Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие мелкой моторики у детей
младшего дошкольного возраста

Константинова Светлана Борисовна
Каждый родитель знает, насколько важно развитие мелкой моторики рук у детей для формирования личности. Дело в том, что чем лучше развита моторика рук, тем лучше развивается речь ребёнка. Педагоги и психологи утверждают, что при плохой развитости руки наблюдается задержка речевого развития, в дальнейшем, замедление процессов внимания, памяти, восприятия, что в свою очередь отражается на становлении интеллекта. Несмотря на понимание необходимости формирования моторики рук у дошколят, тем не менее, родители редко уделяют этому внимание.
В результате при переходе в школу, некоторые дошкольники имеют явно выраженные речевые
и моторные нарушения, что влияет на успешность овладения чтением и письмом. Таким образом, особенно важно знать, как развивать мелкую моторику у ребенка с раннего возраста.
Замечу, что во времена отсутствия образовательных учреждений (детских садов,
школ и т. п.) взрослые через труд развивали у детей речь: раскатывали тесто, лепили пельмени, стирали, перебирали зерно, вышивали и т. п. Для маленьких детей придумывали складные стишки и прибаутки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» и другие, которые обязательно, сопровождались касанием рук малыша.
Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика.
Мы знаем, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнять в таком положении. Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения, давать ребёнку игрушки разных размеров и разных свойств, укладывать на развивающие коврики.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) - период для развития руки и речевой активности. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира. Для того чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним. В этот момент, взрослому правильно назвать предмет, рассказать о форме, цвете, назначении. При правильном развитии, детки производят много действий рукой, которые затем совершенствуются в дошкольном возрасте: учатся играть с мелкими игрушками; манипулируют с предметами (от 2 до 3 - 4 действий: катать, бросать, ставить друг на друга, заворачивать); пытаются застегивать пуговицы; шнуровать ботиночки и т. п.
В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий.
Я хочу предложить некоторые виды упражнений, которые провожу с детьми этого возраста. 
«Пальчиковые игры»
Пальчиковые игры – один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Для занятий не нужно никакой особенной подготовки (дидактического материала, условий для игры и прочего). Заниматься можно где угодно и когда угодно:
в поликлинике, по дороге в детский сад или на кружке и секции, на прогулке, в транспорте и т. д. Причем любые действия пальчиками интереснее подкреплять каким-нибудь занятным стихотворением, песенкой или коротенькой сказкой.
Для детей, перешедших из ясельной группы детского сада, пальчиковые игры рекомендуется подкреплять своеобразным реквизитом: кубиками, пирамидками и прочими мелкими игрушками.
Можно вместе стоить башню из кубиков, стараясь сделать это таким образом, чтобы строение получилось прочное, аккуратное и не разрушилось от нечаянного движения. Выбирая пальчиковые игры для дошкольников, важно следить затем, чтобы во время занятий пальцы успевали расслабляться и отдыхать, поэтому упражнения должны чередовать в себе элементы напряжения и расслабления. Именно такие движения будут способствовать работе мышц и давать требуемый результат.
Сколько играть в пальчиковые игры зависит от возраста малыша. Помните, что для дошкольников разница в возрасте всего лишь в один год имеет колоссальное значение. Если 4-х летний малыш может концентрировать внимание на каком-то одном виде деятельности около 10-15 минут, то для 5-ти летнего этот интервал увеличивается, чуть ли не в 2 раза и составляет 20-25 минут. На продолжительность игровых занятий влияет и заинтересованность детей. Если какая-то игра не нравится ребенку, то вряд ли вы сможете удерживать внимание малыша на ней долгое время. Поэтому следите и за тем, какие предпочтения у вашего ребенка, выбирая для него пальчиковые игры для развития мелкой моторики. 
«Пальчиковые краски»
Рисование – это один из эффективных способов развития мелкой моторики, в том числе
с помощью пальчиковых красок. Умение ребенком держать в руке карандаш, аккуратно раскрашивать рисунок, не вылезая на пределы деталей, пригодится ему для получения навыков письма. Рисовать с помощью пальчиковых красок любят все дети без исключения. Они не только способствуют развитию мелкой моторики рук, но и помогают освоить цвета с дошкольниками. «Минусом» пальчиковых красок являет то, что дети очень сильно пачкаются сами и пачкают все вокруг. Опытные родители рекомендуют обязательно подготавливать место для творчества и застилать участок для рисования клеенкой. Вместо альбомных листов все-таки лучше использовать ватман. Его можно располагать на клеенке, вешать на стену или специальную доску. Для того чтобы краска не испортила весь интерьер квартиры, не разрешайте ребенку рисовать, где ему вздумается, для творческих порывов должно быть конкретное место. И, творить лучше в домашней одежде, которую можно будет легко привести в порядок, постирать и почистить. 
«Конструкторы»
Благодаря работе дошкольников с конструкторами различных видов, включая конструктор «Лего», можно развивать моторику, пространственное мышление, логику, понятие цветов и оттенков. На сегодняшний день конструктор, пожалуй, лучший способ активного развития дошкольника и подготовки его к дальнейшему обучению. Однако, покупка родителями
какого-нибудь из видов конструкторов (или сразу все) для ребёнка не означает, что теперь с развитием их чада будет все в порядке. Малыша нужно заинтересовать, показать, как работать с тем или иным видом игрушек, а также выбрать конструктор в зависимости от возраста ребенка.
