Использование игры для коррекции детской тревожности
Саврухина Галина Авивовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 119
Невского района Санкт-Петербурга
В Качестве коррекции тревожности и страхов с детьми дошкольного возраста часто применяются ролевые игры, в соответствии с сюжетами известных детям сказок. Знание линии поведения сказочных персонажей способствует выстроить игровые занятия таким ,чтобы у детей в процессе ролевого взаимодействия и развития ролевых функций коммуникации происходило преодоление страхов. Обычно отбираются сказки, вызывающие наибольший интерес у дошкольников, и каждому ребенку предлагается сыграть роль сказочного персонажа, который вызывает наибольший страх и тревогу с тем , чтобы отреагировать чувство страха перед ним. Основу коррекционной работы с детьми дошкольного возраста составляет игровая терапия. Зачастую дети даже с развитыми игровыми навыками не пользуются групповым признанием, и оказываются изолированными вследствие собственной неуверенности, замкнутости. В качестве непопулярности у тревожных детей выступает стремление других детей доминировать над ними, а это, в свою очередь, приводить к пониженному эмоциональному фону,внутренним конфликтам, избеганию общения с окружающими. Активизируется состояние тревожности и подавленности, либо формируется агрессия и негативизм, ребенок становится отчужденным и эгоцентричным, враждебным. Игра выступает естественным терапевтическим средством , препятствующим формированию и развитию детских неврозов. Воспроизводя в игре собственные травматические переживания, ребенок постепенно овладевает ими и старается их изжить. Поэтому игра воспринимается ребенком как способ ухода в свой созданный мир, удовлетворяющий его психологические потребности, снижающий тревожность. Поэтому ролевая игра выражает стремление ребенка войти в мир взрослых, но детскими доступными способами. Сюжетно –ролевая игра, являясь ведущим типом деятельности дошкольника, служит эмоционально-интеллектуальной основой для освоения ребенком системы человеческих отношений и действительности посредством ее моделирования и воспроизведения. Целю игры являлось изменение поведения ребенка за счет предъявления ему негативных и позитивных последствий его поведения, что предполагает корректировку убеждений ребенка. В настоящее время ролевая игра является ведущим средством психотерапии у детей дошкольного возраста при коррекции страхов и тревожности . Сюжетно – ролевые игры дошкольников насыщены эмоциями , в особенности такими, которые недоступны детям в повседневной жизни. Ребенок даже в игре не способен притворятся : дети реально любят свою куклу-дочку, врачи заботятся о спасении больных и.т.д. Несмотря на то, что дошкольники отличают игру от реальной действительности, используя в речи такие слова как понарошку, как будто, все ровно их отличает искренность переживаний в процессе игровых действий. В процессе усложнения сюжетно-ролевой игры и самых игровых замыслов и чувства дошкольников приобретают гораздо большую осознанность и сложность. Ролевые игры не только выявляют переживания ребенка но и способствуют формированию целого спектра чувств. Так мальчики, стремясь стать космонавтами, в сюжетно-ролевой игре выражают восхищение этой профессией, проявляют ответственность, радость и гордость за порученное дело. Ценность сюжетно- ролевых игр во многом определяется их взаимодействием на эмоциональные сферу ребенка. Сюжетно-ролевые игры насыщены эмоциями,с которыми ребенок в настоящей жизни еще не столкнулся, поэтому именно в игре происходит эмоциональное развитие дошкольников. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте обладает огромным значением для становления эмоционального мира ребенка, а также содействует усвоению моральных и этических норм поведения. Ролевые игры являются естественным способом самовыражения, повышения уверенности, самостоятельности, саморегуляции. Успех в игре предопределяет лучшую адаптацию в реальной жизни за счет эмоционального насыщения игрой, критического переосмысления ребенком в игре собственных неудач и страхов. Включаясь в игровую деятельность, ребенок преодолевает порог страха и застенчивости, учится соизмерять собственное поведение с требованиями окружающих. Подражание в ролевой игре любимым героям и персонажам способствуют преодолению страха и тревожности. Овладение навыками коллективной ролевой игры избавляет детей от излишнего беспокойства, а эмоциональная насыщенность игр обогащает эмоциональный мир ребенка. Таким образом сюжетно-ролевые игры служат естественным формой нейтрализации детских страхов, позволяя воспроизводить в косвенной форме вызывающе страх жизненные ситуации. воспитатель ГБДОУ детский сад № 119
Невского района Санкт-Петербурга