Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Реализация индивидуального подхода к детям
дошкольного возраста 
при организации
занятий с мячом
 

Черная Ольга Викторовна,
инструктор по физической культуре ГБДОУ № 17
Стаж работы по специальности в детском саду - 28 лет, образование – высшее педагогическое, высшая категория.
  1. Наш полезный мячик.
Мяч – первый предмет в жизни ребёнка, форма которого наиболее благоприятна для игр детей раннего возраста. Он таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоционально воздействует на ребёнка. 
Мяч выступает как средство игры – удобная многофункциональная игрушка и очень доступный тренажёр.
Кроме обычных физкультурных занятий, в нашем детском саду более 20 лет я веду секцию «Игры с мячом». И могу с уверенностью сказать, что проблемы развития у детей   координации движений, быстроты реакции, внимания, ловкости и скоростных качеств решаются, когда в процессе физкультурной работы с детьми используются мячи. Поэтому мячик - наш самый большой друг и любимая игрушка!
   Чем же полезны для здоровья занятия и игры с мячом?
Во-первых, можно сказать, что игры с мячом – замечательная комплексная гимнастика.
Дети, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия с ним (бросание, катание и др.), получают нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, ноги, руки, кисти) – активизируется весь организм. Происходит это в постоянно изменяющейся игровой обстановке.
Например, при передвижении по площадке с мячом, ребёнок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с ведением мяча, с прыжками, в беге с остановкой. Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, регулируют силу и точность броска. Развиваются важные физические качества ребёнка: быстрота, прыгучесть, сила.
При броске мяча через волейбольную сетку, забрасывании в баскетбольное кольцо укрепляется спинная мускулатура, увеличивается расстояние между позвоночными дисками, улучшается кровоток в сосудах.  По сути, происходит тракционная вытяжка позвоночника. У тех, кто занимается баскетболом и волейболом, проблем с осанкой обычно не бывает! Кроме того, улучшается обмен веществ, усиливается работа важнейших органов – лёгких, сердца.
Необходимость принимать быстрые, разумные решения, правильно их реализовывать в играх и упражнениях с мячом, способствует воспитанию уверенности, решительности. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.
Дети очень любят игры с мячом и занимаются с большим удовольствием. Но, мячик – довольно сложный для освоения предмет, и не у всех ребятишек получается быстро и успешно с ним подружиться.
В целях повышения эффективности занятия необходимо, чтобы в его процессе одновременно действовали все дети под руководством педагога, но при этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Выбор способа организации детей зависит от содержания упражнений и игр, оборудования, площадки, степени освоения действий с мячом, организаторских умений педагога.
 
2. Предметно – развивающая среда физкультурного зала.Для занятий, прежде всего, конечно требуются разнообразные мячи. В основном я провожу занятия с обычными резиновыми мячами d 18-20см т.к, в отличие от пластиковых мячей, которые постепенно их вытесняют, резиновые мячи более тяжёлые, их вес ощутимее, они не такие вёрткие, с ними легче работать. Более лёгкие пластиковые мячи используем при бросках через волейбольную сетку, перебрасывании издалека, чтобы не травмировать пальцы у детей, хотя дети подготовительной группы, при хороших навыках, справляются и с тяжёлыми мячами.
Кроме этих видов мы играем во все мячики, которые можно найти это интересно и очень разнообразит занятия. Сюда входят и мячики для большого тенниса, каучуковые мячики разного диаметра, воздушные шарики и даже большие гимнастические d 45-65 см.
Для занятий необходима волейбольная сетка, стандартные баскетбольные кольца, веревки – все это оборудование должно иметь возможность подвешиваться на разную высоту.
Также используем для занятий обручи различного диаметра, гимнастические палки, скамейки, канат, брус, приставные доски, напольные корзины. Также можно использовать сделанные из дерматина различные дорожки, кружки, цифры, геометрические фигуры. Разнообразят занятия лягушки – ловишки, модули «Альма», веселые мишени.
 
