Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конспект занятия для подготовительной группы,
посвящённый 75-летию снятия Блокады Ленинграда

Канева Виктория Игоревна,
ГБДОУ № 74 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Технологии:
Здоровье сберегающая
Развивающего обучения.
Игровая
Проблемного обучения
Цель:
  • познакомить с историей нашей страны - России, героическим прошлым города Ленинграда;
  • расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;
  • развивать у дошкольников  активную гражданскую позицию и чувство патриотизма, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.  
Задачи: 
Образовательные задачи:
  • Формировать у детей интерес к получению знаний о России, её героической истории, о героическом прошлом нашего города;
  • Познакомить детей с героической историей обороны города Ленинграда, примерами боевых подвигов защитников Ленинграда;
  • Обогащать знания детей - формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;
  • Познакомить детей с государственным праздником «День снятия блокады Ленинграда»;
  • Познакомить детей с жизнью защитников города Ленинграда во время ВО войны;
  • Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событиях блокадного Ленинграда;
  • Продолжать знакомить детей с музыкальными произведениями времён великой отечественной войны;
  • Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады; формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны;
  •  Дать представление о воинах Великой Отечественной войны как освободителях народов от фашизма.
Развивающие задачи:
  • Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов суровых годах ВО;
  • Развивать у детей интерес к истории своей страны;
  • Развивать духовный кругозор личности ребенка, формировать гражданскую позицию дошкольников;
  • Развивать способность эмоционально воспринимать музыку героического характера.
Воспитательные задачи:
  • Воспитывать (формировать) чувство патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны,  любовь к своей родине;
  • Воспитывать уважение к защитникам Родины, любовь к родной земле, сопереживая, чувствуя себя частицей своей Родины;
  • Воспитывать уважение к прошлому своего народа; любовь к Отечеству, стремление сознательно гордиться великими историческими событиями, победами, достижениями;
  • Воспитывать у детей любовь, гордость, уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, защитникам отечества - людям, отстоявшим город Ленинград, не сдавшим его врагу;
  • Формировать у подрастающего поколения патриотические качества и чувства сопричастности к истории Отечества;
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину и за свой народ и ответственность перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине;
  • Обогащение словаря: вероломное нападение, бомбардировка, подвиг, блокада, «прорыв блокады», «кольцо блокады», «Дорога жизни», осажденный город, смелые, мужественные, храбрые, отважные, бесстрашные, удалые, сильные духом, могучие, героические, обелиск.
Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».
Предварительная работа:
  • Рассматривание иллюстраций, открыток и картинок блокадного Ленинграда;
  • Слушание и Заучивание стихотворений о блокадном городе Ленинграде;
  • Изготовление поделок к выставке о блокаде Ленинграда;
  • Беседы с детьми;
  • Прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет;
  • Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне;
  • Выставка рисунков.
Взаимодействие с родителями:
  1. Стендовая информация по теме «Блокадного Ленинграда», рубрика «Читаем детям о Блокаде»;
  2. Предложить родителям вместе с детьми маршрут для посещения памятных мест в Санкт-Петербурге, посвященных блокаде.
Оборудование: проектор (мультимедийное сопровождение – презентация, экран, музыкальная аппаратура с аудиозаписями песен военных лет, презентация «Блокада Ленинграда», рисунки о блокадном Ленинграде; выставка книг, произведений о Великой Отечественной войне ; календарь с изображением даты 27 января, детские рисунки и плакаты; фотографий военных лет, кусочек хлеба.
Дети входят в зал под музыку марша «Прощание славянки». Делая круг, садятся на стулья.

 Слайд 1
 
Здравствуйте ребята, посмотрите на календарь. Как вы думаете, почему этот день в календаре обозначен красным цветом?
В нашем городе отмечается 75-летие снятия Блокады. Это очень важная и памятная дата для всех людей. 
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо ждут, –
Город празднует День снятия Блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.
 
