Реализация идеи интеграции в логико-математическом развитии дошкольников
Малиночка Татьяна Дмитриевна
Главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение использовать информационные технологии, обучение в течение всей жизни.Математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует развитию критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые во многом определяют успешность и результативность деятельности ребёнка в познании мира вне и внутри себя.
В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка.
Под математическим развитием дошкольников, по мнению А.А. Столяра, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций.
В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и понятие «логико-математическое развитие» (З.А. Михайлова), которое является тождественным.
Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Согласно Федеральным государственным требованиям нам необходимо отказаться от занятий учебного типа в дошкольном образовании понимать термин «занятие» в самом широком его смысле, а именно как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
В связи с этим у педагогов-практиков возникает вопрос:
«Как обучать детей математике учитывая вышеперечисленные нововведения?».
Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг… Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами и т.п.
В обучении дошкольников математике используют проблемно-игровую технологию
Проблемно-игровая технология – это технология развития, при реализации которой ребенок стремиться к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата.
Главный компонент проблемно-игровой технологии: активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.
Каждая технология имеет свои характерные черты:
- ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений;
- обычно исключаются показ и подробное объяснение;
- ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его;
- ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т.д.;
- взрослый создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.
Задача педагога при использовании проблемно-игровой технологии:
Обеспечение активности ребенка в деятельности.
Активность ребенка достигается прежде всего через:
- Мотивацию (яркую, доступную, реально-жизненную);
- Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий;
- Выражение сущности этих действий в речи;
- Появление соответствующих эмоций, особенно познавательных;
- Использование экспериментирования, решение творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания, применение их в детских видах деятельности.
Цель использования проблемно-игровых методов – развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.
Проблемно-игровые методы успешно реализуются при условии:
-последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач
-обеспечение детской активности в поиске решения
-стимулирования детской самодеятельности
Средства реализации проблемно-игровых методов логико-математического развития:
- Логические и математические игры
-Проблемные ситуации, задачи, вопросы
-Логико-математические сюжетные игры
- Экспериментирование и исследовательская деятельность
-Творческие задачи, вопросы, ситуации
Направление проблемно-игровой технологии – проблемные ситуации.
Это средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате, средство развития творческих способностей.
Суть проблемной ситуации – способствовать развитию творческих способностей ребенка.
В проблемной ситуации всегда складывается обстановка «потребности в познании»
При этом особо выделяется роль совместной со взрослым деятельности детей, в которой происходит освоение новых знаний и способов действий, что влияет на развитие способностей, воображения, мышления познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Роль взрослого и ребенка в проблемной ситуации:
Взрослый:
- Составляет проблемную ситуацию (с учетом возможностей детей).
- Создает обстановку, способствующую активизации детей.
- Разрешает проблемную ситуацию (при помощи взрослого)
проблемные вопросы
Пример: как разрезать квадрат на треугольники, сколько способов вы можете предложить?
- занимательные вопросы
Пример: у собаки 2 правых лапы, 2 левых лапы, 2 задних лапы, 2 передних лапы. Сколько лап у собаки?(четыре)
- занимательные задачи
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушки
Угостила двух внучат,
Двух драчливых барсучат,
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
-задачи-шутки
Пример: Выше какого забора ты можешь прыгнуть?
- Яйцо пролетело три метра и не разбилось. Почему?
Этапы разрешения проблемной ситуации:
- Представление взрослым проблемы и осмысление ее детьми. (на примере игры «Как помочь повару?» Ситуация направлена на понимание детьми того, что количество вещества не зависит от формы сосуда. Сюжет простой – приготовление пищи для детей. Проблема состоит в том, что сломаны весы (причина). Следствие – затруднение в определении количества гречневой крупы для каши. Но повар находит предварительное решение: предлагает три разные по размеру и форме банки и кружку (мерку). Затем он просит в каждую из банок насыпать по кружке крупы (представление взрослым проблемы и осмысление ее детьми)
- Выдвижение гипотез. Как правило, дети расходятся в своих взглядах на проблему.
- Практическая проверка гипотез. Это может быть система действий по высыпанию, насыпанию и пересыпанию крупы.
- Коллективное обсуждение сложившейся практической ситуации и путей ее решения.
- Обобщение результатов и подведение итогов.
В детских видах деятельности заложены огромные возможности для математического развития детей.
При этом процесс обучения превращается в процесс «усвоения… в других (не учебных) видах деятельности»; присутствует «ситуация, актуально побуждающая и вынуждающая к расширению и перестройке собственного опыта»; интуитивные знания, полученные детьми в обыденной жизни, становятся источником познавательных интересов.
Отсюда следует, что процесс логико-математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен активизировать мыслительную деятельность дошкольника, позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.
Таким образом, наука математического развития в свете современных требований изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья. Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитания она сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания:
воспитывать - значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей.
Список литературы:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,1989.
2. Михайлова З.А., Носова Е.А., Столяр А.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. СПб.: Детство – Пресс, 2012.
3.Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград,1995.
4. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. СПб.:Детство-Пресс, 2008.
5. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. М.: 5 за знания, 2007.
6. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. М.: Сфера, 2008.