Влияние семейных традиции на формирование
патриотического воспитания старших дошкольников
Мачихо Людмила Андреевна,
ГБДОУ № 108 Санкт-Петербурга
В мире нет ни одного народа, который не имел бы традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в создании культуры, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоничном развитии общества и личности. Народные традиции выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны. Еще К.Д. Ушинский отмечал: “Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”.ГБДОУ № 108 Санкт-Петербурга
Современные исследователи утверждают, что духовное формирование личности ребенка происходит путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Важную роль в формирование личности ребенка играет семья. Семья – это опора, крепость, за стенами которой могут царить лишь любовь и взаимопонимание. От того в какой среде воспитывается ребёнок, какие культурные ценности приобретает в семье, всё это он сохраняет в течение всей последующей жизни. В современном мире и в нашей стране в частности происходит миграция населения, а так же активный отдых людей за пределами Родины. Национальный состав многих народов становится смешанным. Появляется много семей, в которых родители разных национальностей, разной веры, так называемые смешанные семьи. К сожалению, в настоящее время утрачиваются семейные функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей, говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка, в том числе основ патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание сегодня ‑ одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определил патриотизм как…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть не профессия, а естественное человеческое чувство».
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героям – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к семейным ценностям, к истории своего Отечества, без любви к природе родного края нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Еще в дошкольном возрасте необходимо пробудить в ребенке гордость за принадлежность к своему народу.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении.
В нашем дошкольном учреждении мы не ограничиваемся рамками педагогического просвещения родителей, а вовлекаем их в сам процесс патриотического воспитания. Родители вместе с детьми активно принимают участие в театрализованных постановках по мотивам русских народных сказок: «Мы память бережно храним», посвященный 75-летию ВОВ; « Народные традиции и праздники нашей Родины»; «Моя семья. Семейные традиции», «Мой папа (дедушка) - мастер на все руки»; творческий проектах «Это важное слово-семья», «Почему мы красим яйца на Пасху», «История создания русских народных игрушек»; тематических праздниках: «День матери»; «Защитники отечества»; «Международный женский день 8 марта»; «День Победы»; « Святки»; « День пожилого человека»; «Масленица»; «Новый год», конкурсах : выставка поделок по мотивам русских народных сказок «Мой любимый сказочный герой»; «Каждой птичке по кормушке»; участие в акции «Творим добро вместе»;. Для родителей мы проводим мастер-классы: «Сказка из пластилина»; «Дымковская барышня из пластилина»; «Чудесная сказка на пальчиках руки»; «Открытка – обнимашка», «Куклы - обереги»; педагогические гостиные: «Мы вместе»; «Наш друг – книга»; «Наша дружная семья»; «Роль семьи в воспитании ребенка. Семейные традиции»; спортивные мероприятия. Также мы приглашаем родителей поучаствовать в совместно-образовательной деятельности, тем самым мы стараемся привить детям чувство привязанности к родному городу, к детскому саду, своей семье, к взаимодействию с другими народами.
В нашей группе сформированы свои маленькие традиции. Каждый день начинается с утренних коммуникативных игр: «Комплимент для друга», «Передай другу свою улыбку»; еженедельно знакомимся с русским народным фольклором (потешки, скороговорки, пословицы, сказки, игры, песни)
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на семейные отношения, на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа и к других народов. Таким образом, формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о воспитании патриотического чувства и семейных ценностей имеет большое значение в развитии личности ребёнка, определенных ее качеств.
Список литературы
1.Бронштейн, М. М., "Народы России" – энциклопедия [Текст] / М. М. Бронштей, Н. Л. Жуковская, М. Д. Каракетов. – М.: Росмэн-Пресс, 2008. – 122 с.
2.Закиров, К. Давайте вместе веселиться [Текст] / К. Закиров. – Казань: Мэгариф, 2003. – 79 с.
3.Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 216 с.
4.Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. – М.: Инвра-М, 2016. – 146 с.