План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Азбука дорожного движения
Крылова Марина Михайловна,
старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 28
Приморского района Санкт-Петербурга
Актуальность: в связи с увеличением количества автомашин и ростомстарший воспитатель ГБДОУ детский сад № 28
Приморского района Санкт-Петербурга
интенсивности дорожного движения необходимо в каждом образовательном учреждении предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по
формированию у детей навыков правильного поведения на улицах.
Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Нет единой системы по обучению детей правилам дорожного движения, охватывающей все стороны деятельности детей. Для того чтобы разрешить сложившиеся противоречие, педагогическим
коллективом ГБДОУ разработана система по обучению воспитанников правилам дорожного движения «Азбука дорожного движения».
Цель системы: создание в ГДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения воспитанников правилам
дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на
улицах города.
Задачи:
Ø Создать в педагогическом коллективе атмосферы
значимости по проблеме «Предупреждение детского дорожно- транспортного травматизма».
Ø Повысить уровень профессиональной
компетентности педагогов.
Ø Формировать у детей практические навыки поведения
в различных ситуациях городского движения и соответствующую
модель поведения.
Ø Активизировать внимание родительской
общественности к решению задач по обучению детей дорожной
азбуке.
Ø Организовать развивающую предметно пространственную среду по проблеме.
Принципы организации образовательного процесса:
Последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка
опирается на уже освоенное в предыдущем.
Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и
самым реализовать стремление к познанию.
Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную,
поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной
позиции.
Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности,
реализующихся в образовательном процессе.
Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной
педагогической помощи детям в совершенствовании их личности,
способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих
раскрыть психофизические, личностные способности и возможности
воспитанников.
Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется
для работы в разных возрастных группах с усложнением соответствующим
возрастным особенностям детей.
Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях
образовательного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера
родителей.
Методы и технологии, применяемые с детьми:
- Интерактивный метод обучения.
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
- Личностно-ориентированная технология.
- Технология игрового обучения.
- Метод наблюдения и беседы.
- Обсуждение разных точек зрения.
- Решение проблемных задач семейного воспитания.
- Ролевое проигрывание ситуаций.
- Тренинговые игровые упражнения и задания.
- Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
- Обращение к опыту родителей.
I младшая группа
Задачи:
· Формировать первичные представления о машинах, улице,
дороге.
· Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.
II младшая группа
Задачи:
· Расширять ориентировку в окружающем пространстве.
Знакомить детей с правилами дорожного движения.
· Учить различать проезжую часть дороги, тротуар,
понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
· Формировать первичные представления о безопасном
поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).
· Знакомить с работой водителя.
Средняя группа
Задачи:
· Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в
помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
· Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
· Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.
· Знакомить с различными видами городского транспорта,
особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь»,
«Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус,
автобус).
· Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный
переход», «Остановка общественного транспорта».
· Формировать навыки культурного поведения в
общественном транспорте.
Старшая группа
Задачи:
· Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая
часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о
работе светофора.
· Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц
и улиц, на которых живут дети.
· Знакомить с правилами дорожного движения, правилами
передвижения пешеходов и велосипедистов.
· Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети»,
«Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход»,
«Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место
стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная
дорожка».
Подготовительная группа
Задачи:
· Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о
дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар»,
«проспект».
· Продолжать знакомить с дорожными знаками предупреждающими, запрещающими и информационно указательными.
· Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать
правила дорожного движения.
· Расширять представления детей о работе ГИБДД.
· Воспитывать культуру поведения на улице и в
общественном транспорте.
· Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей
к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из
дома в детский сад на схеме местности.
Направления работы сотрудников ГБДОУ:
1. Заведующий.
Распределение функциональных обязанностей между членами
коллектива;
Проведение инструктажей;
Решение финансовых вопросов (приобретение оборудования,
литературы, картин, игрушек и т.п.).
2. Старший воспитатель.
Определение места системы обучения дошкольников правилам
дорожного движения в общем образовательном пространстве
образовательного учреждения, его связи с другими направлениями.
Участие в разработке проектов и перспективных планов по обучению
детей ПДД и организации предметно-развивающей среды:
– уголки безопасности в группах;
– информационные стенды для родителей;
– площадка для практических занятий с детьми (на территории
детского сада).
3. Воспитатель:
Создание условий для обучения детей ПДД в группах:
– оформление уголков безопасности;
– подбор литературы, фотографий по ПДД;
– изготовление атрибутов к играм.
Взаимодействие с родителями.
4. Медицинский работник.
Участие в оценке образовательной работы в ДОУ с точки зрения
состояния здоровья детей.
5. Музыкальный руководитель.
Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД.
Подбор музыкальных произведений.
