Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интересные и смешные истории
для артикуляционной гимнастики

Керус Наталья Каримулловна
Логопеду часто приходиться сталкиваться с трудностями  при подготовке и постановке многих звуков   у детей с тяжелыми нарушениями речи. Особенно, по мнению физиолога Е.Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему логопеду так важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать интерес к изученным ранее упражнениям. Здесь на помощь  может прийти сказка.
Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, интересные, веселые и даже страшные. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»  - писал А.С. Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок очень мягкий, добрый, скорее – это дружеский совет. Так почему бы не использовать его для исправления детской речи?
К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических группах, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из задания в задание, быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения объединены в не большие сказки.
Эти сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков (К-Г-Х; Ш-Ж-Ч –Щ; Л; Р;), и для пассивной артикуляционной гимнастики. Сказки понравились детям и дали положительный результат. Истории с движением, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10 % из того, что слышит 50% из того, что видит 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку одновременно выполнять упражнения. Полезно, чтобы дети повторяли сказку на вечерних занятиях с воспитателями. Такие закрепления материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи.
Храбрый жук.
Майский жук, каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так.  «Хоботок» (упражнение).
А потом весело улыбался себе, смотрелся он в росинку.
Губы фиксируются двумя пальцами.
И насекомым, которые жили рядом с ним.
Губы фиксируются четырьмя пальцами.
Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем самым очень пугала насекомых.
Жук полетел посмотреть на нее. Он сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком.
Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется двумя пальцами.  
Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и даже открыла от удивления рот.
Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами.
Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась.
Насекомые стали трубить победу в честь жука. Подняли свои язычки, приветствуя победителя.
«Веселая змейка»
А жук в ответ помахивал в ответ своим чистым хоботком.
Язык выпячивается вперед.
С тех пор все насекомые стали чистить свои хоботки и вытягивать вперед язычки.
Прелестница Обжорка.
(Комплекс упражнений для отработки звуков (к-г-х))
Гусеница Обжорка все время хотела есть. Она лопала все, что попадало в её поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала.  И так было каждый день. Но вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон. «Хоботок»
Но наша гусеница не растерялась, а улыбнулась слону в ответ. «Улыбочка»
И слон решил удалился подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прелестной улыбкой.
-Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в росинку, - сказала гусеничка.
-Ой, какой у меня бледный вид!
И гусеничка решила позаниматься, что бы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон. «Лопатка» и «Иголочка».
Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду, она ела, ела и ела….
 Но вскоре она опять взглянула в росинку и принялась чистить зубки ожидая слона. «Почистим зубки и посчитаем нижние зубки».
Затем Обжорка немножко посердилась, «Киска сердится».
Свернулась катушечкой и сладко уснула. «Катушка».
Настало, время гусенице превратится в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно её убаюкивала и раскачивала верх-вниз как на качелях. «Качели».
В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо.
И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.
Усердный паучок.
(К комплексу упражнений, для отработки звуков (Ш-Ж-Щ-Ч))
Жил на свете паучок. В один день сияло яркое солнце. Солнце заметило паучка, который старательно плел паутину. Солнце улыбнулось и пощекотало его теплым лучиком. А когда оно осветило его голову, там не оказалось чувствительных волосков. Паучок знал об этом и не огорчался.  Только другие насекомые в округе смеялись над ним.
-Какой же ты паук, если у тебя нет чувствительных волосков, они же нужны для распознавания запахов.
- И как ты только живешь? – говорили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И паучок заплакал, но тут солнышко снова выглянуло и они стали улыбаться друг другу. «Улыбочка».
- Чтобы у тебя появились чувствительные волоски, нужно очень много трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и  подарило паучку книжку.
Паучок ее долго разглядывал, потом стал делать упражнения, написанные в книжке. Сначала не получалось, но потом вытащил язычок и пошлепал его. «Непослушный язычок». Он стал ровным как лопаточка. «Лопаточка». Вскоре набежала легкая тучка и помыла паучка дождиком. Но тут паучок не растерялся: сложил свой язычок чашечкой «Чашечка». И набрал дождевой водички для чая. Попил чайку с бубликом «Бублик» и снова за работу. На картинках он увидел лошадку, «Лошадка» веселого маляра «Маляр», «Грибок» и даже гармошку. «Гармошка». Паучок так увлекся работой, что и не заметил, как у него появились чувствительные  волоски.
- Паучок, пора ложиться спать, - обратилось к нему солнышко.
- Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вкусным вареньем из лепестков роз за такую чудесную книжку, - весело ответил усердный паучок. Они попили чай с вареньем «Вкусное варенье» и отправился спать под грибок.  «Грибок».
А утром он пошел на праздник, где собрались все жители поляны. Там пчелка Соня открыла лавку с медом, и всех угощала ароматным сладким медом. И паучок первый угостился медом и сказал, какой он ароматный и сладкий, в нем спрятались все цветочки сразу. Все увидели его новые чувствительные волоски. Они были блестящие и новые, и очень красиво смотрелись на нем. С тех пор все жители поляны ходят к пауку в гости: кто поучится, кто книжку посмотреть.
Артикуляционные упражнения
Для губ
«Улыбочка» Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед.
«Бублик». Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.
Для языка.
«Вкусное варенье».
Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
«Веселая змейка» (развитие подвижности языка)
Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.
«Гармошка»
Рот закрыть. Язык присосать к небу. Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«Горка», «Киска сердится»
Рот открыть. Кончить языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.
«Грибок» (растягивание подъязычной связки).
Рот открыть. Язык присосать к небу.
«Иголочка», «Жало»
Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед.
«Качели»
Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним  и нижним резцам.
«Катушка».
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубами. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта.
«Лопатка». Рот открыть, широкий расслабленный языка положить на нижнюю губу.
«Лошадка» (укрепление мышц языка и подъема его вверх).
Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.
«Маляр» (отработка подъема языка вверх и его подвижности).
Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого неба.
«Непослушный язычок» (расслабление мышц  языка)
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…»
«Почистим зубки»
Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.    
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»