Нетрадиционные техники ИЗО в развитии творческих способностей детей
Быкова Валентина Викторовна
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И воспитатели, поощряя любознательность, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, творческое мышление дошкольников более свободно, чем творческое мышление школьников.Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал ребёнка.
Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
В соответствии с ФГОС ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей
Цель педагога: развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется через интеграцию образовательных областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Реализация цели осуществляется через решение задач:
• организация предметно-развивающей среды в группе в художественно-творческой деятельности;
• развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
• использование нетрадиционных техник;
• привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.
Основными условиями реализации творческого развития являются:
• создание обстановки эмоционального благополучия;
• создание и обновление предметно-развивающей среды;
• творческий подход к содержанию образования;
• вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
• синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
• осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов.)
• взаимодействие с семьями воспитанников;
Организация взаимодействия с детьми реализуется через:
∙•••••••••образовательную деятельность по ИЗО и конструированию с интеграцией образовательных областей,
∙•••••••••кружковую работу,
∙•••••••••индивидуальную работу,
∙•••••••••выставки детских работ,
∙•••••••••праздники, развлечения, инсценировки.
Эмоциональный фон для творческой деятельности создаёт музыка, которая всегда присутствует в нашей жизни. Активно используем:
∙•••••••••телевизор;
∙•••••••••музыкальный центр;
∙•••••••••аудио и видео-коллекция;
∙•••••••••имеются методические разработки к занятиям по декоративно – прикладному искусству;
∙•••••••••творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения.
Стимулирование творческой активности
Развивающая среда мотивирует детей к творчеству. Некоторые дети по природе очень изобретательны, в то время как другие чувствуют себя менее комфортно в творческом самовыражении. Воспитатели предоставляют детям множество предметов, идей и стимулов, чтобы поддержать и развить их интерес к искусству.
Мы работаем по программе «Сообщество». Реализация этой программы позволяет нам обеспечить ребенку опыт творчества на основе разнообразия, доступности и постоянного обновления материалов. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску.
В центре «Искусства» дети пробуют разные средства, рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются глиной, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов. Используя новые и довольно интересные программы и пед. технологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.
В своей работе я попробовала многие нетрадиционные техники развития творчества:
• Рисование пальцем или ватной палочкой, ладошкой; ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
• методом тычка жёсткой полусухой кисти; ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
• монотипия; Два слова об этом, к сожалению, редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане дети рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
• набрызга; опустить зубную щётку в один цвет краски, держать щётку над бумагой. Стекой распылять краску – разбрызгивайте по листу. Можно использовать несколько цветов. Таким же способом можно делать рисунки с помощью трафарета.
• рисование свечой; ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
• мыльные фантазии; Берём краски, шампунь, воду, стакан и трубочку для коктейлей. И на булькайте себе в стакане много цветных пузырей.
А потом вместе с детьми прикладывайте бумагу к разноцветной пене.
• Кляксография; Делаем с детьми кляксы (черные и разноцветные). Затем ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Нетрадиционные техники лепки:
∙••••••••«Тестопластика» - лепка из соленого теста.
∙••••••••«Пластилиновая графика» - раскрашивание пластилином.
∙••••••••«Пластилиновая мозаика» - заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками.
Нетрадиционные техники аппликации:
∙••••••••«Бумажная мозаика» - создание изображения из цветных бумажных шариков,
∙••••••••«Обрывная мозаика» - заполнение изображения мелкими обрывками цветной бумаги.
∙••••••••«Оригами», как традиционное, так и модульное.
∙••••••••«Квилинг» - создание изображения из бумажных спиралей разного размера и формы, и др.
Для размещения своих работ дети эффективно используют раздевалки, групповые комнаты и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков,
выполненные в детском саду или дома.