Использование метода сторителлинга в формировании
речевой активности младших дошкольников
Шаргаева Екатерина Вадимовна
Современные дети требуют современных идей.
Если мы будем учить так, как учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра.
Джон Дьюи
Модернизация современного общества учит нас искать новые способы, приемы и технологии при организации образовательного процесса с детьми. Через развитие речи закладывается воспитание полноценной личности ребенка, основы активного общения и социальных контактов. Технология «сторителлинг» расширяет возможности для развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Что такое сторителлинг? Термин пришел к нам из английского языка и переводится как: рассказывание историй». Синоним в русском языке – «сказительство», а методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче и проще воспринимаются слушателями и наиболее интересны.
В своей практике внедрять сторителлинг я начала недавно. Традиционно считается, что данная технология сложна и применима для детей начиная со старшего дошкольного возраста. Однако, учитывая возрастные особенности дошкольников, данная технология применима и в более младшем возрасте.
Существуют три вида данной технологии:
- классический сторителлинг,
- активный,
- цифровой.
Классический сторителлинг наиболее применим для детей младшего дошкольного возраста. История рассказывается педагогом, при желании дополняется детьми. Ведущая роль — воспитателя, который берет на себя роль рассказчика.
Цифровой сторителлинг – данный формат дополняется визуальными компонентами (видео и т. д.)
Активный сторителлинг – в данном случае педагог, рассказывая и описывая ситуацию, активно вовлекает в процесс формирования истории дошкольников.
С детьми дошкольного возраста используются следующие виды сторителлинга:
- На основе реальных ситуаций: применим для решения какой –либо проблемы, возникшей в группе. Данный вид является отличным инструментом для сплочения детского коллектива;
- На основе повествования: данный метод используется для того, чтобы повысить интерес детей к теме (например, к теме занятия);
- На основе сценария: в данном случае ребенок становится частью истории, при обсуждении, к примеру правил дорожного движения.
- На основе проблемных ситуаций: этот метод помогает развивать навыки решения проблемных ситуаций и применять полученные знания на практике.
Структура технологии сторителлинг следующая:
- Вступление: связано с основной темой, сосредотачивает интерес и внимание детей на проблеме. Варианты могут быть разными: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…, Послушайте, что я вам расскажу и т. д.
- Развитие события: данная часть дает возможность понять и вникнуть в проблему, о которой повествует рассказчик.
- Кульминация: находится решение поставленной проблемы.
- Заключение: итог рассказа, который может заключаться в одном предложении.
Здесь необходимо отметить, что в сторителлинге важна личность самого педагога, его артистизм, творческие способности. Нужно не просто рассказать историю, а перевоплотиться так, чтобы дети прочувствовали ситуацию и у них появилось желание участвовать.
Перед тем как перейти к основному этапу работы с детьми мною была со-здана творческая студия «Сказки вместе сочиняем». В которую входит: «кубики истории», конверт-доски, материалы для лепки, рисования и аппликации.
Вместе с методом сторителлинга я применила нетрадиционные приемы рисования и аппликации, лепки в ходе интерактивных игр с детьми. Для визуализации историй были использованы конверт-доски. Конверт-доска (от англ. сonvert – преобразовывать) – плоскостное изображение с помощью пластилина и ДВП (я использовала ватман и гуашь) на определенную тему. Она может использоваться на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала можно изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами, например пластилином или красками.
Начало занятия может быть разным. Когда я использовала картину, на котором изображено море я включала аудио запись «Шум моря», и мы беседовали с детьми о море, о сказках, в которых говорилось про моря и океаны, затем придумывали свою сказку. У нас получилась сказка про золотую рыбку, мы вспомнили традиционную сказку А. С. Пушкина с грустным концом и решили придумать свою сказку. У детей это получилось. Им было интересно показывать сказку и одновременно рассказывать ее. Все дети приняли участие в создании сюжета для сказки.
С помощью картины, на которой изображен лес, дети придумали новую версию сказки «Колобок». Мы назвали свою сказку «Хитрый Колобок», где главный герой не только обхитрил зайца, волка и медведя, но и лису и в конце своего путешествия вернулся домой к бабушке и дедушке. Перед тем как показать эту сказку дети вылепили из пластилина персонажей сказки, затем сказку показали и рассказали. В рассказе и показе участвовали все дети.
Используя персонажей из театрального уголка, дети показали и рассказали сказку «Теремок». Сюжет был также изменен детьми по собственному желанию детей. В создании сказки принимали участие все дети.
В своей работе я активно использую «Кубики истории» — одну из форм сторителлинга. Учитывая возраст моих воспитанников, я сделала 10 кубиков по темам: времена года, профессии, овощи, фрукты, деревья, игрушки, автотранспорт, одежда, мебель, животные. Самое главное, что правила просты и легко запоминаются детьми. Для начала с детьми выбираем историю, учитывая при это программную тематику. Ребенок достает из яркой коробочки первый кубик и начинает увлекательную историю, которая каждый раз получается новая и захватывающая.
Занятия с использованием данной технологии проводятся индивидуально и по подгруппам. Главную роль в повествовании занимает педагог- направляя и подталкивая детей на различные ответы.
Таким образом, я считаю, что технология сторителлинг открывает возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные сюжеты вызывают наибольший интерес, обогащая при этом фантазию и развивая логику.
На занятиях с использованием данной технологии у воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии связной речи. Составляя увлекательные истории, обогатилась речь детей. Они больше стали применять прилагательные, причем придумывали свои, объясняя при этом их значение. Дети стали активнее на занятиях, многие захотели быть «создателями» историй. Дети, менее раскрепощенные, застенчивые, находясь в психологически комфортной обстановке сначала повторяли фразы других детей, а позже самостоятельно продолжали придуманные истории.
Таким образом, используя данную технологию, мы сможем услышать каждого ребенка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.
Перед началом своей работы я провела обследование детей по речевому развитию, а именно связной речи (умению детей пересказывать, рассказывать). Результаты показали, что высокий уровень развития 5 %, средний –35 %, низкий уровень зафиксирован у 60 % детей, что является довольно низким показателем. В связи с этим был изучен материал по данной проблеме и на основе этого был составлен перспективный план работы по использованию нетрадиционной техники – сторителлинг, в обучении детей связной речи.
По окончанию работы было проведено повторное диагностирование детей.
Анализ результатов показал, что у большинства детей благодаря применению нетрадиционных техник сторителлинга повысился уровень речевых способностей, а именно большинство детей научились свободно рассказывать и пересказывать. Результаты показали, что высокий уровень развития 10 %, средний -45 %, низкий уровень зафиксирован у 45 % детей. Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей вырос интерес к сказкам (они более внимательно слушают сказки и рассказы взрослых и детей) проявилась способность к сочинению сказок, а также пересказыванию историй.
Моя работа была экспериментальной. Я хотела узнать является ли такая нетрадиционная технология как сторителлинг эффективной в работе с детьми. Показатели превзошли все мои ожидания. Я увидела живой интерес детей в сочинении и пересказывании сказок и историй, видела их желание создавать сказку. Планирую дальнейшую деятельность с детьми по данному направлению.