Развитие фонематического восприятия
Керус Наталья Каримулловна
Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Они подводят ребенка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте.Упражнения по развитию фонематического восприятия тесно связаны с упражнениями по развитию правильной артикуляции. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию.
Работа по развитию фонематического восприятия проводиться в следующей последовательности:
- Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах)
- Различение изолированных звуком, связанных с конкретным образом.
- Узнавание звука в слове.
- Определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине слова)
- Различение на слух в словах звуком, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие, р и л).
- Придумывание слов на определенный звук.
Звонкие согласные Б, Д, Г обозначаются зеленым, а глухие согласные П, Т, К – черными кружочками. Звонкость звуков З и Ж обозначается маленьким зеленым кружочком в центре синего красного кружка. Мягкие и твердые согласные обозначаются желтым и коричневым, звуки Л и Р – белым и розовым кружочком.
Мягкость произношения звуков РЬ (РЯ, РЕ, РЮ, РИ, РЕ) и ЛЬ (ЛЯ, ЛЕ, ЛЮ, ЛИ, ЛЕ) обозначаются желтым кружком в середине розового (РЬ) и белого (ЛЬ) круга.
Вопросы озвончения и смягчения согласных даны в сокращенном виде – только в разрезе дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких согласных.
Хорошим пособием для работы над анализом предложения служит специальная касса. На кассе нашито несколько рядов кармашков различной длины. В эти кармашки вставляются полоски, обозначающие предложение, слова и слоги. На первом ряду в длинный кармашек вставляется полоска - предложение. Затем идут 2 ряда по 3 кармашка для полосок - слов. В последнем ряду 3-4 маленьких кармашка для слов. Кармашки для слогов должны находиться под полосками – словами в 3 ряду.
Полоски (предложение, слово, и слоги) вырезаются шириной в 6-8 см, так как половина полоски вставляется в кармашек. Внизу кассы два глубоких кармашка для хранения полосок – слов, слогов и цветовых сигналов.
Такая касса очень удобна. Детям старшей группы очень нравится игра «В школу». Во время свободных занятий они сами подходят к кассе, вставляют слова – полоски, расставляют на них цветовые сигналы и прочитывают слова.
Работа по сюжетным картинкам.
Сюжетные картинки могут быть использованы для работы над развитием речи, а также для закрепления правильного произношения звуков и опознавания звуков в словах. Примерные вопросы для проработки картинок:
- «В гостях у деда». Расскажите, что делает дед, что делает Дима.
- «Лепка». Расскажите, где сидят Соня, Зоя, Сима, и Зина, и что они лепят. Что показывает Вася?
- «Семья». Что делает мама, Миша, бабушка, дедушка? Куда пошла Маша? Какие игрушки у Жени и Леши?
- «Дети в саду». Расскажите, что делают дети. Почему плачет маленький мальчик? Назовите предметы, нарисованные на картинке. В названии каких предметов имеется звук Ч? Звук Щ? звук С?
Закрепление правильного произношения
Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком. Часто дети легко произносят новый звук, например Р, в начале слова (рама, рыба), но в середине и в конце слова и в сочетании с согласными звук Р им не удается например (ворота, топор, горка, пробка). Иногда ребенок хорошо произносит звук Р в словах с гласным а (например, ракета), но с другими гласными звук не удается.
Процесс закрепления звука в речи начинается с произношения звука в слогах в начале слова. Слоговые упражнения очень скучны для детей. Поэтому произношение звука в слогах лучше давать в форме шуток-чистоговорок. Рифмы и ритм этим шуток облегчают произношение и запоминание звуков.
Произношение шуток – чистоговорок проводится следующим образом. Произносим четко шутку – чистоговорку, например, ра-ра-ра -высокая гора. Затем ее один раз повторяют все дети вместе, а после этого логопед вызывает 2-3 детей, которые только недавно усвоил произношение этого звука, но в речи еще его не употребляют. Первую часть чистоговорки- ра-ра-ра-произносит ребенок, только что усвоивший изолированный звук Р, вторую часть -высокая гора – ребенок, который уже может выговорить слова со звуком Р. С теми детьми, которые уже может выговорить слова со звуком Р. С теми детьми, которые еще не умеют произносить звук, проводится работа по вызыванию этого звука. Шутки – чистоговорки на дифференциацию звуков проговариваются двумя подгруппами коллективно, а также в форме индивидуального опроса детей.
От шуток-чистоговорок переходим к произношению звука в словах и предложениях. На первом занятии надо дать слова со звуком в начале слова, на другом – со звуком в середине слова между гласными, затем со звуком в конце слова и в сочетании с другими согласными.
Для закрепления звуков в речи детям можно предложить вопросы, составленные так, что ответ требует включения слова на данный звук. Например: где растут помидоры и огурцы? – Помидоры и огурцы растут в огороде (звук Р) При этом необходимо добиваться, чтобы дети отвечали полными предложениями. Во время речевых игр следует строго следить за тем, чтобы дети говорили четко и громко. Если ребенок говорит небрежно и торопливо, его надо остановить и заставить сказать четко и медленно.