Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование нетрадиционных техник рисования
для развития творческого воображения детей
среднего дошкольного возраста

Мелконян Марианна Тиграновна
Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал.
Можно выделить четыре типа представлений воображения:
1) образы того, что есть в реальной действительности, например, человек представляет пустыню Сахара, в которой он никогда не бывал, но которая реально существует;
2) исторические образы, например, можно представить, как выглядел доисторический человек или саблезубый тигр;
3) сказочные образы: Баба Яга, Змей-Горыныч и т. д.;
4) образы будущего, например, как выглядит автомобиль ХХII в.
Образы воображения могут создаваться различными путями. Наиболее распространенными являются следующие способы.
1. Агглютинация – это соединение любых качеств, свойств, частей в единый, часто причудливый образ, иногда очень далекий от реальности.
Например, соединение верхней части туловища мужчины и нижней части коня воплотились в образе кентавра, а, поставив избушку на куриные лапы, получили жилище Бабы Яги. Чаще всего такой прием используется в мифах и сказках.
2. Акцентирование – выделение в имеющемся образе какой-либо части, детали и возведение ее в ранг доминирующей.
Способ чаще всего применяется в карикатурах, шаржах.
3. Типизация – самый сложный, подчас творческий прием, выражающийся в том, что из конкретных образов выделяются наиболее характерные, значимые качества и свойства и уже на их основе создается новый образ.
Благодаря воображению человек способен разумно и творчески планировать свою деятельность и управлять ею.
Оно выручает в тех ситуациях, когда невозможно, затруднительно или просто нецелесообразно выполнять практические действия.
Таким образом, без воображения не был бы возможен прогресс ни в одной из областей человеческой деятельности.
 
                                        
1.2 Виды воображения
 
В связи с особенностями и причинами возникновения различают следующие виды воображения:
1) непроизвольное
2) произвольное воображение;
в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают:
3) воссоздающее,
4) творческое воображение
5) мечты человека.
Непроизвольное, или пассивное, воображение. Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования. Не следует думать, что те или иные новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами возбуждения в соседних центрах. Траектория этого возбуждения не является, как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.
Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения.
Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены.
Произвольное воображение, хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства.
 
1.3 Творческое воображение
 
 т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д.
Творческое воображение — процесс значительно более сложный и трудный, чем воссоздающее воображение. 
Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.
Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности. Вместе с тем в этих образах отражается и личность писателя, художника, его понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.
Научную деятельность также нельзя представить себе, как механическое познание тех или других явлений окружающего мира. Научное исследование всегда связано с построением гипотез, оно немыслимо без творческого воображения. Правда, эти гипотезы превращаются в положительные знания и становятся достоянием науки лишь после проверки практикой, но они должны быть, иначе наука не будет двигаться вперед. Физики сначала построили ряд гипотез о строении атома, прежде чем смогли в действительности открыть важнейшие законы этого строения.
Творческое воображение имеет большое значение и в деятельности конструктора. Создание новой машины всегда является творческим процессом, в котором обязательно участвует воображение. Например, при создании танка конструкторы в своем воображении не случайно, механически соединили в новом образе (наряду со многими другими) принципы гусеничного и колесного движений, представление о которых было почерпнуто ими из наблюдения движений в действительном мире, а творчески, в результате длительной работы и сознательных поисков, руководствуясь при этом идеей танка и знанием законов движения.
 
