Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сказкотерапия как метод помощи тревожным детям

Столкова Оксана Анатольевна
Родители детей до десяти лет могут обратиться к специалисту для того, чтобы нивелировать тревожность своего ребенка. Вышеуказанным способом они могут помочь своему ребенку справиться с появившейся фобией.
Цель исследования — помочь несовершеннолетнему побороть и скорректировать признаки тревожности с помощью сказок и терапии, основанной на них.
Предмет исследования — тревожность у детей в детском саду.
Цели исследования:
1. Анализ теоретических баз в вопросе проблем тревожности, используя современные работы по детской психологии.
2. Использование сказкотерапии как метод помощи детям с выраженной тревожностью.
3. Проведение и анализ эмпирического исследования по использованию сказкотерапии в детском саде.
Гипотезой исследование стало использование методов сказкотерапии для снижения уровня нервозности у подопечных детского сада.
Под термином "Сказкотерапия" можно понять способ передачи сведений о духовных ценностях человека. Она может быть применима не только к детям дошкольного возраста, но и к взрослым.
Классические тропы использовались с древнейших времен и дошли до наших дней. Исследователи отмечали, что изначально мифы и сказки были частью народного и устного творчества, но позднее они нашли свое отражение и авторской литературе.
Основателем программы ранее стала доктор психологии Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева, которая придумала способ помощи несовершеннолетним на основе действий персонажей известных сказок и легенд. Сказкотерпия стала одной из методик, которые позволяют детям решать свои проблемы с агрессией, стыдом, виной, ложью, неуверенностью в своих действиях и т. д. Она также направлена на помощь воспитанникам с психосоматическими заболеваниями. Помимо Зинкевич-Евстигнеевой к литературным текстам обращались и другие зарубежные специалисты. Среди них оказались: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер.
Педагог или родитель направляет мысль своего подпочечного на "огненную точку", а после предлагает ему найти выход из кризисного положения. Тогда слушатель примеряет на себя роль героя и невольно сам становиться персонажем истории.
Специалист может выделить несколько этапов в своей работе: выявление проблемы, подбор истории, рассказывание сказки ребенку, помощь в самостоятельной интерпретации сказки для избавления от проблемы, наблюдение за изменением поведения подопечного после сеанса.  
В качестве примера автор программы приводит известную сказку "Колобок". Главный герой идет на необдуманные поступки, которые могут привести к печальным последствиям. Колобок мог бы избежать неприятностей, если бы он имел специальные навыки или умел вовремя увидеть для себя опасность. Так, ребенок может понять, что ему не стоит всегда верить взрослым и оценивать ситуацию.
В историях главному герою часто приходят на помощь волшебные предметы или помощники со сверхспособностями, но это не означает, что ребенок должен ждать чудесного избавления от проблем. Специалист во время работы может предложить подопечному сочинить собственную сказку или самостоятельно развивать события в той или иной ситуации. Ребенок, становясь автором, разрешает проблему в своем сознании, а после переносит этот опыт и в реальную жизнь. 
Специалист подбирая историю должен придерживаться нескольких аспектов. Для начала он должен понимать, что история должна соответствовать возрасту его подопечного. Так, волшебная сказка позволит развить воображение, а также справиться со сложным сюжетом . Такие произведения обогащают сюжетно-ролевые игры, доступные для ребенка. По мере взросления ребенок способен применять новый опыт, полученный через пассивное слушание.
Также он должен донести до родителя, что сказка не всегда носит развлекательный характер. Но историю можно отложить или перенести. А детям важно понимать, что произведение закончиться в положительном ключе.  Родители или педагог должен провести ребенка через историю, будучи его другом или проводником.
В качестве примера помощи для детей до трех лет можно привести произведения Корней Чуковского «Тараканище», «Бармалей», «Краденое солнце» и «Муха-цокотуха». Многих из них привлекают рифмы, а также подвижный и четкий ритм и музыкальность. Дошколята запоминают образы из произведений за счет непривычных словосочетаний и повторов. В таких историях есть яркий отрицательный персонаж, который наводит ужас на остальных героев. Однако злодею противостоит смелый протагонист, который может стать примером для ребенка, с которым можно отождествлять себя. 
Специалист также может рассказать подопечному авторскую сказку Владимира Сутеева "Про бегемота, который боялся прививок". Главный герой так боится медицинского вмешательства, что меняет свой цвет.  Он белеет от страха, а после желтеет из-за того, что вовремя не сделал прививку. Через некоторое время герой краснеет, так как осознает, что испугался укола. 
Помимо вышеупомянутых произведений можно привести историю писателей Маргарет и Хана Аугусто Рей "Любопытный Джордж попадает в больницу». Главный герой - обезьянка  по имени Джордж, который вместе с другими персонажами оказывается в медицинском учреждении.  Кто-то из использует и инвалидное кресло. Однако врачи и медсестры забоятся о каждом из своих пациентов, поэтому они в скором времени получают возможность вернуться домой. Для ребенка такой рассказ снижает страх перед новой для него ситуацией, а также объясняет то, какими предметами будет пользоваться врач.
Педагог также должен изучить понятие "тревожность" и особенности ее проявления у детей пред использованием системы. Он может довести ребенка до еще большего беспокойства и неуверенности, а также усилить его страх при неправильной работе. Однако если специалист учтет все аспекты, то его деятельность снимет напряженность у ребенка перед сложным событием, например, операцией или походом к врачу, нивелируя его нервозность. 
Литература:
  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Практикум по сказкотерапии"
  2. Чуковский К.И. "Тараканище", "Бармалей", "Краденое солнце" и "Муха-цокотуха"
  3. Сутеев В. О. "Про бегемота, который боялся прививок"
  4. Маргарет и Хан Аугусто Рей "Любопытный Джордж попадает в больницу».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»