Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности проведения занятия с учетом
принципа возрастосообразности с детьми 4-5 лет

Перова Виктория Александровна
На основе анализа литературы и интернет источников нами была разработана карта для анализа образовательной деятельности педагога с детьми 4-5 лет с учетом принципа возрастосообразности.
Возрастосообразность – свойство педагогического процесса, которое заключается в том, что обучение и воспитание наиболее эффективно, если осуществлять его в соответствии с особенностями возрастного развития ребёнка [1].
В истории педагогической мысли давно сформировалось понимание необходимости учёта возрастных особенностей учащихся, воспитанников. Так, Я.А. Коменский обосновал принцип природосообразности – следования природе человека, его возрастным особенностям. Учитывать возрастные особенности детей призывали Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт и другие выдающиеся педагоги прошлого.
Возрастные особенности – это комплекс физических и психологических свойств, характерных для большинства людей одного возраста[1].
Особенности возраста проявляются в совокупности многих условий, среди которых выделяются…
- требования к ребёнку, предъявляемые на данном этапе его жизни;
- его отношения с окружающими;
- характер знаний и деятельности, которые он усваивает;
- преобладающие способы усвоения знаний и опыта действий;
- особенности различных сторон физического развития ребенка (например, особые условия, обусловленные перестройкой организма в подростковом возрасте).
Идея данной разработки возникла а связи с возникновением проблемы при построении образовательной работы, которая  должна определять основные подходы, выбор методов и способов построения образовательной работы, с учётом специфики возраста, особенностей психического развития ребенка дошкольного возраста, «принципа участия ребенка»; предоставления возможности для ребенка выразить своё отношение к миру и его понимание[2]. 
Каждый период возрастного развития – это качественно особый этап, который характеризуется совокупностью многих изменений, определяющих своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Необходимо учитывать ценнейшие качества дошкольников, которые взрослым приходится восстанавливать иногда ценой огромных усилий, которые заключаются в готовности играть; экспериментировать и пробовать; в творческом воображении; в проявлении любознательности (О. А. Шиян). Осуществление образовательной работы надо проводить через реализацию образовательной программы «... в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» [2].
Показатель Характеристика Критерии учета возрастосообразности
Внимание Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин
 
Педагог предлагает для внимания детей не более 4 – 5 предметов;
Педагог создает ситуацию проговаривания, обсуждения, ребенком своих действий во время выполнения заданий, упражнений.
Память Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти:
4-5 предмета из 5,
2-3 действия,
знает названия 6-8 цветов,
может повторить за взрослым 5 разрозненных слов.
  • Педагог использует методы мотивации детской деятельности.
  • Педагог предлагает ребенку актуальную информацию, вызывающую у него интерес (получает эмоциональный отклик в ответ).
  • Педагог сопровождает образовательную деятельность яркими моментами (сюрпризные моменты, икт-технологии и т.д.)
  • Речь педагога интонационно – выразительная. Педагог ведет диалог понятным языком для ребенка.
  • Педагог вводит в лексикон ребенка новые слова, сопровождает их наглядным материалом.
  • Педагог проговаривает с детьми ключевые моменты конкретной образовательной ситуации (новые слова, действия, признаки и т.д.)
Мышление Наглядно-образное
 
Педагог сопровождает свою деятельность наглядным материалом:
  • картинки,
  • предметы (реалистичные и абстрактные),
  • игрушки,
  • простые схемы
  • пазлы.
  • Педагог предлагает детям различные виды настольных игр (лото, домино, вкладыши и т. п.);
  • Педагог использует схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты).
  • Педагог предлагает детям собрать картинки из фрагментов (из 4 элементов без опоры на образец);
  • Педагог использует обобщенные категории слов (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь);
  • Педагог создает ситуации совместного выполнения: устанавливание причинно-следственных связей, отражение их в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений.
Произвольность познавательных процессов Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре. Педагог организует смену видов деятельности, использует разнообразные формы организации детей:
  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • групповая,
 подгрупповая игровая деятельность;
  • Рационально сменяет динамические позы во время НОД (сидя на ковре, стоя: свободно, полукругом, кругом, лежа и т.д.);
  • Создает ситуацию двигательной активности (отдых во время занятия).
 
