Преодоление трудностей инновационной деятельности
в организации дошкольного образования через
практические формы работы педагога-психолога
с педагогическим коллективом
в организации дошкольного образования через
практические формы работы педагога-психолога
с педагогическим коллективом
Фомина Светлана Николаевна,
педагог-психолог высшей кв. категории
ГБДОУ «Детский сад № 30»
Приморского района Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье раскрыты психологические трудности реализации инновационной деятельности педагога в условиях модернизации дошкольного образования РФ. Предложен практический материал из опыта работы педагога-психолога.педагог-психолог высшей кв. категории
ГБДОУ «Детский сад № 30»
Приморского района Санкт-Петербурга
Ключевые слова. Организация дошкольного образования, педагог, педагог-психолог, инновационная деятельность, профессиональные барьеры, психологические упражнения.
Изменения в системе дошкольного образования на сегодняшний день стимулирует многих педагогов к необходимости перемен в организации взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Однако далеко не все педагоги эмоционально готовы вступить в инновационную деятельность.
Из наблюдений за педагогами разного уровня профессионального мастерства стало очевидным, что легче воспринимают перемены педагоги, которые обладают прочной профессиональной теоретической базой, достаточно много читают самостоятельно, системно работают по выбранной ими теме самообразования. Более гибкое восприятие инновационной деятельности отмечается у педагогов с достаточным опытом профессиональной деятельности. Важнейшим условием является и личностная мотивация, когда педагогу в принципе интересно то, чем он занимается.
Отсюда мы выделяем группу педагогов, которые оказываются в зоне риска эмоционального выгорания в ситуации внедрения инноваций:
- начинающие педагоги, а также молодые специалисты, имеющие стаж менее 3 лет;
- немотивированные на педагогическую деятельность педагоги, работающие «по шаблону», «по привычке», «вынужденно»;
- педагоги с малым запасом профессиональных знаний или недостаточным уровнем профессиональных компетенций.
Таким образом, в практике мы можем встретить профессионалов четырех уровней готовности к педагогическим инновациям:
- Интуитивный уровень - чаще можно наблюдать у малоопытных педагогов. Возникает эмоциональное желание что-то изменить. Есть ощущение, что все устарело. Однако, направление инновационной деятельности идет импульсивно, хаотично, неосознанно.
- Репродуктивный уровень - педагоги проявляют интерес к частичным изменениям, используют элементы технологий, но введение всей технологии считают не целесообразным. Есть страх разрушения уже выстроенной педагогической системы.
- Поисковый уровень - педагоги охотно идут на эксперименты, не стесняются ошибок, обсуждают планы, не боятся изменить свою педагогическую систему, вводят технологию целиком.
- Творческий уровень - педагоги анализируют, соотносят особенности всех участников воспитательно-образовательного процесса, слабые и сильные стороны своей профессиональной деятельности, целевые ориентиры и осуществляют выбор нужной технологии. Таким образом, глубокие теоретические знания и опыт дают возможность видеть, какую технологию нужно применить на практике.
Чаще причиной такой ситуации являются профессиональные барьеры. Педагоги испытывают внутреннее препятствие, страх, личную тревожность, ригидность, нежелание что-либо менять, потребность «спрятаться», «не выделяться». Это обусловлено внутренними психологическими защитами в ситуации выхода педагога из зоны комфорта в ходе инновационной деятельности.
На практике проявление психологической защиты у педагогов можно увидеть в ярком сопротивлении в виде саботирования, демонстративной конфликтной ситуации в присутствии всего педагогического коллектива, делегирования ответственности на коллегу по группе, ухода в беспомощную позицию «Я-слабая», «Я-болею», «Мне не до этого».
Из наблюдений за педагогами выявлены причины «включения» психологической защиты в ситуации инновационной деятельности:
- Внутренние причины: недостаточно сформированная профессиональная мотивация, наличие явления профессионального выгорания или профессиональной деформации, отсутствие устойчивой здоровой самооценки, носящей адекватный характер, принятие своих сильных и слабых сторон личности, нехватка внутренних ресурсов здоровья для усиленной профессиональной деятельности.
