Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование упражнений сенсорно-интегративной коррекции
в работе с детьми дошкольного
 возраста

Перова Виктория Александровна
Э. Джин Айрес (1920- 1988 г.г.) одна из самых известных и уважаемых в западном научном мире специалистов по детскому развитию, детский эрготерапевт, начала работу над принципами терапии, основанной на сенсорной интеграции (сенсорно-интегративной терапии) в 50-х годах прошлого века. В конце 70-х годов была издана первая книга «Сенсорная интеграция и ребенок». Разработанная автором теория сенсорной интеграции, основанная на системном подходе к функционированию мозга, помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что школьная неуспеваемость, поведенческие трудности и многое другое - в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания и планомерных занятий.
Сенсорная интеграция – это способность: - воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств  - вычленять наиболее значимую информацию  - анализировать информацию  - вырабатывать соответствующую ответную реакцию (Trott, 1993)  Сенсорная интеграция:-является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге;- организует информацию, полученную с помощью органов чувств;- наделяет значением испытываемые ощущения, фильтруя информацию;- обеспечивает адаптивный ответ;- формирует базу для теоретического обучения и социального поведения. 
Фундамент сенсорного развития и интеграции – это взаимодействие органов чувств ребенка. Развитие сенсорной интеграции строится на создании оптимальных условий для получения ребенком достаточной стимуляции сенсорных систем. Основная идея метода сенсорной интеграции: впечатления собственного тела - тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом
Основными факторами в нарушении сенсорной интеграции, по данным Российского Государственного Медицинского Университета им. Н.И. Пирогова, у детей дошкольного возраста являются: патологии течения беременности, генетические нарушения, недоношенность, средовый фактор, постнатальный фактор. Важно разделять симптомы дисфункции сенсорной интеграции на категории, согласно нашим чувствам (слух, зрение, осязание, обоняние, проприоцепция, вкус, координация).
Проявление дисфункции сенсорной интеграции можно представить по следующим областям:- проблемы в саморегуляции поведения, способности к обучению, совершению автоматизированных актов (ходьба, бег, речь в т.ч.)- по поведению ребенка, типу взаимодействия с внешними стимулами можно предположить, в переработке каких именно ощущений возникают трудности.Цель упражнений сенсорно-интегративной коррекции -усилить, сбалансировать, развить обработку сенсорных стимулов нервной системой. Чем шире будет сенсорный опыт – тем лучше будет работать мозг.Некоторые проявления тактильной гиперчувствительности:- Не обязательно влияет на обучение, но дискомфорт и негативные реакции сказываются на поведении;- Сбой в работе тактильной системы делает уязвимой эмоциональную сферу;- Избыточное реагирование на прикосновение мешает социальным взаимоотношениям (избегает чужих прикосновений);- Не любить мыть лицо, голову;- Не любит погружать пальцы в песок, крайне тяжело и негативно реагирует на загрязнения рук;- Негативно реагирует на одевание, определенные виды одежды;- Не любит ходить босиком;- Особенно придирчив к текстуре и температуре пищи;- Тревожится, если к нему подходят сзади.Комплекс игр и упражнений, направленных на
стимуляцию адаптации к тактильным стимулам:«Чудесный (волшебный) мешочек»; «Найди пару на ощупь»; «Чья ладошка»; «Спина к спине»; «Угадай цифру на ощупь»; «Тактильная (сенсорная) дорожка»; «Невидимая надпись»; «Игры с фольгой»; «Бутерброд»; «Сухой аквариум»; «Угадай прикосновение»; - Нарушение слуховой перцепцииПроявление нарушения слуховой перцепции:
- Не всегда отвечает;- Неверно понимает обращенные слова;- Затрудняется повторить;- Не может указать направление, откуда идет звук;- Не может смотреть и слушать одновременно;- Монотонно и громко разговаривает;- Высокая чувствительность к шуму;- Выглядит обеспокоенным, когда вокруг все одновременно разговаривают, шумят, смеются.Комплекс игр и упражнений, направленных на стимуляцию слуховой перцепции: «В тишине»; «Отгадай, что звучит?»; «Слышим звон и знаем, где он!»; «Найди пару по звуку»; «Тихо - громко»; «Будь внимателен»: «Угадай, что нужно сделать»; «Слушай и выполняй»; «Шумящие коробочки». Проявление нарушения зрительной перцепции.- Не может раскрашивать замкнутые области, не выходя за край;- С трудом собирает мозаику;- Не любит незнакомые места, боится потеряться;- Долго «возится» с пуговицами;- Не может ровно резать по линии, заниматься поделками;- Не видит сходства или различия в узорах или рисунках.Комплекс игр и упражнений, направленных на
стимуляцию зрительной: перцепции: «Найди такой же»; «Что изменилось?»; «Найди ошибку»; «Что лишнее?»; «Найди отличия»; «Рисование на каше»; «Коврик»; «Графический диктант»; «Сложи картинку»; Различные зашумленные, перевернутые картинки и т.п.Некоторые проявления вестибулярной дезинтеграции: - Ребенок постоянно хочет играть в подвижные игры с бегом, раскачиваниями;- Не устает дольше других;- Переписывая текст с доски, теряется в строчках;- Не ловок в спортивных играх;- Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе половины тела (резание бумаги ножницами, езда на велосипеде, завязывание шнурков);- Избегает пересекать среднюю линию тела;- Гравитационная неуверенность:- Становится тревожным, будучи оторван от земли;- Боится упасть и высоты;- Пугается подъема по наклонной поверхности;- Избегает игр, угрожающих равновесию (пятнашки, футбол);- Избегает наклонять голову вниз, в сторону, не нравится переворачиваться, лежа на полуКомплекс игр и упражнений, направленных на стимуляцию вестибулярно-билатеральной интеграции: «Колечко»; «Ухо – нос»; «Игры с мячиком»; «Ходьба по линии»; «Полоса препятствий»; «На носочках»; «Переступаем через веревочку»; «Между двух берегов»; «Футбол бумажным пакетом»; «Снежки»; «Мыльные пузыри» 
Дети с нарушением процесса обработки сенсорной информации нуждаются в поддержке. Чтобы каждый ребенок стал более успешным необходимо внимательное отношение к сильным и слабым сторонам, важно учитывать предпочтения детей. Ребенку нужно показать, как найти решение его проблем, знать, что с ним все хорошо, что это нормально, когда люди обладают разными возможностями, и что он может быть успешным. Предложенные упражнения сенсорно – интегративной коррекции помогут удовлетворить потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, и обеспечат развитие моторных, познавательных сенсорных и досуговых умений ребёнка.
Список литературы:
1. Э Джин Айрес Ребёнок и сенсорная интеграция.pdf - https://vk.com/doc-172860932_526028070
2. Басилова Т. А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением вразвитии; Пособие для родителей, М.: Просвещение, 2008.
3. Кислинг Улла.Сенсорнаяинтеграция вдиалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; М.: Теревинф, 2010.
4. Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно- развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития И.Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.- метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86-92.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»