Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мини-музей в детском саду, как средство
развития речи дошкольников

Акберова Лейла Фаязовна
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная дошкольная педагогика включает 2 формы:
  • сотрудничество детского сада с музеями (образовательный туризм);
  • создание и использование мини-музеев в детском саду.
Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали и разрабатывают (и с каждым годом образовательный туризм становится все более популярным) специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия.
Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует развитию речи дошкольников, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Трудности при сотрудничестве детских садов и музеев:
  • Музей расположен далеко от ДОУ;
  • Сложность при организации экскурсии (необходимо организовать сопровождение, проезд, согласовать в руководством ДОУ, родителями);
  • Эмоциональный настрой детей (дети после посещения бывают либо утомлены, либо слишком эмоциональны);
  • Материальная составляющая (выставки и тематические экскурсии обычно платные, или расходы при организации существенны);
  • Нарушают привычный режим ДОУ;
  • Тема экскурсий (не соответствует возрасту, программному содержанию).
Учитывая все эти сложности, которые могут возникнуть при взаимодействии музеев с ДОУ, логичным решением является организация работы в другом направлении. Каком? Совершенно верно, это создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.
Мини-музей в ДОУ – это особый вид детского музея, это своего рода проектная деятельность.
Цели и задачи мини-музея в ДОУ:
  • реализация образовательной программы дошкольного образования (в том числе и по речевому развитию дошкольников);
  • создание модуля развивающей предметно-пространственной среды;
  • воспитание основ музейной культуры;
  • организация сотрудничества педагогов, детей и родителей.
Задачи по активизации и развитию речевых способностей дошкольников, решаемые использованием мини-музея в ДОУ:
  • выстраивать  монологическую речь, развивая умения преподносить знания сверстникам, опираясь на свой опыт;
  • обогащать монологическую речь сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями;
  • продолжать развивать умение поддерживать диалогическую речь, чётко выражая свои мысли и желания, используя распространённые предложения;
  • продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи происходящих событий в общении,  игре;
  • способствовать развитию умения находить различия и сходства среди многообразия представленных экспонатов;
  • способствовать развитию самостоятельности в общении с взрослыми и сверстникам.
 
Основные преимущества создания мини-музеев в ДОУ:
  • Мини-музей расположен в ДОУ;
  • Экспонаты мини-музея можно трогать руками (экспонаты собираются педагогами, родителями);
  • Дети – создатели, участники;
  • Вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду;
  • Можно пригласить детей других групп ДОУ;
  • Вносят разнообразие и дополняют образовательный процесс;
     Принципы создания мини-музея:
  • Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
  • Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
  • Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
  • Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
  • Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
  • Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
  • Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
  • Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
  • Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
  • Принцип экологичности и безопасности – экспонаты мини-музея должны быть экологически безопасны и не создавать угрозу здоровью и безопасности ребенка;
  • Принцип непрерывности – мини-музей является частью образовательного пространства, т.е. тесно связан с системой образовательной деятельности и самостоятельной деятельностью детей.
Работа над созданием мини-музея – это своего рода проектная деятельность. И этапы реализации этого, как любого проекта, таковы:
  1. Подготовительный этап:
  • выбор темы (либо из ООП ДО, либо придумана самими детьми, либо может исходить от родителей);
Тематика мини-музеев может быть разнообразной:
  • «Чудо-дерево»;
  • «Город мастеров»;
  • «Лучший друг»;
  • Мини-музей книги;
  • «Игрушки-забавы»;
  • «Мой родной город»;
  • «Наша родина;
  • «Театральные куклы»;
  • Мини-музей театрального костюма;
  • Картинная галерея;
  • Мини-музей природы;
  • «Воинской доблести и славы» и др.
  • выбор места (должно быть место для размещения экспонатов, для самостоятельной работы).
  1. Практический этап (этап реализации проекта).
Сбор экспонатов и информации о них, создание музея, разработка экскурсий, открытие мини-музея, приглашение гостей (дети других групп, родители), пополнение атрибутов в музее, проведение образовательной деятельности. Участие в создании детей и родителей обязательно. Обязательно продумываются игр, в которые играют с ребенком в мини-музее.
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
  1. Обобщающий этап.
Заключительное мероприятие, лэпбук и т.д. Обязателен какой-то итог.
Пример: мини-музей  «Транспорт»
Наша работа по оформлению и пополнению пространства мини-музея началась с создания основного фонда, который включал в себя: коллекции моделей легковых автомобилей, пассажирского, уборочного, сельскохозяйственного и транспорта специального назначения. Для изучения и систематизации работы с основным фондом музея по развитию речи нами были подобраны материалы по организации работы в мини-музее «Транспорт». Формы работы:
  • составление описательных рассказов о («Опиши машину», «Придумай рассказ про машину», «Скажи точнее про машину»).
  • словесные игры на развитие связной речи («Назови транспорт», «Какой вид транспорта самый быстрый?», «Едем, летим, плывем»).
  • Беседы «Как транспорт помогает людям?», «Транспорт в помощь людям?»;
  • Наблюдения во время прогулки за транспортом;
  • Слушание звуков транспорта;
  • Чтение художественной литературы: «Улица шумит» С.Михалкова, «Машина моет» К.Кубилинскас,
  • Конструктивные игры «Гараж для больших машин», «Автопарк»;
  • Рассказ воспитателя «Роль машин в жизни человека», «Польза и вред человеку от транспорта».
В результате работы пополнялся вспомогательный фонд музея:
  • Макетами (сельскохозяйственного транспорта, пассажирского, уборочного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта),
  • Самодельными моделями видов транспорта («Скорая помощь», «Пожарная машина», «Полицейская машина»);
  •   Атрибутами к сюжетно-ролевым («Трактористы», «Лётчики», «Моряки», «Машинист»)  и подвижным играм («Найди свой гараж», «Пограничники», «На уборке урожая»);
  •  Играми на интерактивном оборудовании  («Составь поезд», «Уборочный транспорт»),
  • Описательными рассказами и музейным словарем через рассматривание мелких деталей экспонатов («пескораспределитель», «мотовило») в  документ – камере;
  • Дидактическими пособиями («Разные машины», «Сложи транспорт», «Умные машины»),
  • Детской художественной  литературой («100 слов о машинах», Энциклопедия «Техника», Энциклопедия «Эти быстрые машины»),.
Для обучения составлению описательного рассказа о виде транспорта были разработаны технологические карты. Каждая из технологических карт представлена в виде таблицы с условными обозначениями, с помощью которых любой ребенок может составить рассказ о транспорте.
Реализуя основные принципы ФГОС ДО  индивидуализации образования, мы разработали  технологические карты для детей с разным уровнем подготовки.
   Наш опыт работы доказал, что с внедрением технологии интерактивного мини – музея в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения  и использование инновационных компьютерных и других технологий положительно влияют на развитие монологической и диалогической речи, на развитие некоторых психологических, физических и волевых качеств, на поднятие у детей самооценки, умение договариваться, работать в команде. Все вышеперечисленные качества, по нашему мнению, подготавливают ребёнка старшего дошкольного возраста к познанию новых и интересных открытий в будущем, а значит, помогают ему быть успешным, любознательным, активным в школе.

Литература:
1. Рыжова Н.А. Мини – музей в детском саду. – М.: 2008 г.
2. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / под ред. Н.В.Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: 2011 г.
3. Первое сентября (цикл статей Н.Рыжовой по теме «Музейная педагогика в детском саду»).

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»