- Внешние причины: инновация носит навязанный характер со стороны администрации организации дошкольного образования, быстрый темп инновационной деятельности, отсутствие должной методической поддержки, количество инноваций превышает возможности профессионала, нет альтернативы, выбора в инновационной деятельности.
Зачастую педагог не может самостоятельно преодолеть барьеры к саморазвитию. Оказание профессиональной помощи в данной ситуации входит в компетенцию педагога-психолога. Одной из наиболее эффективных форм является тренинг.
Опыт работы нового, только формирующегося дошкольного учреждения, показал, что перед внедрением каждого нового этапа инновационной деятельности важно проводить тренинг эмоциональной готовности педагогов. Основными задачами педагога-психолога в этой работе должны стать: диагностика актуальной позиции педагога в инновационной деятельности, формирование у педагогов навыков и умений идентификации и преодоления внутренних барьеров к инновационной деятельности, активизация внутренних ресурсов для вступления в инновационную деятельность («Я-успешный профессионал», «Я-важный, нужный, значимый»), стабилизация мотивов личной саморегуляции («Я-хороший»).
В результате творческого поиска наиболее эффективных приемов преодоления психологических барьеров педагогов разработаны интересные авторские упражнения, помогающие снять барьеры и открыться педагогу в дискуссии. Ниже описаны примеры таких практических упражнений.
Упражнение «Прием».
Цель: актуализировать интерес к малознакомым понятиям.
Материалы и оборудование. Пластиковые стаканчики, нарезанные на полосках понятия («инновация», «инновационный подход», «барьер в инновации», «творческий педагог», «современная технология», «конформизм», «ригидность» и др.) по количеству участников.
Содержание. Ведущий сообщает, что приглашает на прием, где можно побеседовать на различные светские темы (тема представлена на записке, в стаканчике). Необходимо переходить по залу и беседовать в парах на тему, обозначенную в стаканчике на полоске бумаге. Партнер должен догадаться, о чем идет речь. Говорят по очереди оба педагога, далее образуют новые пары.
Рефлексия. Какие темы были не понятны собеседникам? Что было сложно объяснять? (Дать комментарии по этим понятия). Связаны ли все эти темы между собой? О чем хочется узнать больше?
Упражнение «Ассоциации».
Цель: выявить плюсы и минусы в инновационной деятельности и определить свое отношение к данному процессу.
Материалы и оборудование: «чудесный мешочек» с мелкими игрушками, флипчарт, лист для флипчарта, маркер.
Содержание. Педагогам предлагает «вслепую» достать игрушку, ассоциировать ее с инновацией, обозначить эту ассоциацию как положительную или отрицательную. Ведущий фиксирует на листе положительные и отрицательные ассоциации.
Рефлексия. Каких ассоциаций больше? Чем страшны отрицательные стороны инновации? Как перевести их из опасных в приятные?
Упражнение «Рисунок профессиональных барьеров».
Цель: осознание своих профессиональных барьеров, поиск путей их преодоления.
Содержание. Педагоги разбиваются на группы по 3-4 человека. Каждая группа обсуждает, что останавливает от вступления в инновационную деятельность и изображает групповой рисунок. После представления каждой группы своего рисунка педагогом-психологом делается обобщение и выводятся основные барьеры на флипчарт (барьеры общения, барьер творчества, барьер «нежелания изменить себя» и др.)
Рефлексия. А какой барьер выражен у вас? (высказывания по желанию).
Эти и многие другие упражнения способствуют формированию открытого поля для обсуждения трудностей, помогают высказаться педагогам, помогают вентилировать свои чувства и эмоции и преодолеть психологические барьеры, связанные с инновационной деятельностью.
Таким образом, трудности реализации задач инновационной деятельности можно преодолеть только через разнообразные практические формы работы педагога-психолога с педагогическим коллективом, где формируется поле для выражения эмоций, чувств, взаимного общения и поддержки.
Список литературы
- Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В. И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании : сб. науч. тр. Тюмень, 1992. - С. 5-14.
- Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности / С. А. Трифонова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011.