Восприятие Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.
Восприятие становится постепенно осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Педагог создает ситуации:
  • осваивания приемов активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу, измерения и др.;
  • знакомства с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности;
  • формирования представлений:
  • об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике);
  • о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине);
  • о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу);
  • о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.);
  • особые свойства предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).
Форма общения Тип общения: внеситуативно-личностное.
В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации, сверстник интересен как партнер по сюжетной игре).
Отношения с взрослыми: внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации Взрослый – источник информации.
Стремление к партнерству в играх.

 
Педагог проявляет:
  • Разнокомпетентностный тип общения:
  • моделирует практическую, жизненную ситуацию – развития интереса к познанию мира;
  • Равнокомпетентностный тип общения:
  • субъектная деятельность (партнерские отношения типа «Научи меня»);
Ведущий мотив общения – познавательный. 
Игровая деятельность Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация:
  • Ребенок проигрывает действия с предметами в соответствии с реальной действительностью;
  • возможность принятия детьми определенной роли и ролевого поведения;
  • сверстники становятся для ребенка более предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослые.
Продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 минут, в отдельных случаях может достигать и 40-50минут.
 
Педагог создает условия для реализации творческого потенциала детей в игре:
  • поощряются самостоятельное придумывание сюжета, импровизация;
  • способствует развитию сложных, длительных сюжетов;
  • не регламентирует игру, избегает воспроизведения однообразных сюжетов и действий;
  • внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой, включаясь в нее по мере необходимости как равноправные партнеры;
  • играя с детьми, педагог творчески включаются в игру, заражая своим интересом, яркими эмоциями;
  • реализует индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей, предлагаются игры:
  • направленные на разрешение конфликтных ситуаций,
  • освоение нравственных норм и правил поведения,
  • повышение активности застенчивых детей с недостатками в развитии,
  • совершенствование самоконтроля у излишне расторможенных и агрессивных детей.
Речь Речь является предметом активности детей, становится более осознанной, приобретает контекстное значение.
Окончание формирования активной речи; происходит развитие грамматической стороны речи (при описании предметов большая часть определений становится развернутой: 2-3 признака, с элементами сравнения; простые распространенные и сложные предложения), происходит расширение словарного запаса (1500-2000 слов). Объемы рассказов приближаются в среднем 25 слов. Зарождение словотворчества.

 
Количественное пополнение и обогащение словарного запаса ребёнка.
Педагог создает условия для активизации речи детей:
  • создание ситуаций необходимости совместного выполнения:
  • поручения,
  • задания,
  • игрового действия:
  • провоцирует активную речь детей,
  • стимулирует познавательную и речевую активность детей: отгадывание описательных загадок о предметах и объектах,
  • создает проблемные ситуации в процессе бытового общения и обучения;
  • организует элементарную поисковой деятельности детей);
  • использует Д/И на развитие интонационной выразительности речи, на развитие словаря, на формирование грамматического строя речи, связной речи, на развитие мелкой моторики рук;
  • Использует  художественное слово.
Воображение Продолжает активно развиваться. Ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование – ступенчатое (приводит детей к возможности словесного творчества). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.
Одной из отличительных особенностей является яркая фантазия, воображение. 
Педагог создает условия для:
  • ролевой игры,
  • рисования,
  • конструирования, 
  • словесного творчества.
Педагог при этом:
  • предлагает условия и обстоятельства, которые требуют от ребенка творческих решений (дорисовать, достроить и т.д.).
  • Педагог провоцирует детей на познание окружающего мира   познавательно -исследовательскую деятельность.
Список литературы:
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. — 460 с. — Серия : Основы наук
https://si-sv.com/publ/20-1-0-213
https://ug.ru/glavnaya-zadacha-uslyshat-golos-rebenka/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»