Слайд 2 
Сегодня мы поговорим о блокадном Ленинграде. Хоть вы еще маленькие, но по книгам, фильмам и рассказам взрослых тоже знаете о страшной смертоносной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве. Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. 
Ребёнок:
Давайте вспомним о блокаде –
О ней никак нельзя забыть,
Тревожные те дни и ночи,
Что довелось ленинградцам пережить. 
Слайд 3
Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Эта война была самым страшным испытанием для народа. 
Кто же напал на нашу страну? (ответы детей) 
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев. Город наш тогда назывался Ленинградом, а его жители - ленинградцами.  В начале  войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна огромная!» И весь русский народ встал на защиту своей Родины!
Слайд 4 
Звучит фонограмма песни  «Вставай страна огромная» 
Армия фашистов хотела уничтожить наш город и очень скоро враги оказались рядом с городом. Фашисты подошли так близко, что могли видеть улицы нашего прекрасного города. 
Слайд 5 
Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога. 
Запись воздушной тревоги 
Слайд 6 
Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.
А что такое бомбоубежище? (Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки)
Жизнь в городе становилась всё труднее. 
Слайд 7 
Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, падали на землю убитые. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой. Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город.
 Наш город оказался в блокадном кольце. 
Что такое блокада?
Это осадное кольцо, в которое  взяли город.
Фашисты окружили наш город со всех сторон.
Посмотрите, на карту. Давайте проведем указкой по линии окружения. На что она похожа?
На кольцо. Это кольцо называли блокадным. Фашисты захватили единственную железную дорогу. И теперь в город нельзя было подвозить продукты. Наступила блокада города.
Слайд 8 
Но жители Ленинграда, ленинградцы – мужчины, женщины, пожилые люди, дети, проявляли стойкость и мужество, и всеми силами поднялись на защиту города. 
Ребёнок:
Враги окружили наш город,
В блокадном кольце Ленинград.
Над Лиговским, Невским проспектом
Снаряды и пули летят. 
Город обстреливали из дальнобойных орудий. Стреляли прицельно, потому что на солнце хорошо были виден шпиль Адмиралтейства, золотом сиял купол Исаакиевского собора. Надо было спасать город. Ленинградцы решили замаскировать высокие точки нашего города. 
 Для этого пригласили альпинистов, которые забрались на шпиль Адмиралтейства и закрыли его специальным чехлом. 
Слайд 9 
Золотой купол Исаакиевского собора закрасили краской, чтобы он стал менее заметным на фоне серого ленинградского неба. 
Слайд 10 
Спасали и памятники. Памятник Петру I – “Медный всадник” закрыли мешками с песком и щитами из досок. 
Слайд 11 
Скульптуры Летнего сада закопали в землю. 
Слайд 12 
Когда фашисты окружили Ленинград, в  город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду…  Наступила зима…Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900… Это почти 2,5 года. 
Жителям города в день выдавали маленький кусочек хлеба.
Хлеб выдавали по специальным карточкам. 
Слайд 13  
Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда - 125 грамм. И всё, больше ничего - только вода.  Это все, что люди смогли съесть за день.
Как вы думаете, можно наесться таким кусочком хлеба? Люди голодали и умирали от голода. 
Слайд 14, 15 
Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе?  
На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё  помогали взрослым (дети)? Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях,  устраивали концерты, пели песни, читали стихи, танцевали. 
Слайд 16 и 17 
В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. 
Ребёнок:
В водопроводных кранах
Не вода, а лед.
И только прорубь невская
Горожан спасет. 
Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой. 
 Слайд 18 
 Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами. 
Вот дети, какое тяжелое испытание выпало Ленинградцам. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему? 
Ответы детей: Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было. 
Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. Так давайте и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.  
Слайд 19 
Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них помогали пережить часы ожидания родителей их любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними кто есть рядом. А некоторым ребятам игрушки спасали жизнь. 
Слайд 20 
Давайте посмотрим на эти игрушки. Их принесли в наш Петербургский “Музей кукол” жители нашего города, которые в годы Блокады были такие же маленькие как вы.
Вот какие истории они рассказывали о блокадном времени. 
Слайд 21 
Этот мишка спас девочку от болезни.
Девочка заболела, а мама никак не могла оставаться с девочкой дома. Она должна была много работать. Тогда мама, чтобы девочка не скучала и быстрее выздоравливала, выменяла на рынке этого мишку. Девочка была с мишкой неразлучна. Она брала его с собой спать. И через некоторое время мама увидела, что девочка, играя с мишкой, стала поправляться.
А вот эту одежку для кукол сшила маленькая рукодельница, находясь в бомбоубежище во время бомбежек. А потом, когда девочка выросла, она стала модельером.
Эти игрушки помогали детям пережить страшное время блокады. 
Слайд 22 и 23 
Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы.  И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев. 
Слайд 24 
Город продолжал жить. Работало радио. По радио передавали последние новости с фронта, звучали стихи. И люди верили, что победа придёт, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. 
Блокадный город. Голод. Вой пурги.
Но в Ленинграде музы не молчали.
И ленинградцы слушали стихи.
В замерзших залах музыка звучала.
 