1.4   Особенности изобразительной деятельности детей старшего
дошкольного возраста
 
На современном этапе в российской системе образования идут бурные изменения: вводятся новые системы и технологии обучения.
В связи с этим стала особенно актуальной тема особенностей изобразительной деятельности и творчества детей.
Наиболее эффективное средство для развития творческих способностей ребёнка в детском саду - это изобразительная деятельность.
Занятия изобразительной деятельностью и творчеством детей в любом виде (кружках, внешкольных мероприятиях и др.) выступают как ценнейшая возможность формирования креативности.
Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
На этой стадии у ребенка ещё нет интереса к результату деятельности, его волнует сам процесс. У него нет предметных изображений, но он начинает овладевать знаковой функцией через усвоение возможности устанавливать отношения условного замещения между объектами.
Если педагог в своей работе для воспитания детей применяет техники нетрадиционного рисования при организации деятельности с детьми, то с помощью этого маленький ребенок может отойти от предметного изображения. Он уже способен с помощью рисунка выражать свои чувства и эмоции, действовать свободно, что позволяет обрести ребенку уверенность в себе и в своих силах. Если ребенок владеет несколькими стилями рисования, с помощью чего он может изображать различные предметы, это позволяет ему выбирать и развивать свои творческие способности, что немаловажно для детей дошкольного возраста.
Е.А. Екжановой выделены следующие уровни графической деятельности.
К ним относятся:
– каракули;
– набор графем (отдельные, не связанные друг с другом предметы; рисунок-перечисление);
– предметные изображения (статичный единичный объект);
– псевдосюжетные изображения (по процессу создания такие рисунки схожи с истинно сюжетными, но по содержанию ближе к графемам или предметным рисункам);
– сюжетные изображения (ребенок разворачивает некоторый сюжет, запечатленный на рисунке). [ 22; с. 55]
Формируя умения изобразительно-выразительными навыками, дети одновременно с этим, привыкают и к простейшей творческой деятельности. Формируя умения рисовать и выражать себя с помощью творчества, для детей также становится возможным более полно передавать свое представление об образах предметов и явлений реальности, мира, окружающего ребенка. Творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста развивается по сложному пути, начиная от самых элементарных действий и заканчивая процессом воспроизведения образных начертаний, реальных форм предметов.
Творческая деятельность дошкольников является важной частью развития личности ребенка, так как процесс творчества для ребенка всегда радостный, творческий и позволяет узнавать новые вещи. Важным условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.
Системный подход к творческой изобразительной деятельности предполагает, что рисование представляет собой не изолированный процесс, а значит его необходимо рассматривать в связи с высшими психическими функциями, которые имеют системную связь с изобразительной деятельностью. Такой подход позволяет установить некоторые условия становления и развития изобразительной деятельности детей. В качестве основных условий выделяют: 
  • наглядно-образное мышление,
  • воображение,
  • знаково-символическая деятельность,
  • зрительно-моторная координация,
  • обобщение,
  • определенный уровень развития функций речи.
В процессе изобразительной деятельности у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.
Формирование умения рисования в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач:
- необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;
- сформировать у них изобразительные навыки и умения.
 Необходимо разделять типы и виды НОД по творческой изобразительной деятельности.
Типы НОД делятся в зависимости от характера вещей, главенствующих задач, а если быть точнее, то в зависимости от характера познавательной деятельности детей, которая может выражаться в следующих задачах:
