Развитие игровой деятельности
воспитанников средней группы
Гусева Ирина Игоревна,
воспитатель
Тема индивидуального плана профессионального развития воспитателя выбрана неслучайно. Многие годы педагог изучает и совершенствует свои профессиональные знания, умения и действия в развитии творческих игр дошкольников.
Игра самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Игра сопровождает их в течение всего времени пребывания в детском саду.
В данное время воспитатель работает в средней группе общеразвивающей направленности. Организация творческих игр воспитанников осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).
Дети проявляют интерес к отображению в сюжетно-ролевых играх семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач-пациент, парикмахер-клиент, капитан-матрос и др.), к объединению в одном сюжете разнообразных по тематике событий (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками).
Воспитатель играет с детьми как равноправный партнер, учится слышать их, подсказывает развитие сюжета.
В совместной игре воспитатель показывает пример ролевого поведения, помогает строить сюжет с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу развития сюжета не одну, а несколько ролей. Воспитатель учит детей сговариваться на игру, развивает умение до начала игры определять её тему и, одно- два игровых события («Во что будем играть, что произойдет?»), учит распределять роли между детьми до начала игры.
Взрослый на своем примере учит как использовать в играх предметы-заместители (разнообразные кубики, бруски, емкости, веревки, бечевки) которые могут быть использованы в качестве других предметов. По побуждению воспитателя дети используют изобразительные игровые действия («чик-чик» - закрыл замок ключом, «дзинь-дзинь» позвонил в дверной замок). Это называется «как будто», «понарошку». В группе создана «волшебная коробочка». В которой лежат и пополняются предметы-заместители.
Воспитатель развивает умения детей вести разные ролевые диалоги – в начале года в совместной игре с воспитателем, а во втором полугодии – в совместной игре со сверстниками. Детям это дается не просто, но они осваивают умение манятся ролями и действовать по обстановке.
Игра самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Игра сопровождает их в течение всего времени пребывания в детском саду.
В данное время воспитатель работает в средней группе общеразвивающей направленности. Организация творческих игр воспитанников осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).
Дети проявляют интерес к отображению в сюжетно-ролевых играх семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач-пациент, парикмахер-клиент, капитан-матрос и др.), к объединению в одном сюжете разнообразных по тематике событий (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками).
Воспитатель играет с детьми как равноправный партнер, учится слышать их, подсказывает развитие сюжета.
В совместной игре воспитатель показывает пример ролевого поведения, помогает строить сюжет с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу развития сюжета не одну, а несколько ролей. Воспитатель учит детей сговариваться на игру, развивает умение до начала игры определять её тему и, одно- два игровых события («Во что будем играть, что произойдет?»), учит распределять роли между детьми до начала игры.
Взрослый на своем примере учит как использовать в играх предметы-заместители (разнообразные кубики, бруски, емкости, веревки, бечевки) которые могут быть использованы в качестве других предметов. По побуждению воспитателя дети используют изобразительные игровые действия («чик-чик» - закрыл замок ключом, «дзинь-дзинь» позвонил в дверной замок). Это называется «как будто», «понарошку». В группе создана «волшебная коробочка». В которой лежат и пополняются предметы-заместители.
Воспитатель развивает умения детей вести разные ролевые диалоги – в начале года в совместной игре с воспитателем, а во втором полугодии – в совместной игре со сверстниками. Детям это дается не просто, но они осваивают умение манятся ролями и действовать по обстановке.
Вместе взрослый и дети осваивают способ сокращения предметных игровых действий за счет обозначения части сюжета в речевом плане («Как будто мы уже покормили кукол, и теперь будем одевать их на прогулку»).
Воспитанники группы учатся самостоятельно включать в игровой сюжет новое событие, роль, проявляют творчество в выборе предметов-заместителей и создании игровой обстановки (устраивают комнату для кукол, обстановку магазина, парикмахерской, кабинета врача и т. п.). Используют в играх ряженье, маски, музыкальные игрушки.
В ходе игры дети самостоятельно придумают реплики игровых персонажей, вносят разные интонации в ролевые диалоги, комбинируют в сюжете 3-4 эпизода, разнообразного содержания.
Воспитатель, играя с детьми, уделяет большое значение воспитательным аспектам. В играх взрослый побуждает к доброжелательности, добрых чувств по отношению к сверстникам и игрушкам, интереса к общему замыслу и к согласованию действий с играющими.
Внутри образовательного процесса игра выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. И в обратном плане обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием занятий.
Автор статьи пропагандирует комплексный подход к планированию формирования игрового опыта детей. Этот подход включает в себя и умение взрослых поддерживать и развивать творческие игры ребенка.
Первый этап - это обогащение жизненного опыта детей.
Формами работы с детьми могут быть экскурсии выходного дня, просмотр фотографий и иллюстраций, чтение книг, беседы о профессиях; совместный труд с взрослым и продуктивные виды деятельности.