3.  Структура занятия.
Структуру занятия составляют:
1) Вводная часть, цель которой не только разогреть двигательный аппарат ребенка, но и подготовить его к выполнению заданий, требующих внимания, памяти, ориентировки в пространстве.
2) Общеразвивающие и игровые упражнения на развитие пальцевой и ручной ловкости, общей моторики и коррекционного воздействия для опорно-двигательного аппарата.
3) Основная часть, задача которой разучить, повторить и закрепить действия с мячом, формирующие «чувство мяча».
4) Заключительная часть, состоящая из игр (двух или более) активной и малоподвижной (на внимание, быстроту реакции, а также расширение словарного запаса).
Вводная часть занятия.
Во вводную звнятия часть входят упражнения на развитие внимания, быстроты реакции, обучение технике перемещения, формирование пространственных представлений, ускорение и замедление темпа передвижения, "самоуправление" с заданием на соответствующий звуковой или зрительный сигнал (или несколько разных сигналов).
Разминочный комплекс проводится после вводной части и состоит из 8 — 10 упражнений.
Трудно рекомендовать определенный подбор упражнений для каждого занятия, так как усложнение заданий зависит от того, какой уровень развития у конкретной группы детей. Бывает, что простое упражнение - подбросить и поймать мяч является очень сложным для многих детей, в начале первого года обучения его выполняют 10 % занимающихся. Находятся дети, у которых это задание вызывает трудности даже в середине года.
Поэтому нужно подходить к подбору упражнений индивидуально для каждого ребёнка. Детям, у которых всё получается легко, задания нужно усложнять, вводить новые элементы, поддерживать их интерес, стремление к самосовершенствованию. Но и неуклюжих ребятишек нужно подбадривать, отмечать их малейшие успехи и победы, чтобы им хотелось и дальше стараться и тренироваться.
Упражнения на развитие ловкости непременно должны включать в себя быстрые (ограниченные во времени), точные и согласованные движения. Как составные компоненты в разминочном комплексе могут быть прыжковые, асинхронные упражнения, а также упражнения, включающие движения кистей и пальцев рук, применяя большие и малые мячи.
Задания в упражнениях разминки для более сильных детей можно усложнять. Например, при задании подбрасывания мяча вверх с последующей ловлей его, можно попросить их ловить мяч после хлопка в ладоши или даже двух хлопков.
При передаче во время разминки маленького мячика из одной руки в другую, можно попросить делать это быстро и точно на каждый счет, тогда как для остальных детей можно это требование опустить и т.д.
3. Игровые упражнения с мячами.  Занятие должно проходить весело и интересно. А что может быть интереснее для детей, чем игра! Поэтому все время приходится не просто давать детям задания, а придумывать игровые упражнения.
 И мячики превращаются в лягушат, зайчиков, кенгуру, тигрят, моторчик у  мотоцикла, а дети – в жонглеров в цирке, дрессировщиков, мотоциклистов … Для отработки различных навыков применяются разные игровые упражнения.
Так, например, для выработки умения оценить траекторию полёта мяча и силу броска хорошо подходит упражнение «Ловкий мячик», в котором дети «учат» мячик прыгать через «горку», «речку», из обруча в обруч.
В прыжке через «горку» применяется гимнастическая скамейка, высоту которой можно увеличивать при помощи модулей «Альмы».
Ребёнок должен бросить мячик так, чтобы он ударился перед скамейкой («горкой») и через неё перепрыгнул. Затем догнать мяч, тоже перепрыгивая через скамейку (если высота больше 40 см, - просто обежать скамейку) и возвратится на исходную позицию.
Более сильным детям «горку» можно сделать повыше. Расстояние до скамейки для разных детей также можно увеличивать и уменьшать.
Таким же способом мячик «учится» прыгать через «речку» - дорожку, образованную двумя канатами (у нас часто используется дорожка из голубого дерматина). Ширина «речки» и расстояние до неё тоже может меняться в зависимости от возможностей детей, причем они сами могут оценить свои силы и встать перед тем месте «речки», которое смогут легко перепрыгнуть.
 Броски с учетом траектории полета закрепляются при бросках друг другу парами, бросках через веревку, волейбольную сетку.
Нужно внимательно следить за подбором пар, чтобы в пару не вставали два слабых ребенка.
 Для тренировки бросков мяча можно применять различные игры – упражнения:
- броски мяча в обручи, лежащие на полу, расположенные на разном расстоянии от места броска (для более слабых детей обруч можно положить поближе).
Игровое упражнение «лягушонок прыгает в пруд»:
- броски мяча через волейбольную сетку с попаданием на определенный сектор поля.
Мячики-лягушата. Нужно им помочь попасть в пруд (большое колесо-модуль
«Альма»). Дети бросают мяч через волейбольную сетку, стараясь попасть внутрь
колеса. (Более сильная команда бросает мяч в модуль, который расположен
на дальнем секторе поля, слабая - поближе.)
 Двигательная активность детей, а также моторная плотность занятия увеличиваются за счёт применения и поточного способа организации детей. Как, пример можно привести игровое упражнение
«На прогулку с мячиком»:
Мячик – наш друг. Мы идём с ним гулять, преодолевая препятствия и выполняя определённые правила передвижения по каждой стороне периметра зала. Например:
1 сторона – передвигаясь приставным шагом вдоль цепочки обручей (5 обручей), бросить мячик в каждый обруч, и поймать его после отскока.