- НОД для передачи детям новых представлений и формированию умения у них новых способов творческой изобразительной деятельности;
- НОД для упражнения детей по использованию полученных новых представлений и способов действия, формировать обобщенные и гибкие навыки и умения;
- творческие, где дети могут включиться в поисковую деятельность, где они имеют свободу и возможность проявить самостоятельность при разработке и реализации замыслов.
Каждый тип НОД представляет из себя целую систему, где во взаимосвязи должна быть реализована цель, задачи и методы обучения творческой изобразительной деятельности. В процессе педагогического обучения все перечисленные типы НОД имеют свое место. Тем не менее, при использовании личностно-ориентированного подхода при формировании умения изобразительной деятельности невозможно обойтись без учета такой специфики, как индивидуальные проявления личности. Художественное творчество и проявление себя через него требует обретение, проявление и развитие индивидуальных черт личности. Для возможности использования такого подхода от педагога требуется учет индивидуального опыта детей. Однако, сложность заключается в том, что индивидуальный опыт не всегда легко определить. В связи с чем, при использовании третьего типа НОД (творческого) его можно использовать не только в конце, но и в начале. При таком раскладе педагог может выяснить о начальном уровне представлений детей о предмете и возможных способах его изображения.
Деление НОД творческой изобразительной деятельности с дошкольниками можно проводить не только по типу, но и по виду. Примечательно, что одно и тоже НОД может принадлежать различным видам, это будет зависеть от того, какой критерий используется для выделения признака. Например, если мы будем делить по содержанию, то изображения можно рисовать по представлению, по памяти, с натуры, также бывает сюжетное, декоративное и предметное [4, с. 20].
Творческая изобразительная деятельность, на основе представления, основывается на комбинаторной деятельности воображения. С помощью этого процесса ребенок может переработать свой опыт и впечатления, а как итог создать свой, возможно относительно, но новый образ. Изображение по памяти основывается на представлении определённого предмета, которые дети увидели, запомнили и, по возможности, пытаются восстановить его на рисунке наиболее точно.
Различаются НОД по замыслу и со свободной темой. В первом случае тему выбирает и предлагает педагог, а во втором случае дети сами решают, чем хотят заниматься. Последний вид относится к наиболее творческим, так как позволяет максимально раскрыть свое воображение и нарисовать окружающий их мир по представлению детей. Один из вариантов такой деятельности – свободная тема с ограниченной тематикой. В этом случае педагог предлагает широкую тему, в рамках которой каждый ребенок может творить и действовать в том русле, что он сам выберет. Это полезная разновидность творчества с дошкольниками, так как деятельность, полностью свободная от «оков», должна быть целенаправлена на пользу, а не на ущерб творчеству. Истинное творчество всегда имеет цель и направление.
Вступление, обращение на непрерывную образовательную деятельность не должно отнимать слишком много времени, но оно необходимо. С помощью него нужно вызвать интерес у детей к предлагаемой теме, мотивировать их деятельность, напомнить им, что творчество подразумевает под собой свободу действий, образов, выборов, о том, что созданные ими образы должны быть индивидуальны и неповторимы.
Разнообразие, выразительность, оригинальность образов – это тема для разговора между воспитателем и детьми, после просмотра результатов творчества.
Дети старшего дошкольного возраста обладают большей самостоятельностью, могут предварительно подумать и представить, что хотят изобразить и целенаправленно сделать задуманную работу. Их творческое проявление уже отражает разнообразие и оригинальность мыслей. У некоторых детей уже имеются какие-то свои предпочтения в выборе темы, причем они также могут отличаться высоким уровнем изображения и творчества.
