Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание детей в игре

Максимова Юлия Викторовна
Игра в истории человечества
         Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека а протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют "свои" аспекты, но все они сходятся в мнении, что игра- неотъемлемая часть человеческой культуры.
      В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на ее природу. И по сей день высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами(инстинкты, влечение) и, следовательно, имеющую постоянный, внеисторический характер. Несостоятельность таких взглядов опровергают сами  детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости о исторической эпохи, но и у детей, живущих в одно время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.
Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В начале XXв. у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. В первые с противоположным утверждением о том, что " игра-это дитя труда", выступил немецкий психолог и философ В.Вунд, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В. Плеханов в работе "Письма без адреса" (1912). Г.В.Плеханов изучал проблему происхождения искусства  в человеческом обществе. Он пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Таким образом Г.В.Плеханов подчеркнул генетическую общность искусства и игры. П мнению Г.В.Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание. К труду человека принуждали жизненные потребности, связанные с необходимостью добывать пропитание, охранять свои угодья, заботиться о жилище и т.п. Труд, охота, война с соседним племенем- все это сопровождалось чувствами радости, удовольствия, горечи. Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявленной ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам,песням. Таким образом,  в истории общества труд старше исскуства и игры: сначало были земледельческие работы, охота, воины, а затем это находило отражение в плясках, песнях, элементах драматического и изобразительного искусства.
Но в жизни отдельного человека игра, по мнению Г.В. Плеханова, предшествовало труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи " культурных приобретений из рода в род", подготавливает детей к труду. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых. А так как в человеческом обществе рано сложилось деление труда на мужские и женские виды и обязанности, то мальчики и девочки в играх  подрожали тем представителям пола, к которым относились сами. Возражая своему современнику немецкому психологу К. Гросу, считавшему, что различие игр мальчиков и девочек определяется особенностями их половых инстинктов, Г.В. Плеханов выдвигал социальные причины, а именно: существующее разделение труда взрослых людей в обществе по признаку половой принадлежности
Мысли Г.В. Плеханова получили развитие в трудах новых поколений ученых, прежде всего психологов и педагогов, которых волновал вопрос: всегда ли существовала игровая деятельность, предваряя в жизни ребенка последующую трудовую деятельность?
Д.Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых   (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и др.)
Усложнение орудий труда, постепенный переход от собирательства к охоте, скотоводству, земледелию  привели к изменению положения ребенка в обществе: малыш уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку  она требовала умений, знаний ,сноровки, ловкости и т.д. Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях( лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями ( из маленького лука можно попасть в цель, маленькой мотыгой- рыхлить землю).
Наконец, с возникновением различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, но не функциями  ( игрушечное ружье, игрушка- соха и др.) Другими словами, игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра, в которых находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведение, взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые в свою очередь, способствуют расспространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества.
В ходе социально- исторического развития человеческая игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающем миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности , выработанные многовековой историей человечества.
Таким образом современная отечественная теория   игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.
Социальный характер детской игры
Игра имеет социальную основу. Детские игры прежних лет и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К.Д.Ушинский.
В работе "Человек как  предмет воспитания"(1867) К.Д.Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего  его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую "...материал, гораздо разнообразнее и действительнее  того,  который предлагается игрушечной лавкой" К.Д.Ушинский писал: " У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет  гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводи копилку, считает деньги..."
Но окружающая ребенка действительность чрезвычайно многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны,а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Р.И.Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. В первые годы жизни у ребенка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. Поэтому в  играх детей этого возраста воссоздаться действия взрослого с чем то, с каким то предметом ( ребенок готовит еду на игрушечной плете,купает куклу в тазике). А.А.Люблинская очень метко назвала игры малышей " полуигрой-полутрудом".В развернутой форме ролевой игры, которая наблюдается у детей начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом игра становиться способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных  условиях) отношений между людьми, а следовательно, начинает служить усвоению социального опыта. Игра социальна и по способам ее осуществления.
Игровая деятельность, как доказано А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым,Н.Я.Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий ( как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающей эффект.
Характеристика игровой деятельности
В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознанный им мир, возникает внутренняя потребность учувствовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличии от повседневной жизни, где его постоянно учат,  оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай),в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п. Таким образом, малыш, как указывал К.Д.Ушинский, " пробует свои силы", проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.
Ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами не насыщаемой. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержание игры. Справедливы слова Н.К.Крупской об игре как "серьезной форме учения".
Ребенок- существо растущее и развивающееся. Движение - одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, кк бильбоке, настольным крокетом, мячом и др. В сюжетных играх  в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям. Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструкторы, снег, песок и др)
Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других  условиях еще "недоросли", а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится  " играющим коллективом" ( А.П.Усова)
В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение) По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учиться ставить цели, планировать, добиваться результатов. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.
В свое время А.С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их родня ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности.
Являясь  ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразования ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним их первых, кто взял развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д.Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.
Признаком игры, как отмечал  Л.С.Выготский, является наличие мнимой или воображаемой ситуации.
На другое важное свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состояться и учебная деятельность, указал В.В.Давыдов. Это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающей этими функциями (кубик становится мылом, утюгом, хлебом, машинкой, которая едет по столу-дороге и гудит). Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символически действия ("помыл руки" из воображаемого крана). Широкое использование предметов - заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами и знаками, что потребуется в учении.
Игра как средство воспитания
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средство воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он сооединяет в сюжете игры реальны и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы( кресло-космическая ракета, плюшевый пингвинчик-отважный путешественник).
Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
 Однако не следует думать, что в любой игре приобретения ребенка имеют положительное значение. Представим себе, девочки играют в семью: Лиза изображает ласковую, заботливую маму, Настя- властно командует детьми, покрикивает на своего мужа. Если мы сравним чувства, испытываемые в играх "мамами", действия и способы общения. в которых они упражняются, то станет ясно, как по - разному скажутся подобные игры на формировании характера, отношения к окружающей жизни.
Н.К.Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно - прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка.
С одной стороны, игра-самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой "школой", средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.
Важнейшим средством воспитания становиться и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогическом целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных фор познания (образное мышление, воображение), проченю его интересов, развитию речи.
Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится  в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?). Например, Егору расхотелось подвозить панели для строительства школы, вот быть крановщиком- другое дело. Но крановщик- Алеша, а если он ,Егор, выйдет из игры, то она нарушиться.  Как быть?
Подобные нравственные коллизии часто возникают и в играх с правилами: "ловишка" дотронулся до убегающего  от него Саши, но никто не заметил. Как поступить: продолжать бегать или сесть на скамейку, где собрались другие "осаленные" водящим дети?
В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Понаблюдаем, насколько выразительнее речь, чем в повседневной жизни!
Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать и так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее "души" замечанием, узанием, нотацией, просто неосторожным словом.
 
Материал для публикации взят из методической литературы-
С.А.Козлова, Т.А.Куликова "Дошкольная педагогика"

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»