Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль пальчиковых игр в развитии мелкой
моторики детей раннего возраста

Салтыкова Юлия Владимировна,
воспитатель ГБОУ СОШ № 53
Приморского Района Санкт-Петербурга
В современном образовании полноценное развитие ребенка с ранних лет становится актуальной проблемой. Важную роль в успешном всестороннем развитии детей играет формирование и развитие мелкой моторики рук.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой и выполнением мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относят множество разнообразных движений: от простых жестов (захват объектов) до мелких скоординированных движений.
В процессе эволюции человека рука получила особое развитие, так как ее движения необходимы, чтобы осуществлять различные продуктивные действия. В связи с этим резко возросло число рецепторов осязания в коже кистей рук и участков коры головного мозга, которые соответствуют задействованным рецепторам. Многочисленные исследования доказали, что мелкая моторика рук формируется при воспитании и обучении в качестве результата ассоциативных связей, которые формируются при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Процесс развития мелкой моторики – это процесс накопления разнообразных движений, совершаемых пальцами рук, а также их постепенное качественное улучшение от наиболее простого к сложному. Кольцова М.М. своими многолетними исследованиями смогла доказать, что речевая деятельность детей частично развивается под воздействием импульсов, которые поступают от пальцев рук. Если движение кистей рук и пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие также находится в пределах нормы. Если наблюдается отставание в развитии мелкой моторики, то будут отмечаться нарушения и в речевом развитии, и в развитии письменных навыков.
Пальчиковые игры – это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, и как следствие улучшение подчерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время занятий; «массаж» активных точек на пальцах и ладонях.
Простые и понятные движения пальцами и кистями рук помогают детям раннего возраста снять напряжение не только с самих рук, но и расслабляет мышцы всего тела. Благодаря пальчиковым играм можно улучшить произношение многих звуков. Основная цель пальчиковых игр – переключить внимание, улучшить координацию и мелкую моторику, что прямо влияет на умственное развитие детей.
У детей дошкольного возраста основным деятельности является игра. В игровой деятельности ребенок накапливает значительный опыт. Из накопленного опыта ребенок формирует представления, которые в дальнейшем он связывает со словом. Пальчиковые игры выступают эффективным средством в развитии мелкой моторики рук у детей.
И.Е. Светлова раскрывает значение пальчиковых игр как эффективного средства развития мелкой моторики рук следующим образом:
- пальчиковые игры развивают ловкость пальцев, умение координировать и согласовывать движения;
- формируют и развивают устную речь ребенка;
- развивают творческие навыки, воображение;
- непринужденно прививаются основные культурно-гигиенические навыки;
- концентрируется внимание на одном виде деятельности, что способствует развитию усидчивости;
- корректируется эмоциональная сфера ребенка.
Пальчиковая гимнастика:
-  Способствует овладению навыками мелкой моторики.
 - Помогает развивать речь.
- Повышает работоспособность коры головного мозга.
- Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
- Снимает тревожность.
Подводя итог, можно определить цели и задачи пальчиковых игр.
Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Задачи:
1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
2. Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.
3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Виды пальчиковых игр. 
Пальчиковые игры присутствуют во всем режиме дня. Они проводятся во время гимнастики, на прогулке, во время наблюдения, перед обедом, в начале подвижных игр или в ходе, на физминутках при организации образовательной деятельности. Игры рассчитаны как на групповую, так и на индивидуальную работу с детьми.
Разнообразие пальчиковых игр велико, поэтому их можно классифицировать на несколько видов. Это и пальчиковые игры со стихотворным сопровождением (игры с предметами; пальчиковые игры с элементами самомассажа; игры с сыпучими материалами; игры с музыкальным сопровождением и другие.
В научной педагогической литературе выделяют различные виды пальчиковых игр, в зависимости от их цели:
Игры-манипуляции: данный вид игр способствует развитию воображения у детей, каждый пальчик в игре выступает как отдельный объект. Примеры игр: «Сорока-белобока», «Пальчики уснули», «Ладушки-ладушки».
Пальчиковые кинезиологические упражнения: комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное воздействие (гимнастика для мозга) Примеры упражнений: «Колечко», «Взгляд влево вверх», «Глаз-путешественник».
Сюжетные пальчиковые упражнения: вид пальчиковых игр, позволяющий детям изображать различные приметы, элементы неживой природы, виды транспорта, животных, птиц, насекомых, деревьев, цветов. Примеры игр: «Грабли», «Елка», «Птички».
Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук: игры с использованием массажных движений (пощипывание, растирание, надавливание разминание). Примеры игр: «Гуси щиплют травку», «Согреем руки», «Молоточек».
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением: в данном виде игр происходит синтез движений, речи и музыки. Примеры игр: «Я пеку, пеку, пеку», «Пальчик мой», «Цап-царап».
При систематическом использовании пальчиковых игр в образовательном и воспитательном процессе исчезает скованность движений в кистях и пальцах рук, формируется гибкость и подвижность. В процессе проведения пальчиковых игр развивается память, внимание, восприятие, мышление. Также данный вид игр способствует повышению эмоционального настроя детей, формированию позитивных отношений между детьми и взрослыми.
Пальчиковые игры обладают яркой эмоциональной окраской. Содержат элементы сюрприза, импровизации, театрализованности, увлекают детей своей непосредственностью, захватывают содержанием сюжетов. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира (явления природы, различные предметы, животных, птиц, насекомых). Во время проведения пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых. В результате повторения происходит активизация моторики рук, вырабатывается умения управлять своими движениями, ловкость, происходит концентрация внимания на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры является эффективным средством как для развития детей дошкольного возраста в их ведущем виде деятельности – игре.
Современные концепции дошкольного образования подтверждают позитивное влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»