Рисование по памяти обычно используется в подготовительной группе или в старшей в конце года.
Для формирования умения рисованию по памяти, как правило, используются не сложные предметы, в которых имеют хорошо выраженные части, имеющие относительно простую форму. У таких предметов не должно быть много деталей, можно использовать изображение элементарных пейзажей. Одним из основных пунктов, которые должны выполняться, является то, что объект изображения должен быть хорошо выражен, имел отличия от других и его легко было запомнить, по форме, цвету или тому подобное.
Изображение с натуры. Это такой способ рисования, когда дети изображают предмет, который они непосредственно видят. Иначе говоря, это изображение предмета или явления в момент его непосредственного наблюдения с конкретной точки обзора (зрения) с целью его изображения с наибольшим соответствием реальности.  Такой вид деятельности долгое время был предметом спора в дошкольной педагогике. Согласно исследования Т.Г. Казаковой ребенок-дошкольник способен изображать предмет с натуры, но при этом у него отсутствует передача объем и перспективы. В этом возрасте ребенок рисует форму с помощью линейного контура, строения, весьма относительно относится к величине предметов, их цвета и положению в пространстве [7; с. 78].
Деятельность по приобщению детей к изобразительному искусству раскрывают перед ребёнком красоту окружающего мира и красоту человека, воспитывают нравственно-эстетические идеалы. Восприятие искусства – это напряжённая работа чувства и мысли, особый интеллектуально – эмоциональный труд души. Этот особый труд души человека будет желанным в том случае, если он будет к нему подготовлен, а такую подготовку возможно и необходимо начать с самого детства.
Рисование является одним из любых занятий детей, так как позволяет проявлять им свое творческое воображение и предоставляет относительную свободу действий.
Темой рисунков могут служить любые предметы и явления, в творческой деятельности должно присутствовать разнообразие. В детском саду чаще всего для изобразительного творчества используют цветные карандаши, акварель и гуашь, с помощью которых можно изобразить все что угодно.
С помощью карандашей создается линейная форма. Постепенно, друг за другом вырисовываются части предмета или явления, добавляются разные детали и штрихи. После этого изображение можно разукрасить и помощью разных цветов. Последовательное выполнение «заданий» позволяет развивать аналитическую деятельность мышления ребенка. Это происходит благодаря тому, что, изобразив одну часть, ребенок вспоминает или видит в реальности что ему необходимо делать дальше, над какой частью работать. Помимо этого, контур рисунка облегчает задачу раскрашивания, показывая границы частей рисунка.
При рисовании красками используется цветовое пятно для создания формы. С помощью красок в большей степени развивается чувства цвета и формы. С помощью красок легче передать всю цветовую гамму окружающего мира, например, голубое небо, зеленую траву, коричневую землю, красные яблоки и тому подобное. С помощь карандашей эта задача более трудная, но тем не менее выполнимая, просто она требует более развитых навыков техник рисования [6; с. 36].
В программе детского сада имеются рекомендации для использования определенных графических материалов в группах разного возраста. Для старшей и подготовительной группы, как правило, рекомендуют применять угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Это материалы позволяют увеличить способности детей в сфере изобразительного творчества. Пользуясь углем и сангиной при рисовании, дети получают однотонные рисунки, которые в большей степени позволяют сосредотачиваться на форме и фактуре предмета; с помощью цветных мелков можно быстрее и проще закрасить большие поверхности и крупные формы; с помощью пастели передача цвета получается более разнообразной

