Особенности проведения занятия с учетом
принципа возрастосообразности с детьми 4-5 лет
Перова Виктория Александровна
На основе анализа литературы и интернет источников нами была разработана карта для анализа образовательной деятельности педагога с детьми 4-5 лет с учетом принципа возрастосообразности.Возрастосообразность – свойство педагогического процесса, которое заключается в том, что обучение и воспитание наиболее эффективно, если осуществлять его в соответствии с особенностями возрастного развития ребёнка [1].
В истории педагогической мысли давно сформировалось понимание необходимости учёта возрастных особенностей учащихся, воспитанников. Так, Я.А. Коменский обосновал принцип природосообразности – следования природе человека, его возрастным особенностям. Учитывать возрастные особенности детей призывали Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт и другие выдающиеся педагоги прошлого.
Возрастные особенности – это комплекс физических и психологических свойств, характерных для большинства людей одного возраста[1].
Особенности возраста проявляются в совокупности многих условий, среди которых выделяются…
- требования к ребёнку, предъявляемые на данном этапе его жизни;
- его отношения с окружающими;
- характер знаний и деятельности, которые он усваивает;
- преобладающие способы усвоения знаний и опыта действий;
- особенности различных сторон физического развития ребенка (например, особые условия, обусловленные перестройкой организма в подростковом возрасте).
Идея данной разработки возникла а связи с возникновением проблемы при построении образовательной работы, которая должна определять основные подходы, выбор методов и способов построения образовательной работы, с учётом специфики возраста, особенностей психического развития ребенка дошкольного возраста, «принципа участия ребенка»; предоставления возможности для ребенка выразить своё отношение к миру и его понимание[2].
Каждый период возрастного развития – это качественно особый этап, который характеризуется совокупностью многих изменений, определяющих своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Необходимо учитывать ценнейшие качества дошкольников, которые взрослым приходится восстанавливать иногда ценой огромных усилий, которые заключаются в готовности играть; экспериментировать и пробовать; в творческом воображении; в проявлении любознательности (О. А. Шиян). Осуществление образовательной работы надо проводить через реализацию образовательной программы «... в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» [2].
Показатель | Характеристика | Критерии учета возрастосообразности |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин |
Педагог предлагает для внимания детей не более 4 – 5 предметов; Педагог создает ситуацию проговаривания, обсуждения, ребенком своих действий во время выполнения заданий, упражнений. |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти: 4-5 предмета из 5, 2-3 действия, знает названия 6-8 цветов, может повторить за взрослым 5 разрозненных слов. |
|
Мышление | Наглядно-образное |
Педагог сопровождает свою деятельность наглядным материалом:
|
Произвольность познавательных процессов | Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре. | Педагог организует смену видов деятельности, использует разнообразные формы организации детей:
|
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. Восприятие становится постепенно осмысленным, целенаправленным и анализирующим. |
Педагог создает ситуации:
|
Форма общения | Тип общения: внеситуативно-личностное. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации, сверстник интересен как партнер по сюжетной игре). Отношения с взрослыми: внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации Взрослый – источник информации. Стремление к партнерству в играх. |
Педагог проявляет:
|
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация:
|
Педагог создает условия для реализации творческого потенциала детей в игре:
|
Речь | Речь является предметом активности детей, становится более осознанной, приобретает контекстное значение. Окончание формирования активной речи; происходит развитие грамматической стороны речи (при описании предметов большая часть определений становится развернутой: 2-3 признака, с элементами сравнения; простые распространенные и сложные предложения), происходит расширение словарного запаса (1500-2000 слов). Объемы рассказов приближаются в среднем 25 слов. Зарождение словотворчества. |
Количественное пополнение и обогащение словарного запаса ребёнка. Педагог создает условия для активизации речи детей:
|
Воображение | Продолжает активно развиваться. Ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование – ступенчатое (приводит детей к возможности словесного творчества). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему. Одной из отличительных особенностей является яркая фантазия, воображение. |
Педагог создает условия для:
|
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. — 460 с. — Серия : Основы наук
https://si-sv.com/publ/20-1-0-213
https://ug.ru/glavnaya-zadacha-uslyshat-golos-rebenka/