Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Реализация идеи интеграции в логико-математическом развитии дошкольников

Малиночка Татьяна Дмитриевна
  Главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение использовать информационные технологии, обучение в течение всей жизни.
 Математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует развитию критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые во многом определяют успешность и результативность деятельности ребёнка в познании мира вне и внутри себя.
    В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка. 
  Под математическим развитием дошкольников, по мнению А.А. Столяра, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций.
   В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и понятие «логико-математическое развитие» (З.А. Михайлова), которое является тождественным. 
     Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций. 
  Согласно Федеральным  государственным требованиям нам необходимо отказаться от занятий учебного типа в дошкольном образовании  понимать термин «занятие» в самом широком его смысле, а именно как занимательное делобез отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. 
В связи с этим у педагогов-практиков возникает вопрос:
«Как обучать детей математике учитывая вышеперечисленные нововведения?». 
     Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг… Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами и т.п.
  В обучении дошкольников математике используют проблемно-игровую технологию
Проблемно-игровая технологияэто технология развития, при реализации которой ребенок стремиться к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата.
   Главный компонент проблемно-игровой технологии: активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.   
Каждая технология имеет свои характерные черты:
  1. ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений;
  2. обычно исключаются показ и подробное объяснение;
  3. ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его;
  4. ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную  подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т.д.;
  5. взрослый создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.  
Взрослый способствует достижению ребенком цели, результата в игре, и ни в коем случае не снижая его активности.
Задача педагога при использовании проблемно-игровой технологии:
Обеспечение активности ребенка в деятельности.
Активность ребенка достигается прежде всего через:
  • Мотивацию (яркую, доступную, реально-жизненную);
  • Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий;
  • Выражение сущности этих действий в речи;
  • Появление соответствующих эмоций, особенно познавательных;
  • Использование экспериментирования, решение творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания, применение их в детских видах деятельности.   
* Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошкольного возраста реализуются с использованием разнообразных средств:
Цель использования проблемно-игровых методов – развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.
Проблемно-игровые методы успешно реализуются при условии:
-последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач
-обеспечение детской активности в поиске решения
-стимулирования детской самодеятельности
Средства реализации проблемно-игровых методов логико-математического развития:
- Логические и математические игры
-Проблемные ситуации, задачи, вопросы
-Логико-математические сюжетные игры
- Экспериментирование и исследовательская деятельность
-Творческие задачи, вопросы, ситуации
Направление проблемно-игровой технологии – проблемные ситуации.
Это средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате, средство развития творческих способностей. 
Суть проблемной ситуации – способствовать развитию творческих способностей ребенка.
В проблемной ситуации всегда складывается обстановка «потребности в познании»
При этом особо выделяется роль совместной со взрослым деятельности детей, в которой происходит освоение новых знаний и способов действий, что влияет на развитие способностей, воображения, мышления познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
  Роль взрослого и ребенка в проблемной ситуации:
Взрослый:
  • Составляет проблемную ситуацию (с учетом возможностей детей).
  • Создает обстановку, способствующую активизации детей.
Ребенок
  • Разрешает проблемную ситуацию (при помощи взрослого)
Структурными компонентами проблемной ситуации являются:
проблемные вопросы
Пример:  как разрезать квадрат на треугольники, сколько способов вы можете предложить?
- занимательные вопросы
Пример:  у собаки 2 правых лапы, 2 левых лапы, 2 задних лапы, 2 передних лапы. Сколько лап у собаки?(четыре)
- занимательные задачи
Барсучиха-бабушка                                       
Испекла оладушки                                   
Угостила двух внучат,                           
Двух драчливых барсучат,                
А внучата не наелись,                            
С ревом блюдцами стучат.                      
Ну-ка, сколько барсучат                          
Ждут добавки и молчат?                          
    -задачи-шутки
Пример:  Выше какого забора ты можешь прыгнуть?
- Яйцо пролетело три метра и не разбилось. Почему?
Этапы разрешения проблемной ситуации:
  1. Представление взрослым проблемы и осмысление ее детьми. (на примере игры «Как помочь повару?» Ситуация направлена на понимание детьми того, что количество вещества не зависит от формы сосуда. Сюжет простой – приготовление пищи для детей. Проблема состоит в том, что сломаны весы (причина). Следствие – затруднение в определении количества гречневой крупы для каши. Но повар находит предварительное решение: предлагает три разные по размеру и форме банки и кружку (мерку). Затем он просит в каждую из банок насыпать по кружке крупы (представление взрослым проблемы и осмысление ее детьми)
  2. Выдвижение гипотез. Как правило, дети расходятся в своих взглядах на проблему.
  3. Практическая проверка гипотез. Это может быть система действий по высыпанию, насыпанию и пересыпанию крупы.
  4. Коллективное обсуждение сложившейся практической ситуации и путей ее решения.
  5. Обобщение результатов и подведение итогов.
 
   В детских видах деятельности заложены огромные возможности для математического развития детей.
    При этом процесс обучения превращается в процесс «усвоения… в других (не учебных) видах дея­тельности»; присутствует «ситуация, актуально побуждающая и вынуждающая к расширению и перестройке собственного опыта»; интуитивные знания, полученные детьми в обыденной жизни, становятся источником познавательных интересов. 
  Отсюда следует, что процесс логико-математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен активизировать мыслительную деятельность дошкольника, позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительностиразвивать творческие способности и уверенность в своих силах. 
  Таким образом, наука математического развития в свете современных требований изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья. Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитания она сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания:
воспитывать - значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей. 
Список литературы:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.  М.,1989.
2. Михайлова З.А., Носова Е.А., Столяр А.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.  СПб.: Детство – Пресс, 2012.
3.Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса.  Волгоград,1995.
4. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. СПб.:Детство-Пресс, 2008.
5. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников.  М.: 5 за знания, 2007.
6. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления.  М.: Сфера, 2008. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»