Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация игровой деятельности для детей раннего возраста

Божко Надежда Николаевна,
воспитатель ГБДОУ № 72
Санкт-Петербурга
 
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, благодаря которой ребенок развивается, получает информацию об окружающем мире, обретает опыт коммуникации.
Игра-отражение жизни. Игра не просто важна – она необходима для развития ребенка. Даже если некоторые игры могут казаться примитивными или однообразными, они выполняют важную функцию. Для ребенка любая игра – такая же продуктивная деятельность, как для взрослого работа. Результат работы для взрослого – продукт, что-либо, что он произвел. Для ребенка продукт игровых усилий – это новое понятие (например, «части объединяются в целое», причинно-следственная связь и так далее). По сути, игра и есть первая работа маленького человека.
 Игра является важнейшим условием полноценного психического развития. На третьем году жизни она обеспечивает развитие ребенка по трем направлениям:
  • игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности;
  • в игре ребенок овладевает назначением предметов и обобщенными действиями с ними;
  • игра создает благоприятные условия для развития самосознания.
Помимо задач, связанных с психическим развитием ребенка 2-3 лет, через игру можно:
  • создавать эмоционально-положительную, спокойную атмосферу в группе;
  • развивать чувство доверия и привязанности к воспитателю;
  • игру можно использовать как средство, облегчающее привыкание ребенка к детскому саду.
Игра — это способ вхождения ребенка во взрослый мир, получения опыта человеческой деятельности, репетиция своей будущей жизни. В раннем и младшем возрасте детей нужно учить играть и здесь необходимо учитывать возрастной аспект, когда игра непродолжительна (3-6 мин.), но постепенно, при условии правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование игровых умений, игры становятся более длительными (8-10 мин.) Вначале ребенок обычно играет в одиночку, лишь на 4 годам жизни дети могут объединяться в подгруппы из 2-3 человек, и то, зачастую, это так называемая игра рядом. Каждый ребенок играет сам по себе, не заботясь о том, что делает товарищ.
Игры малышей редко носят длительный характер, и один сюжет. Он легко меняется. Стоит ребенку увидеть, как другой играет с игрушкой, или вспомнить какое-нибудь событие и начатая игра прерывается, ребенок забывает то, во что недавно играл. Игра идет скачками, один сюжет меняет другой. Так же отличительной чертой этого возраста является многократное повторение одних и тех же действий: кормить куклу, катать машину и т. д, детям это не надоедает, они самоутверждаются в своих действиях, и лишь освоив игровое действие достаточно уверенно, расширяется замысел, использование игрового материала.
Прежде чем в игре появятся роли (мамы, врача и т. д.), она должна пройти достаточно сложный путь развития.
Первые этапы – это ознакомительная и отобразительная игра. На первом ознакомительном этапе действия с игрушками носят манипулятивный характер: ребенок действует с ними так, как позволяют ему его неумелые ручки.
Затем малыш сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке отдельные свойства (погремушка звучит, двигается, изменяется ее окраска и др.). Так начинается этап отобразительной игры. В ней дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, в большой предмет вкладывают маленький и т. п.
Постепенно дети начинают отображать в игре не только физические свойства, но и социальное назначение отдельных предметов (катают машину, коляску, везут груз). На 2 и 3-м году жизни ребенка перед взрослыми встают новые задачи в развитии игры малыша. При правильной поддержке взрослых дети уже в первой половине второго года начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов из жизни.
Теперь ему интересно не просто катать машину  или коляску, а сажать куклу или зайчика и катать их, кормить мишку, готовить обед, как это делает мама, укладывать игрушки в постель, баюкать, причесываться самому и причесывать игрушки и т. п.
Ребенок подражает действиям взрослых. К концу второго – началу третьего года жизни он уже берет на себя определенную роль в игре, но не заявляет о ней. Это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно – отобразительной игры. Сначала сюжетно – отобразительная игра состоит из одного действия (например, ребенок кормит куклу), а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие (кормит, моет посуду, одевает куклу на прогулку ит.д.).
Как играть с ребенком? Чтобы суметь увлечь ребенка игровой деятельностью, необходимо соблюдать ряд рекомендаций:  Относитесь к ребенку на равных. Не стоит допускать сюсюканий.  Не выполняйте игровые действия вместо малыша, а предлагайте ему самому попробовать или включиться в совместную деятельность.  Отдавайтесь игре так же полноценно и увлеченно, как и ребенок. Не диктуйте правила игры! Тактично руководите ее ходом, направляя действия ребенка в правильное русло.  Старайтесь использовать поменьше запретов. Давайте малышу возможность проявлять самостоятельность и инициативность.  Ни в коем случае не исправляйте результаты игровой деятельности ребенка со словами: «Сейчас я тебе покажу, как надо делать».  Предлагайте различные виды игр.  Позволяйте использовать для игры предметы домашнего обихода.  Создайте в доме игровой уголок, помогайте поддерживать в нем порядок.
Есть определенный алгоритм вовлечения детей в игровую деятельность. Если детям предлагается новая игра, с условиями которой они не знакомы, необходимо объяснить и показать, как в нее играют. Сначала взрослым отводится роль ведущего, а затем они становятся просто партнером по игре. Следует помнить, что играть нужно вместе с ребенком, а не вместо него! Мало какая детская игра проходит без использования игрушек. Они служат эффективным воспитательным средством, благодаря которому закладываются нравственные нормы поведения, формируются трудовые навыки и задатки профессиональной деятельности, развивается эстетический вкус. Игрушки являются моделями тех предметов, строение и назначение которых ребенок хочет познать. Играя с игрушками, дошкольник получает опыт осуществления различных действий с этими предметами.
 Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста:
1. Сюжетные, или образные, игрушки — куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки.
 2. Технические игрушки. Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
 3. Игрушки-забавы. Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
 4. Маскарадно-театрализованные. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети играли — жили в образе.
 5. Спортивно-моторные игрушки. Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
6. Музыкальные игрушки. Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты. 7. Дидактические игрушки. Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.
8. Строительные игрушки. Они состоят из геометрических форм, разных размеров: настольные и крупногабаритные. Данный материал оказывает положительное влияние на развитие глазомера, умения ориентироваться в пространстве, осваивать сенсорные эталоны.
Таким образом, игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя в свободное время. Это серьезная деятельность, которая является первым шагом по освоению норм и правил существования в социальной среде.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»