Для детей 3-4 лет все детали конструктора должны быть крупными и легко собираться в зацепление. С мелкими деталями у малышей возникнут проблемы: они могут их растерять, не суметь соединить их из-за мелкого размера, интерес к такому развлечению быстро пропадет. Чем старше становится ребенок, тем мельче должны становиться детали в выбранном для него конструкторе. Мелкие составляющие конструкторских наборов не только положительно влияют на развитие моторики рук, но и способствуют тому, чтобы ребенок становился более собранным, сосредоточенным и внимательным к мелочам. Будущему первокласснику уже можно купить сложный конструкторский набор, занятия с которым помогут развивать пространственное и логическое мышление, воображение и внимательность. 
«Шнуровка»
Шнуровка — один из наиболее эффективных способов совершенствования мелкой моторики. Цель игры — повышение ловкости и подвижности пальцев и кистей, улучшение сенсомоторных способностей и речевых навыков. Игры со шнурками используются в организованном образовательном процессе. Они могут быть индивидуальными или подгрупповыми. 
Для дошкольников младшей возрастной группы важно получить навык заполнения шнурком каждой дырки. За аккуратностью и художественностью шнурования пока следить рано. Важно улучшить координацию кистей и пальцев, усовершенствовать глазомер.
     А вот для старших дошкольников обретает значение упорядоченность шнуровки, также важен обратный процесс вытаскивания шнурка из каждой дырочки. 
«Прищепки»
Использовать прищепки можно разных размеров и цветов, картинки разных предметов без дорисованных определённых деталей. Пример: кактус без колючек, солнце без лучей, краб без клешней и т.п. Ребенок должен прикрепить недостающие части при помощи прищепок. Цвет прищепок можно соотносить с цветом картинки. Плюс этих упражнений в том, что ребёнок также закрепляет знания цветов.
«Волшебный мешочек»
В качестве используемого материала надо взять тканевый мешочек, разные крышки, небольшого размера игрушки, можно из «киндер сюрприза».
Надо взять  одну игрушку из «киндер сюрприза» показать  ребёнку, далее он должен найти её в мешочке (можно заранее дать ребёнку потрогать её). Поиск рукой среди крышек представляет собой массаж активных точек на руке ребёнка. 
«Аппликация»
Заниматься аппликацией под присмотром родителей дети могут уже с 4 лет. Умение вырезать из цветной бумаги различные фигурки развивает мышцы кисти, приучает ребенка к аккуратности и развивает воображение. Здесь, также как и с конструктором, размеры вырезаемых деталей аппликации обратно пропорциональны возрасту ребенка. Если ребенок еще мал, то вполне допустимо делать аппликации из 2-5 больших фигур (например, цветок, домик), чем старше становится малыш, тем мельче становятся используемые в аппликациях фигурки. Например, 6-ти летние дети уже вполне способны вырезать несколько мелких лепестков для будущей ромашки, в домике можно сделать окошки, трубу, дым и т. п. Можно также заниматься изготовлением поделок из природного материала, пуговиц, цветных лоскутов ткани и всего прочего. Такие занятия хорошо влияют на развитие фантазии и творческих навыков. Кроме того, поделки из тонких полосок цветного картона (квиллинг) также достаточно эффективно развивают моторику рук. 
«Лепка»
Лепить можно из чего угодно – все это способствует развитию моторики, мышления, внимания и творческих навыков. Можно приобрести ребенку пластилин, их существует много разных видов, родители смогут выбрать материал для лепки на свой вкус.
Можно изготовить материал для лепки самостоятельно из муки и соли. Такое тесто предназначено для работы малышей и взрослых, оно легко разминается, хорошо лепится. Кроме того, после высыхания такие поделки можно раскрашивать красками, покрывать лаком. Такие занятия способствуют развитию фантазии, творческих навыков, эстетического вкуса, логики, мышления и мелкой моторики рук.
Во время совместных занятий старайтесь вызывать у ребенка только положительные эмоции, хвалите его, подбадривайте и поощряйте. Если что-то у малыша не получается с первого раза, предложите ему помощь. Меняйте вид деятельности ребенку, чтобы он не занимался чем-то одним. Всестороннее развитие очень полезно для детей, помогает расти им гармоничными личностями. Специалисты рекомендуют родителям чаще заниматься с детьми развитием мелкой моторики, заинтересовывать его, обучать ребенка в игровой форме.
В заключении хочу сказать, что чем больше ребёнок будет делать что-либо своими руками, тем более сообразительным он вырастит. Любая игрушка сама по себе мало заинтересует ребёнка, только совместная деятельность взрослого с ребёнком принесёт плоды. Как можно больше играйте с детьми. При необходимости делайте массаж кистей и пальцев своему малышу. Не забывайте: детям, для того, чтобы нормально развиваться, крайне необходима положительная оценка их деятельности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»