Слайд 25 
Музыка звучала для воинов-ленинградцев. На площадях, в залах выступали оркестры. Музыка помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы. Ленинградский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую он назвал "Ленинградской". Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.
Слайд 26 
Страна не забыла Ленинград!
Для помощи блокадному городу и его защитникам по Ладожскому озеру была проложена дорога, названная ленинградцами “Дорогой жизни”.  По этой дороге под огнем противника везли хлеб в город, а обратным рейсом эвакуировали часть населения (стариков и детей). 
Ребёнок:
Чтобы жизнь спасти ленинградцам,
Зимой, в тревожном году,
С хлебом шли в город машины
По Ладоге, прямо по льду. 
Слайд 27 
На Ладожском озере, в том самом месте, где автомобили сходили на опасный ладожский лед, стоит памятник «Дороге жизни», которая спасла тысячи ленинградцев от голодной смерти — разорванное блокадное кольцо. Сюда каждый год приходят люди, почтить память защитников Ленинграда. 
Слайд 28 
В январе  наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской земли. Ленинград был освобождён от блокады. 
Блокада города длилась 900 дней. Благодаря силе наших войск кольцо блокады удалось разорвать. Ленинград был полностью освобожден от блокады.
В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют. 
Слайд 29 
За заслуги перед Родиной, за мужество и героизм, проявленный жителями города в борьбе с фашистскими захватчиками, наш город получил звание города-героя, многие защитники города были награждены медалью “За оборону Ленинграда”. 
Слайд 30 
900 дней и ночей боролся наш город и выстоял и победил.
Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников.  В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
На Пискаревском кладбище захоронены тысячи ленинградцев, погибших в это страшное
время.  
Слайд 31 
Поставлен памятник и на месте, где произошел прорыв блокады.
Посмотрите, на что он похож?
Как вы думаете, случайно ли скульптор придумал такую форму памятника?
Это не единственные места, которые напоминают нам о времени блокады. 
Слайд 32 
В нашем городе есть площадь, которая называется “Площадь Победы”.
На этой площади есть музей, посвященный блокадным дням. 
Слайд 33 
На Ладоге есть еще один удивительный памятник. Он называется “Цветок жизни”.   
Этот памятник поставлен в память о погибших детях блокадного Ленинграда.
Давайте на него посмотрим и послушаем в исполнении детей стихотворение
В. Молчанова об этом памятном месте. 
По Дороге Жизни – сглаженной, спрямленной,
Залитой асфальтом – мчит машин поток.
Слева, на кургане, к солнцу устремленный
Их встречает каменный Цветок.
Памятью нетленной о блокадных детях
На земле священной он навек взращен,
И к сердцам горячим всех детей на свете
Он призывом к Дружбе, к Миру обращен.
Тормозни, водитель! Задержитесь, люди!
Подойдите ближе, головы склоня
Вспомните о тех, кто взрослыми не будет,
Тех, кто детским сердцем город заслонял.
У Дороги Жизни шепчутся березы,
Седины лохматит дерзкий ветерок.
Не стыдитесь, люди, и не прячьте слезы,
Плачет вместе с вами каменный Цветок.
Сколько их погибло – юных Ленинградцев?
Сколько не услышат грома мирных гроз?
Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться
Чтобы всех оплакать, нам не хватит слез.
Их похоронили в братские могилы.
Был обряд блокадный, как война жесток.
И цветов тогда мы им не носили,
Пусть теперь в их память здесь цветет Цветок.
Он пророс сквозь камни, что сильней столетий,
Поднял выше леса белый лепесток
Всей земле Российской, всей земле планеты
Виден этот белый каменный Цветок.
 
Слайд 34 
Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась. 
И мы с вами, как настоящие петербуржцы, будем помнить о трудных годах жизни нашего города и о том, что в нашем городе живут люди, которые пережили блокаду Ленинграда. Нам с вами заботиться и помогать им. 
Никто не забыт и ничто не забыто
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.     (А. Шамарин) 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»