Второй этап - это обогащение игрового опыта детей. Воспитатель стремиться развить умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры. В совместной деятельности с дошкольниками педагоги используют дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные игры. Они должны быть близки по персонажам, содержанию к планируемой сюжетно-ролевой игре. Вместе с тем воспитатель стремиться передать свой игровой опыт в процессе общения с ребенком. Педагог берет на себя главную роль и учит ставить интересную воображаемую цель, показывает новые приемы отображения действительности. Взрослый создает проблемную ситуацию, направленную на сюжетосложение и учит детей комбинировать знакомые игры. Дети двигаются за воспитателем и учатся брать на себя разные роли. Игры такого обучающего характера вызывают интерес и эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны, сюрпризности и занимательности. Обучающие игры - это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми по конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому.
Воспитанники группы учатся самостоятельно включать в игровой сюжет новое событие, роль, проявляют творчество в выборе предметов-заместителей и создании игровой обстановки (устраивают комнату для кукол, обстановку магазина, парикмахерской, кабинета врача и т. п.). Используют в играх ряженье, маски, музыкальные игрушки.
В ходе игры дети самостоятельно придумают реплики игровых персонажей, вносят разные интонации в ролевые диалоги, комбинируют в сюжете 3-4 эпизода, разнообразного содержания.
Воспитатель, играя с детьми, уделяет большое значение воспитательным аспектам. В играх взрослый побуждает к доброжелательности, добрых чувств по отношению к сверстникам и игрушкам, интереса к общему замыслу и к согласованию действий с играющими.
Внутри образовательного процесса игра выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. И в обратном плане обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием занятий.
Автор статьи пропагандирует комплексный подход к планированию формирования игрового опыта детей. Этот подход включает в себя и умение взрослых поддерживать и развивать творческие игры ребенка.
Первый этап - это обогащение жизненного опыта детей.
Формами работы с детьми могут быть экскурсии выходного дня, просмотр фотографий и иллюстраций, чтение книг, беседы о профессиях; совместный труд с взрослым и продуктивные виды деятельности.
Второй этап - это обогащение игрового опыта детей. Воспитатель стремиться развить умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры. В совместной деятельности с дошкольниками педагоги используют дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные игры. Они должны быть близки по персонажам, содержанию к планируемой сюжетно-ролевой игре. Вместе с тем воспитатель стремиться передать свой игровой опыт в процессе общения с ребенком. Педагог берет на себя главную роль и учит ставить интересную воображаемую цель, показывает новые приемы отображения действительности. Взрослый создает проблемную ситуацию, направленную на сюжетосложение и учит детей комбинировать знакомые игры. Дети двигаются за воспитателем и учатся брать на себя разные роли. Игры такого обучающего характера вызывают интерес и эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны, сюрпризности и занимательности. Обучающие игры - это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми по конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому.
Третий этап - активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр. Воспитатель способствует развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения, развивает у детей навыки общения с взрослым и сверстниками. Воспитатель берет на себя роль и приглашает к игре детей. Взрослый ведет диалог и привлекает ребенка к цепочке последовательных действий необходимых для игры. Полезно разработать и написать примерные сценарии, алгоритм обучающих игр и включить в него проблемную ситуацию, профессиональные слова и действия. Этот алгоритм может измениться по замыслу играющих детей. Проблемные ситуации могут быть направлены на развитие игровых действий с педагогом, сверстниками, игрушками. Таким образом, игровая деятельность дошкольников протекает в усложняющихся проблемных ситуациях, опирающихся на их практический и игровой опыт. У воспитателя есть возможность наблюдать и анализировать умения детей.
Четвертый этап - создание развивающей предметно-игровой среды. Следует создать условия для самостоятельных игр, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.
Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек, игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, полученные при знакомстве с окружающим, в обучающих играх, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам ее реализации и воспроизведения действительности.
Воспитатель меняет предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта детей:
Четвертый этап - создание развивающей предметно-игровой среды. Следует создать условия для самостоятельных игр, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.
Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек, игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, полученные при знакомстве с окружающим, в обучающих играх, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам ее реализации и воспроизведения действительности.
Воспитатель меняет предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта детей:
- сюжетные игрушки - предметы-заместители - воображаемые предметы;
- подсказывающие развернутые сюжетные ситуации - измененные сюжетные ситуации - самостоятельная организация предметно-игровой среды детьми. Педагог привлекает детей к:
- совместному изготовление игрушек, ролевых атрибутов, маркеров пространства;
- изменению игровой среды на основе общего замысла;
- совместному составлению алгоритмов игры (старший дошкольный возраст)
- решению игровых проблем, направленных на мотивацию детей к игре.
- использованию предметов – заместителей.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. За этими словами стоит колоссальный труд воспитателя.
03.2022.