Актуальность.
Дошкольный возраст – это этап активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех видов речи: грамматической, лексической, фонетической. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания ребенка. Чем раньше ребенок овладеет всеми нормами родного языка, тем свободнее дошкольник сможет пользоваться им в дальнейшем. В старшем дошкольном возрасте важно, чтобы ребенок умел правильно и связно излагать свои мысли. Связное высказывание показывает, насколько дошкольник владеет богатством родного языка, его грамматическим строем.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Это развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение
Пересказ является эффективным методом развития связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста при условии, что тексты для пересказа удовлетворяют следующим требованиям: имеют воспитательную ценность, обогащают моральный опыт детей; доступны по содержанию; имеют четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий, динамичным сюжетом; написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь; доступны по объему..
Пересказ как средство развития связной речи подразумевает под собой ознакомление детей с литературой. Обучение пересказу содействует развитию мышления, памяти, внимания и восприятия, а также обогащению словарного запаса дошкольника. В то же время, улучшается произношение, усваиваются нормы правильного построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Благодаря этому, ребенок усваивает положительные качества личности: толерантность, доброту, отзывчивость.
Пересказ – творческое воспроизведение литературного образца. Это более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Этапы работы по обучению пересказу старших дошкольников:
1. Вводная беседа (важно замотивировать детей на предстоящее чтение, использование наглядного материала, сюрпризный момент).
2. Чтение (свободное художественное восприятие произведения).
3. Беседа по содержанию и форме произведения (4-5 вопросов об основных моментах текста, чертах героев, определение жанра, композиция).
4. Повторное чтение художественного текста (установка на запоминание содержания).
5. Пересказ детьми (основной этап работы).
Оценивая пересказ, нужно обратить внимание на последовательность изложения текста, полноту, использование авторских слов.
Виды заданий по обучению пересказу старших дошкольников:
· По плану, т.е. составляется воспитателем или самим ребенком;
· По выбору из знакомых произведений;
· Пересказ в лицах (драматизация произведения).
Требования к произведениям для пересказа: текст должен обогащать моральный опыт детей, иметь воспитательную ценность; быть доступным по содержанию (иметь знакомых героев, иметь персонажей с яркими характеристиками; персонажи должны обладать понятными мотивами поступков); иметь четкую композицию (желательно с динамичным сюжетом); иметь образцовый литературный язык; доступность по объёму.
В старших группах используют тексты, где повествование сочетается с описанием. Дети пересказывают русские народные сказки, рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В. Осеевой, Е. Чарушина, Е. Пермяка, Н. Сладкова, В. Бианки.
Таким образом, старший дошкольник, овладевая художественными нормами, совершенствует диалогическую форму речи, а также развивает умение поддерживать непринужденную беседу. Воспитатель, в свою очередь, используя пересказ как средство развития связной речи, выполняет задачи как обучения, так и воспитания будущего поколения.
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор) Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.