Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие фонематического восприятия

Керус Наталья Каримулловна
Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Они подводят ребенка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте.
Упражнения по развитию фонематического восприятия тесно связаны с упражнениями по развитию правильной артикуляции. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию.
Работа по развитию фонематического восприятия проводиться в следующей последовательности:
  1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах)
  2.  Различение изолированных звуком, связанных с конкретным образом.
  3. Узнавание звука в слове.
  4. Определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине слова)
  5. Различение на слух в словах звуком, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие, р и л).
  6. Придумывание слов на определенный звук.
В работе над звукопроизношением и фонетическим восприятием рекомендуем применять цветные сигналы звуков (цветовые кружочки диаметром 9 см.). Сочетание речевых упражнений с выставлением цветовых сигналов вносит в занятия в игровой момент, вызывает у детей интерес к занятию. Цветовое обозначение звуков условно, но оно должно быть стабильным. Для обозначения звука С- берется кружок синего цвета, для звука Ш- кружок красного цвета.
Звонкие согласные Б, Д, Г обозначаются зеленым, а глухие согласные П, Т, К – черными кружочками. Звонкость звуков З и Ж обозначается маленьким зеленым кружочком в центре синего красного кружка. Мягкие и твердые согласные обозначаются желтым и коричневым, звуки Л и Р – белым и розовым кружочком.
Мягкость произношения звуков РЬ (РЯ, РЕ, РЮ, РИ, РЕ) и ЛЬ (ЛЯ, ЛЕ, ЛЮ, ЛИ, ЛЕ) обозначаются желтым кружком в середине розового (РЬ) и белого (ЛЬ) круга.
Вопросы озвончения и смягчения согласных даны в сокращенном виде – только в разрезе дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких согласных.
Хорошим пособием для работы над анализом предложения служит специальная касса. На кассе нашито несколько рядов кармашков различной длины. В эти кармашки вставляются полоски, обозначающие предложение, слова и слоги. На первом ряду в длинный кармашек вставляется полоска - предложение. Затем идут 2 ряда по 3 кармашка для полосок  - слов.  В последнем ряду 3-4 маленьких кармашка для слов. Кармашки для слогов должны находиться под полосками – словами в 3 ряду.
Полоски (предложение, слово, и слоги) вырезаются шириной в 6-8 см, так как половина полоски вставляется в кармашек. Внизу кассы два глубоких кармашка для хранения полосок – слов, слогов и цветовых сигналов.
Такая касса очень удобна. Детям старшей группы очень нравится игра «В школу». Во время свободных занятий они сами подходят к кассе, вставляют слова – полоски, расставляют на них цветовые сигналы и прочитывают слова.
 
Работа по сюжетным картинкам.
 Сюжетные картинки могут быть использованы для работы над развитием речи, а также для закрепления правильного произношения звуков и опознавания звуков в словах. Примерные вопросы для проработки картинок:
  1. «В гостях у деда». Расскажите, что делает дед, что делает Дима.
Назовите предметы, нарисованные на картинке. В названии каких предметов имеется звук Б? звук Д? звук Г?
  1. «Лепка». Расскажите, где сидят Соня, Зоя, Сима, и Зина, и что они лепят. Что показывает Вася?
Скажите, что нарисовано на картинке. В названии каких предметов имеется звук С? Звук З? звук Ц?
  1. «Семья». Что делает мама, Миша, бабушка, дедушка? Куда пошла Маша? Какие игрушки у Жени и Леши?
Назовите предметы на картинке. В названии каких предметов имеется звук Ш? звук Ж? звук Ч? Звук С?
  1. «Дети в саду». Расскажите, что делают дети. Почему плачет маленький мальчик? Назовите предметы, нарисованные на картинке. В названии каких предметов имеется звук Ч? Звук Щ? звук С?  
 
 
 
Закрепление правильного произношения
 
Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком. Часто дети легко произносят новый звук, например Р, в начале слова (рама, рыба), но в середине и в конце слова и в сочетании с согласными звук Р им не удается например (ворота, топор, горка, пробка). Иногда ребенок хорошо произносит звук Р в словах с гласным а (например, ракета), но с другими гласными звук не удается.
Процесс закрепления звука в речи начинается с произношения звука в слогах в начале слова. Слоговые упражнения очень скучны для детей. Поэтому произношение звука в слогах лучше давать в форме шуток-чистоговорок. Рифмы и ритм этим шуток облегчают произношение и запоминание звуков.
Произношение шуток – чистоговорок проводится следующим образом. Произносим четко шутку – чистоговорку, например, ра-ра-ра -высокая гора. Затем ее один раз повторяют все дети вместе, а после этого логопед вызывает 2-3 детей, которые только недавно усвоил произношение этого звука, но в речи еще его не употребляют. Первую часть чистоговорки- ра-ра-ра-произносит ребенок, только что усвоивший изолированный звук Р, вторую часть -высокая гора – ребенок, который уже может выговорить слова со звуком Р. С теми детьми, которые уже может выговорить слова со звуком Р. С теми детьми, которые еще не умеют произносить звук, проводится работа по вызыванию этого звука. Шутки – чистоговорки на дифференциацию звуков проговариваются двумя подгруппами коллективно, а также в форме индивидуального опроса детей.
От шуток-чистоговорок переходим к произношению звука в словах и предложениях. На первом занятии надо дать слова со звуком в начале слова, на другом – со звуком в середине слова между гласными, затем со звуком в конце слова и в сочетании с другими согласными.
Для закрепления звуков в речи детям можно предложить вопросы, составленные так, что ответ требует включения слова на данный звук. Например: где растут помидоры и огурцы? – Помидоры и огурцы растут в огороде (звук Р) При этом необходимо добиваться, чтобы дети отвечали полными предложениями. Во время речевых игр следует строго следить за тем, чтобы дети говорили четко и громко. Если ребенок говорит небрежно и торопливо, его надо остановить и заставить сказать четко и медленно.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»