Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие игровой деятельности
воспитанников средней группы

 Гусева Ирина Игоревна,
воспитатель
Тема индивидуального плана профессионального развития воспитателя выбрана неслучайно. Многие годы педагог изучает и совершенствует свои профессиональные знания, умения и действия в развитии творческих игр дошкольников.
Игра самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Игра сопровождает их в течение всего времени пребывания в детском саду.
В данное время воспитатель работает в средней группе общеразвивающей направленности. Организация творческих игр воспитанников осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).
Дети проявляют интерес к отображению в сюжетно-ролевых играх семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач-пациент, парикмахер-клиент, капитан-матрос и др.), к объединению в одном сюжете разнообразных по тематике событий (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками).
Воспитатель играет с детьми как равноправный партнер, учится слышать их, подсказывает развитие сюжета.
В совместной игре воспитатель показывает пример ролевого поведения, помогает строить сюжет с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу развития сюжета не одну, а несколько ролей. Воспитатель учит детей сговариваться на игру, развивает умение до начала игры определять её тему и, одно- два игровых события («Во что будем играть, что произойдет?»), учит распределять роли между детьми до начала игры.
Взрослый на своем примере учит как использовать в играх предметы-заместители (разнообразные кубики, бруски, емкости, веревки, бечевки) которые могут быть использованы в качестве других предметов. По побуждению воспитателя дети используют изобразительные игровые действия («чик-чик» - закрыл замок ключом, «дзинь-дзинь» позвонил в дверной замок). Это называется «как будто», «понарошку». В группе создана «волшебная коробочка». В которой лежат и пополняются предметы-заместители.
Воспитатель развивает умения детей вести разные ролевые диалоги – в начале года в совместной игре с воспитателем, а во втором полугодии – в совместной игре со сверстниками. Детям это дается не просто, но они осваивают умение манятся ролями и действовать по обстановке.
Вместе взрослый и дети осваивают способ сокращения предметных игровых действий за счет обозначения части сюжета в речевом плане («Как будто мы уже покормили кукол, и теперь будем одевать их на прогулку»).
Воспитанники группы учатся самостоятельно включать в игровой сюжет новое событие, роль, проявляют творчество в выборе предметов-заместителей и создании игровой обстановки (устраивают комнату для кукол, обстановку магазина, парикмахерской, кабинета врача и т. п.). Используют в играх ряженье, маски, музыкальные игрушки.
В ходе игры дети самостоятельно придумают реплики игровых персонажей, вносят разные интонации в ролевые диалоги, комбинируют в сюжете 3-4 эпизода, разнообразного содержания.
Воспитатель, играя с детьми, уделяет большое значение воспитательным аспектам. В играх взрослый побуждает к доброжелательности, добрых чувств по отношению к сверстникам и игрушкам, интереса к общему замыслу и к согласованию действий с играющими.
Внутри образовательного процесса игра выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. И в обратном плане обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием занятий.
Автор статьи пропагандирует комплексный подход к планированию формирования игрового опыта детей. Этот подход включает в себя и умение взрослых поддерживать и развивать творческие игры ребенка.
Первый этап - это обогащение жизненного опыта детей.
Формами работы с детьми могут быть экскурсии выходного дня, просмотр фотографий и иллюстраций, чтение книг, беседы о профессиях; совместный труд с взрослым и продуктивные виды деятельности.
Второй этап - это обогащение игрового опыта детей. Воспитатель стремиться развить умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры. В совместной деятельности с дошкольниками педагоги используют дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные игры. Они должны быть близки по персонажам, содержанию к планируемой сюжетно-ролевой игре. Вместе с тем воспитатель стремиться передать свой игровой опыт в процессе общения с ребенком. Педагог берет на себя главную роль и учит ставить интересную воображаемую цель, показывает новые приемы  отображения  действительности.  Взрослый  создает  проблемную  ситуацию, направленную на сюжетосложение и учит детей комбинировать знакомые игры. Дети двигаются за воспитателем и учатся брать на себя разные роли. Игры такого обучающего характера вызывают интерес и эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны, сюрпризности и занимательности. Обучающие игры - это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми по конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому.
Третий этап - активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр. Воспитатель способствует развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения, развивает у детей навыки общения с взрослым и сверстниками. Воспитатель берет на себя роль и приглашает к игре детей. Взрослый ведет диалог и привлекает ребенка к цепочке последовательных действий необходимых для игры. Полезно разработать и написать примерные сценарии, алгоритм обучающих игр и включить в него проблемную ситуацию, профессиональные слова и действия. Этот алгоритм может измениться по замыслу играющих детей. Проблемные ситуации могут быть направлены на развитие игровых действий с педагогом, сверстниками, игрушками. Таким образом, игровая деятельность дошкольников протекает в усложняющихся проблемных ситуациях, опирающихся на их практический и игровой опыт. У воспитателя есть возможность наблюдать и анализировать умения детей.
Четвертый этап - создание развивающей предметно-игровой среды. Следует создать условия для самостоятельных игр, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.
Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек, игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, полученные при знакомстве с окружающим, в обучающих играх, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам ее реализации и воспроизведения действительности.
Воспитатель меняет предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта детей:
  • сюжетные игрушки - предметы-заместители - воображаемые предметы;
  • подсказывающие развернутые сюжетные ситуации - измененные сюжетные ситуации - самостоятельная организация предметно-игровой среды детьми. Педагог привлекает детей к:
  • совместному изготовление игрушек, ролевых атрибутов, маркеров пространства;
  • изменению игровой среды на основе общего замысла;
  • совместному составлению алгоритмов игры (старший дошкольный возраст)
  • решению игровых проблем, направленных на мотивацию детей к игре.
  • использованию предметов – заместителей.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. За этими словами стоит колоссальный труд воспитателя.
03.2022.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»