Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

МАК в работе с детьми как средство развития
познавательной и эмоциональной сферы,
креативности и коммуникативных навыков

Серебрякова Софья Алексеевна,
  ГБДОУ д/сад № 71
Приморского ррайона Санкт-Петербурга
Сказочные истории обладают поистине огромной силой воздействия. Для детей это способ познания мира и вырабатывания поведения в определенных ситуациях. Смешные и поучительные истории способствуют развитию мышления и аналитических способностей у ребенка. В процессе анализа услышанного или прочитанного, у детей развивается фантазия, они учатся искать собственные выходы из различных ситуаций, избавляются от собственных страхов. Сказка помогает обсудить с детьми важные вопросы о семье, о дружбе, о родине, об ответственности, о трудолюбии.
Сказкотерапия – это метод для развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Очень хорошо использовать в сказкотерапии Метафорические ассоциативные карты.
Метафорические карты (в пер. с греч. «перенос») – новое направление в психологии, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким - либо другим на основании их общего признака. 
 Плюс этого метода в том, что с картами могут работать педагоги с детьми для развития творческого потенциала и воображения.
Дети не имеют достаточного опыта, чтобы словами описать свои переживания. МАК для работы с детьми полностью устраняет эту проблему.
Как работают МАК
          Воспринимая материал, который содержится в карте – изображения, символы, и т. д. – психика выдает на поверхность цепочку ассоциаций из того, что хранится в ее глубине. Таким способом на поверхность можно вывести гениальные идеи, способы решения жизненных задач, ответы на важные вопросы.         
МАК обладают следующими достоинствами:
  • МАК интернациональны и могут использоваться во всех культурах, для всех возрастов;
  • МАК – это трамплин для нашей фантазии, запускающей причудливые ассоциации, приводящие нас к неожиданным открытиям;
  •  МАК создают людям условия для саморазвития и самопознания;
  • МАК создают безопасную и комфортную обстановку для доверительных отношений в паре или в группе, помогают «выйти из своей скорлупы» и «разбить лед» в тревожной обстановке;
Предлагаю Вашему вниманию игры, в которые дети  с удовольствием поиграют на примере МАК «По моему хотению». МАК «По моему хотению» включают в себя рисунки к русским сказкам, созданные Николаем Михайловичем Кочергиным, одним из самых выдающихся представителей «золотого века» детской иллюстрации.
Игра «Братья наши меньшие»
Часть карт комплекта иллюстрирует взаимодействие человека и животного, реального или вымышленного. Эти карты могут быть использованы для обсуждения с детьми вопросов защиты окружающей среды и доброго отношения к животным, избавления от страхов.
                    Дети делятся на подгруппы. Каждая подгруппа получает от ведущего карту с изображением человека или животного.
                    Задачи подгруппы могут быть такими:
  • Сочинить сказку о том, как человек спас животное;
  • Сочинить сказку о том, как животное помогло человеку стать лучше;
  • Придумать план заботы о животном;
  • Разработать рекомендации для тех, кто никогда не общался с таким животным, но хочет с ним подружиться;
  • Нарисовать продолжение истории, начало которой представлено на картинке, или начало истории, которое закончилось так, как показано на картинке;
Игра «Следы невиданных зверей»
Русский фольклор полон невиданных существ. Для того чтобы дети лучше познакомились с ними, можно использовать карты комплекта- те, на которых изображены Чудо Юдо, Змей Горыныч, Баба Яга, Морской царь и другие.
Каждая подгруппа получает по одной карте и должна подготовить презентацию для других групп.
  • Что это за существо;
  • Где оно живет;
  • Что любит, что не любит;
  • Как себя ведет;
  • В каких сказках о нем повествуется;
Можно просто рассказывать сказку и обсуждать её. Можно слепить героев из пластилина, показать кукольный спектакль, разыгрывать сценки.
Игра «Придумаем сказку»
Составление коллективной сказки по картам.  Каждый участник по очереди тянет в карту, открывает и описывает то, что он видит так, чтобы получилась общая история.
Сказкотерапия подразумевает использование не столько уже существующих историй, сколько написание и создание новых. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
  • о жизненно важных явлениях;
  • о жизненных ценностях;
  • о постановке целей
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому  предлагая поиграть в сказку, педагог принимает непосредственное участие, помогает, сочиняет. Продумывайте сказку заранее, не стоит сочинять на ходу. Сделайте описание героя, его жизнь и проблему близкими ребенку, но не копируйте (не ребенок, а тигренок, он не бьет друзей лопаткой по голове, а царапает коготками). Опишите подробно чувства всех героев. Предложите варианты решения. Главный герой может подсмотреть их у второстепенных, ему могут подсказать друзья: добрый волшебник, мудрая сова. Решений может быть несколько - пусть ребенок обдумает их и выберет что-то для себя сам. Смысл не в том чтобы дать готовое решение, но чтобы предложить варианты и дать решать самому. Такие «уроки» запоминаются и усваиваются лучше наставлений.
Алгоритм сочинения сказки с детьми:
 Жили-были.
Начало сказки, встреча с ее героями.
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
 Из-за этого…
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
В сказкотерапии, в зависимости от решаемых проблем, можно использовать  как русские народные сказки, так и сказки русских  и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина. Например, русские народные сказки: «Морозко»«Крошечка - Хаврошечка»"Сестрица Аленушка и братец Иванушка"«Снегурочка», «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, сказки зарубежных авторов -   «Золушка», «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм  и др.
«Рисование сказки»
Желательно после сочинения сказочной истории сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.
Для рисования лучше взять  карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).
Сказкотерапия хорошо работает с самого раннего возраста и вплоть до средней школы. Герои и сюжеты меняются с взрослением ребенка. Принцип повествования также меняется: сначала вы рассказываете сказку сами, затем больше практикуете совместное сочинительство, а в старшем возрасте можно просить ребенка завершить сказку самостоятельно - это позволит ребенку раскрыться, а вам больше узнать о его внутреннем мире.
Список используемой литературы:
1.  «Метафорические Ассоциативные карты с семейном консультировании» Москва, издательство «Вариант» 2018 г.
2. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. «Формы и методы работы со сказками» - СПб.: Речь, 2008.
3. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. «Основы сказкотерапии».
4.   Киселева М.Б. «Арт - терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми» - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
5.    «Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка» - СПб.: Речь, 20076    Сакович Н.А. «Технологии игры в песок. Игры на мосту» СПб.: Речь, 2008.
6. Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем» СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
 7.  Чех Е.В. «Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку»– СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 11. Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. «Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей»
8.  Пезешкиан Н. «Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия». – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»