Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности адаптации детей с нарушениями речи

Шишонкова Анна Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 30
Пушкинского района Санкт-Петербурга
    В последнее время отмечается увеличение числа детей с проявлениями дезадаптации к условиям меняющимся условиям  окружающей среды и в том числе  к условиям дошкольного образовательного учреждения и школы.
Детский возраст имеет важное значение для формирования процесса социальной адаптации человека. Когда ребенок приходит в дошкольное учреждение, в качестве адаптирующего фактора выступает уже не только семья, но и коллектив сверстников, который является простейшей моделью реализации конечной цели адаптации - интеграции в общество. Обеспечение социальной адаптации развивающейся личности, ее вхождения в социум находится в тесной взаимосвязи с процессом общения и взаимодействия. Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
     Речь формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Речевая недостаточность у детей младшего дошкольного возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации.
     В большинстве случаев у таких детей процесс адаптации протекает тяжело, это выражается в проявлении невротических реакций, тревожности, фобий и т.д. Любой страх или немотивированное беспокойство влечёт за собой значительные изменения в поведении ребёнка, что отрицательно сказывается на его психическом развитии, изменяет черты его характера, негативно влияет на воспитание и обучение. Психические изменения, происходящие под влиянием страха, приводят к искажению процесса онтогенетической социализации, развитию социально-психологической изоляции личности.
Изучением проблемы социально-психологической адаптации занимались И.А. Милославова [8],  Н.К. Бойченко[1], В.П. Казначеев [5], И.А. Жданов [4]. Вопросы социального развития детей в зарубежной науке отражены в работах исследователей Л.А. Венгера [3], П. Валлон [2]. Разработке феномена социально-психологической адаптации и социального развития в отечественной психологии посвящены труды А.Н. Леонтьева [7], A.B. Запорожца.     
     Дети имеющие нарушения речи имеют специфические нарушения социальной адаптации и благоприятная речевая среда, своевременное выявление нарушения, правильно организованная коррекционная работа, взаимодействие всех специалистов, создает у ребенка эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении как со взрослыми так и со сверстниками, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки, тем самым облегчая протекания адаптации детей с нарушениями речи к условиям окружающей среды.
   Проблемы в развитии коммуникативной деятельности детей с нарушением речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога и родителей специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность с взрослыми и детьми, т.е. целенаправленного формирования коммуникативной деятельности. Одним из условий успешной адаптации детей, страдающих нарушениями речи, к жизни детского сада является создание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты.
    Педагоги многое делают своими руками, проявив творчество, талант, фантазию в организации удобной, уютной, создающей радостное настроение, обеспечивающей психологический комфорт, располагающей к общению обстановки, в которой воспитывается и обучается ребенок. Разнообразные предметы, игрушки, игровые пособия выбираются с учетом возраста, интереса, задач воспитания и обучения, специфики нарушения речи у детей. Предметно-пространственная среда спроектирована таким образом, чтобы заинтересовать ребенка и вызвать у него желание посещать детский сад. В адаптационный период в эмоциональной сфере детей происходят изменения: дети плохо контролируют сильные эмоции, находятся в напряженном и подавленном состоянии. Эффективны будут игры направленные на развитие коммуникации, релаксацию. Дети учатся распознавать разные эмоциональные состояния и контролировать их.
     Также в состав предметно-пространственной среды входит коррекционный уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В основу наполняемости коррекционного уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.
      Таким образом, благоприятная речевая среда, своевременное выявление нарушения, правильно организованная коррекционная работа, взаимодействие всех специалистов, создает у ребенка эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении как со взрослыми, так и со сверстниками, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки, тем самым облегчая протекание адаптации детей с нарушениями речи к условиям дошкольного образовательного учреждения.

 
Литература:
 
  1. Бойченко Н.К. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. М., 1985.
  2. Валлон П. Психическое развитие ребёнка. М., 1967.
  3. Венгер Л.А. Об уровне развития детей, поступающих в школу // Вопросы психологии, 1981. №4.
  4. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1991.
  5. Казначеев В.П. современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.
  6. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальной адаптации. М.. 2002.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.
  8. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. -Л., 1974.
  9. Социальная адаптация у детей в дошкольных учреждений/ Под. Ред. Р. В., Тонковой – Ямпольской, Е. Шмидт- Кольмер, 1980.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»