Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Беговые упражнения как средство развития выносливости
у детей старшего дошкольного возраста

Параняк Степан Иванович
Совремeнные услoвия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния человека, особенно детей начиная с самого раннего возраста, и соответствовать этим требованиям могут только здоровые дети. В связи с этим, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.
Известно, что дошкольный и младший школьный возраст являются решающими в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового oбразa жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.
Дошкольный возраст - очень важный этап в жизни человека. В этот период проис­ходит функциональное совершенствование головного моз­га, нервной системы, основных органов и систем орга­низма.
Знание возрастных особенностей развития ребенка по­может инструкторам физкультуры, воспитателям детских садов и родителям правильно осуществлять физическое воспитание дошкольников: сле­дить за их физическим и психическим развитием, подби­рать упражнения, закаливающие процедуры. Великий русский педагог К. Д. Ушинский  писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». [ 1 ]
Детям прежде всего присуща большая потребность в активной деятельности, в движениях. Они могут длитель­ное время, не утомляясь, бегать, прыгать, играть. Однако эту активность следует строго контролировать, помогая ребенку преодолевать импульсивность и неустойчивость поведения. Именно под влиянием воспитания, в частности физического, формируется выдержка и сознательное поведение. Таким образом можно и необходимо приучить до­школьника соблюдать соответствующий режим, правила поведения, выполнять требования взрослых.
Важнейшими особенностями психичес­кого развития детей дошкольного возраста являются пре­обладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, импульсивность в поведении, большая эмоцио­нальность, конкретность восприятия и мышления. Основ­ным видом деятельности детей этого возраста является игра, в процессе которой они овладевают различными движениями, элементарными действиями, приучаются к определенным отношениям в коллективе. В первые семь лет жизни под влиянием воспитания формируются основ­ные черты личности. Вот почему так важно именно в этом возрасте обеспечить правильное развитие ребенка.
Бег чаще других движений исполь­зуется в повседневной жизни всеми детьми независимо от того, посещают ли они детское учреждение или играют на площад­ках во дворах. Бег входит в содержание многих видов движе­ний: от умения правильно выполнять бег зависит, например, успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений, включающих элементы игр в бад­минтон, волейбол, баскетбол.
В беге необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору. Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления)   позволяет   совершать   бег   длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость
Задачей упражнений при обучении бегу детей старшего дошкольного возраста является выработка легкого, быстрого, свободного, устремленного вперед движения с хорошей координацией рук и ног. В процессе бега происходит попеременное сокращение и расслабление большого количества мы­шечных групп. [2] При беге резко возрастает расход энергии, поэтому увеличивается объем дыхания, скорость кровообращения, газо­обмен. Правильно дозированный бег способствует общему физи­ческому развитию, совершенствованию функции центральной нерв­ной системы, тренировке сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Быстрый, интенсивный бег должен заканчиваться постепенным снижением физической нагрузки — переходом на ходьбу с после­дующим замедлением, что содействует приведению пульса к норме. Резкий переход от быстрого движения к статике (стоянию или сидению) в силу недостаточной тренированности сердечно-сосуди­стой системы вызывает нездоровые явления, что необходимо учитывать в работе с детьми.
Бег с введением дополнительных заданий чаще всего прово­дится в таких упражнениях, как «Догони мяч», «По мостику», «За высоким, за низким», «Аист, бабочка, лягушка», «Пробе­ги — не урони». В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, влияющий на улучшение координации движений, скорость бега, на развитие ловкости.
Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного воз­раста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокой­ном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков), бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отли­чаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.
К 6-7-летнему возрасту бег у детей становится легким, рит­мичным, в нем хорошо выражен полет, движения рук и ног со­гласованы. Стопа ставится эластичным перекатом с пятки на носок. Дети уже способны выполнять разные виды бега, при­меняя различную его технику. Например, на коротком отрезке при задании пробежать быстро они выполняют энергичный бег на носках, с активными движениями рук. При беге на большую дистанцию они бегут в спокойном темпе, ставя ногу перекатом с пятки на носок, движения рук слегка расслабленные.
Полноценное физическое развитие дошкольника - это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развития интереса к различным, доступным ребенку видам движений и физических качеств.
В системе физического вос­питания детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, мета­ний, прыжков, лазания и др. Они характерны для повсе­дневной трудовой деятельности человека и являются важ­ным средством физического воспитания. Систематическое выполнение основных движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляет мышцы и опор­но-двигательный аппарат, развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость и др.
При обучении бегу в старшем дошкольном возрасте ве­дущее место занимают объяснения и указания. От детей можно требовать сознательного выполнения движе­ния.

               Важность обучения бегу состоит в том, что он чаще других движений исполь­зуется в повседневной жизни всеми детьми. Кроме того, бег входит в содержание многих видов движе­ний: от умения правильно выполнять бег зависит успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений, включающих элементы игр в футбол, волейбол, баскетбол и т.д.

 Библиографический список

 
  1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры). – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.
  2. Бартенев Л. В. Бег на короткие дистанции. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 72 с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»