому, что ленивы и не любопытны, а потому, что к ним слишком долго не приходит хорошая книга.
Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение.
Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!
Уверена, что помочь книге дойти до ребенка обязаны мы, взрослые. Мы - друзья своим детям. Самые добрые и самые верные. А настоящая дружба творит чудеса!