 
  1. Возможности использования нетрадиционных техник рисования в    развитии творческого воображения у детей                                                           старшего дошкольного возраста
 
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Ориентированию в пространстве на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Помимо прочего, рекомендуется живо и с эмоциями объяснять детям способы действий и показывать приемы изображения. 
В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить более трудные методы и техники:
– рисование песком;
– рисование мыльными пузырями;
– рисование мятой бумагой;
– кляксография с трубочкой;
– монотипия пейзажная;
– печать по трафарету;
– монотипия предметная;
– кляксография обычная;
– пластилинография.
Для рисования на участке можно использовать:
– школьные мелки для рисования на асфальте и на линолеумной доске, установленной на веранде; 
– заостренные палочки для рисования на влажной земле, снегу, песке.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения [10, с.64]. Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.
В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи в формировании умения и воспитания ребенка.
Опыт работы по развитию способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции [4, с.32-35].
 Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Необходимым является использование методов и приемов, побуждающих ребенка вносить в рисунок настроение и давать изображению эмоциональные характеристики [1, с. 33-38].
В любом случае важно, чтобы использование изобразительных средств было увязано с художественной задачей. Если же средства сами по себе, а задача сама по себе, это не художественное развитие, а профанация обучения. Следует заметить, что не каждый ребенок может поставить перед собой художественную задачу. Для этого у него должно быть сформировано некоторое видение мира. Развитие художественного видения и есть главная задача художественного воспитания [6, с. 84].
 Для выполнения этой задачи недостаточно регламентированных занятий, проводимых со старшими дошкольниками в детском саду.
Нужно использовать все время пребывания ребенка в детском саду, чтобы обращать его внимание на то, что его окружает: на предметы, на явления природы, на людей. Например, экскурсия с детьми в парк. Воспитатель предлагает детям нарисовать дерево или целый парк, но деревья должны быть с разными настроениями. Этому творческому процессу могут способствовать нетрадиционные техники рисования, которые доставляют детям много положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью [10, с. 43].
Используя нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности, ребенок не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.
Нетрадиционные техники должны отвечать следующим критериям:
1. Быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;
2. Содержать изобразительно выразительные средства создания художественного образа;
3. Знакомить с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т. п.);
4. Развивать ручную умелость
5. Соответствовать санитарно – гигиеническим нормам.
В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.
Выбор программ, как правило, часто зависит от вида дошкольного учреждения:
  • Детский сад;
  • Детский сад с приоритетным направлением (интеллектуальным, эстетическим, физическим и др.);
  • Детский сад компенсирующего вида с осуществлением коррекции физических и психических отклонений;
  • Детский сад комбинированного вида, складывающийся из различного сочетания групп: компенсирующие, общеразвивающие и др.);
  • Центр развития ребенка – сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Если обычный детский сад (ДОУ) реализует одну стандартную комплексную программу, то в саду с приоритетным направлением, помимо комплексной используется и одна из специализированных (парциальных) программ, а в центре развития ребенка таких программ используется несколько.
 Содержание основной программы требований Федерального государственного образовательного стандарта в ДОУ (ФГОС) включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.
Таким образом, согласовывая с целью нашей работы, мы можем предположить, что ФГОС и применение парциальных программ, направленных на развитие творчества ребенка, вполне соотносятся с созданием специальных методик по формированию творческого воображения в рисовании с помощью нетрадиционных техник рисования.
Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способно­стей и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов нетрадиционных техник.
По мнению А.А. Грибовской, роль воспитателя - подвести детей к пониманию характер­ных особенностей, увидеть типичное в росписи, показать, как мастер, не выходя за пределы традиций вида росписи, со­здаёт новый неповторимый узор, и на этой основе сформиро­вать умение создавать узор на любой форме, свободно выби­рая сочетания цветов, элементов, композиций в зависимос­ти от назначения узора, формы и величины предмета, мате­риала. [21, с. 75]
При объяснении природы детского рисования подчеркивается значение усвоения ребенком способов употребления знаков, а также развития восприятия. Л.С. Выготский подчеркивает социальную природу знака. Знак является по существу общественным органом или социальным средством. Одной из форм социального знака, который ребенку предстоит усвоить, является рисунок .
Выразительность детского рисунка — это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г.В. Лабунская) [13, с.78].
Формируя умения детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, умению использовать при создании изображений различные материалы обогатит рисунки детей, позволит получить разнообразные решения одного и того же предмета, явления, будут способствовать развитию детского творчества.
Таким образом, в рисунке выделяют две стороны:
  • изобразительная сторона рисунка;
  • техническая сторона рисунка. [3, с. 25]
Они тесно связаны друг с другом. Учитывая это, необходимо развивать как техническую, так и изобразительную сторону рисунка. Если будут развиты обе стороны рисунка, тогда ребенок сможет создать наиболее творческое воображение в нем.
Итак, рассмотрим какие педагогические условия нужны для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на НОД и вне их.
Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
В детском саду организуются зоны и специальные помещения для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.
Второе условие — насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т. д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.
Третье условие — активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес к ней), создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.
Четвертое условие — индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для эстетического развития каждого ребенка).
Процесс формирования творческого воображения в детском изобразительном творчестве средствами нетрадиционных художественных техник для дошкольного образования, а именно – использование нетрадиционных техник, будет проходить успешно, так как:
  1. теоретически обоснована эффективность применения нетрадиционных художественных техник в изобразительном творчестве дошкольников;
  2. будут выявлены нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обоснована доступность дошкольникам средств выразительности, будут разработаны методики ознакомления дошкольников с различными нетрадиционными жанрами,
  3. будут обеспечены преемственность и последовательность в деятельности детей приемам работы в нетрадиционных художественных техниках, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
  4. будут созданы педагогические условия для усвоения изобразительно-выразительных особенностей каждой техники, средств создания творческого воображения, некоторых закономерностей композиции и колорита. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»