2 сторона - прокатить мячик по «дорожке», по гимнастической скамейке от начала и до конца.
3 сторона – пройти по «мостикам» (гимнастической скамейке и бревну) приставным шагом, бросая об пол мяч с ловлей его после отскока (пять раз на бревне, три раза на скамейке).
4 сторона – бросить мяч от определённого места в баскетбольное кольцо (два кольца), взять в руки и опять перейти к первому заданию.
  Задание можно варьировать и усложнять. Дети работают самостоятельно после показа педагога, который наблюдает за ходом занятия, подсказывает, как лучше сделать, если что-то у детей не получается, напоминает, как правильно выполнять упражнения. Здесь, как и в процессе всего занятия, нужно применять индивидуальный подход, т.к. группа двигается в потоке и дети более медлительные и неуклюжие задерживают движение. Потому, например, педагог говорит: «Дима и Маша бросают мячик только в синие обручи (их 3), проходя по «мостику» им можно бросить об пол мячик 2 раза (а остальным – 5), сильные дети бросают мяч в два баскетбольных кольца поочередно, слабые - в одно.
Дети послабее, занимаясь в группе видят, что у них что- то не получается, их начинают перегонять и толкать более активные и ловкие товарищи, что может их вообще заставить отказаться выполнять задание, а некоторое упрощение задания позволяет им двигаться в общем ритме, никому не мешать и чувствовать себя более уверенно.
4. Работа с мишенями.Для выработки меткости в бросках мяча применяются различные мишени, расположенные на разной высоте. У нас в зале это картинки
с импровизированными мишенями, начиная с самой маленькой – мухомора находящейся на высоте 40 см над полом и кончая самой высокой – звездой на высоте трёх метров.
В каждую мишень мяч нужно бросать определённым способом:
- с ударом мяча об пол
- двумя руками снизу
- одной рукой от плеча
- двумя руками от груди
Тогда при работе с мишенями в потоке, не приходится объяснять детям каким способом бросается мяч, а просто даётся задание работать с теми или иными мишенями и дети уже самостоятельно его выполняют. Можно больше внимания уделять слабым детям, в то время как сильные работают самостоятельно. Задача педагога – контролировать правильность бросков, отмечать успехи детей, чтобы дети видели, что педагог наблюдает за ними, и старались тщательно выполнять все его требования.
5. Педагог в игре.В конце занятия проводятся игры.
Для детей более привлекательны игры с мячом, которые им хорошо известны. При повторении игр действия детей становятся более свободными, значительно меньше наблюдаются нарушения правил игры. На одном занятии необходимо предусмотреть от  одного до трёх видов основных действий с мячом и игры -  одну большой интенсивности, другую малоподвижную (как правило, я стараюсь проводить речевую игру). Количество упражнений и игр зависит от степени новизны и уровня их усвоения, а также от способов организации детей. И здесь тоже необходимо помнить об индивидуальном подходе к детям.
Ведущими можно ставить как уверенных в себе и сильных детей, так и более слабых, смотря по ситуации.
Целесообразно сочетать интенсивные упражнения и игры с мячом с менее интенсивными, знакомые детям упражнения с новыми.
Наиболее эмоционально проходят игры с мячом, когда педагог сам становится активным участником их, поэтому педагог может временно принимать на себя роль водящего, с целью показа на личном примере обязанностей водящего, правил приёмов игры.
Но и на этом этапе необходимо показывать отдельным детям те или иные действия, совместно выполнять упражнение. Оказывая помощь ребёнку в усвоении действий с мячом, педагог повышает его интерес к движениям данного типа. Выполняя упражнение в паре с технически слабым или сильным ребёнком, он имеет возможность облегчить или усложнить задание.
 В игре по командам педагог помогает той команде, которая не умеет организовывать распределение действий с мячом, не столько своими действиями, сколько указаниями. Он может временно включиться в игру или упражнение, в удобный момент выйти из неё, перейти на упражнение с другим ребёнком и т.д. При этом педагог не должен терять из поля зрения всех детей и каждого ребёнка в отдельности.
В играх – эстафетах очень важно подобрать равный по физической подготовке состав команд.
Нужно постараться дать каждому ребенку по – возможности (и, конечно по желанию) побывать в роли капитана команды, ведущего в игре.
     Для успешной работы с большое значение имеет периодическая и объективная оценка подготовленности детей на протяжении всего процесса обучения. Для этого я использую показатели физического развития в начале и в конце года по всему спектру тестов.  Важно, чтобы от одного возрастного периода к другому дети подошли с оптимальным уровнем физической подготовленности, отражающим их индивидуальные темпы развития.
Дети очень любят занятия с мячами. Они приносят им и радость и здоровье.
А для того, чтобы занятия были успешными и плодотворными, индивидуальный подход к детям на занятиях просто необходим.
 
                             Список используемой литературы,
  1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников, - Москва, «Просвещение», 1983г.
  2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966
  3. Овчинникова Т.С.,Черная О.В., Боряева Л.Б.  Игры,занятияи упражнения с мячами.
    Санкт-Петербург изд.  Каро 2008 г.

     

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»