6. Инструктор по физической культуре:
Помощь в организации предметно-развивающей среды.
Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.
Проведение подвижных игр с детьми по ПДД
План работы
по профилактике дорожно-¬транспортного травматизма на 2021-2022 г.
Вид деятельности | Срок исполнения |
Ответственный |
1 | 2 | 3 |
1. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА | ||
1.1. Оформление выставки в методическом кабинете «В помощь воспитателю» – «Изучаем ПДД». | Сентябрь | Старший воспитатель |
1.2. Обобщение педагогического опыта работы по ПДД. Пополнение методического кабинета и групп методической, детской литературой и наглядными пособиями. |
В течение года |
Старший воспитатель, воспитатели |
1.3. Контроль за организацией работы с детьми по теме «Дорожная азбука». | Октябрь, январь, март |
Старший воспитатель |
1.4. Помощь педагогам в составлении планов работы с детьми и родителями по ПДД. | Сентябрь, январь, март |
Старший воспитатель |
1.5. Организация предметно-развивающей среды по ПДД: пополнение атрибутами Уголков безопасности в группах, «Автогородка»; методической и художественной литературой. | В течении года |
Старший воспитатель |
1.6. Инструктаж (график прилагается) | В течение года |
Старший воспитатель |
1.7. Обсуждение проблемы дорожно-транспортного травматизма на педагогическом совете | Февраль | Заведующий |
1.8 Конкурс детских работ на тему «На волне дорожной безопасности», | По плану округа: Ноябрь | Старший воспитатель, воспитатели групп |
1.9 Конкурс детского творчества «Дорога и мы» | По плану округа: декабрь | Старший воспитатель, воспитатели групп |
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА | ||
2.1. Утверждение плана работы по Профилактике дорожно- транспортного травматизма. |
август | Старший воспитатель |
2.2. Проведение общего родительского собрания «Основные направления работы ГБДОУ на 2021-2022 учебный год». |
сентябрь | Старший воспитатель |
2.3. Семинар «Построение образовательного процесса в ГБДОУ по обучению детей правилам дорожного движения» (образовательная работа с детьми, работа с родителями, развивающая среда, сотрудничество с организациями). |
сентябрь | Старший воспитатель |
2.4. Оформление уголков безопасности в группах. | Сентябрь | Воспитатели |
2.5. Участие в смотрах -конкурсах | В течении года | Воспитатели |
2.6. Выставки рисунков и поделок «Азбука дорожного движения». | Октябрь, январь, март |
Воспитатели |
2.7. Игра-тренинг «Привитие навыков безопасного поведения на улице». (Как использовать прогулку для привития ребенку навыков безопасного поведения на улице, отработка маршрута «Мой путь в детский сад»). |
февраль | Воспитатели, специалисты ГБДОУ |
2.8.Тематические вечера, Праздники по ПДД | 1 раз в месяц | Воспитатели, специалисты ГБДОУ |
2.9.День открытых дверей: – праздники с участием сотрудников ГИБДД, детей, родителей, педагогов «Праздник нашей улицы»; – выставка рисунков, поделок «Наш друг Светофор»; – выставка фотоматериалов детей и родителей «На улицах любимого города»; – открытые занятия. |
Март- май | Старший воспитатель, Воспитатели, специалисты ГБДОУ |
2.10. Сотрудничество ГБДОУ с культурными учреждениями (показ и привлечение детей ГБДОУ в театрализованных постановках по данной теме). |
В течении года | Старший воспитатель |
2.11. Консультация «Вы, дети, транспорт и дорога» (в преддверии лета). |
Апрель - май |
Старший воспитатель |
2.12. Итоговый педсовет. (Утверждение плана работы на летний – оздоровительный период по Профилактике дорожно- транспортного травматизма – как часть педсовета). |
май | Старший воспитатель |
2.13. Разработка проекта «Перекресток» для практического обучения дошкольников ПДД. | Декабрь-январь | Старший воспитатель |
3. РАБОТА С ДЕТЬМИ | ||
3.1. Неделя по «Обучению детей правилам дорожного движения» (занятия, целевые прогулки, экскурсии, игры) согласно тематическому планированию. |
1 раз в квартал |
Старший воспитатель |
3.2. Театрализованные представления, тематические вечера по ПДД (между тематическими неделями по ПДД). | 1 раз в квартал |
Старший воспитатель |
3.3. Просмотр видеоматериалов по ПДД (между тематическими неделями по ПДД). | Ноябрь, февраль, апрель |
Старший воспитатель |
3.4. Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые). | Ежемесячно | Воспитатели |
3.4. Работа с детьми по художественной литературе (чтение рассказов, заучивание стихотворений, сочинение сказок детьми по ПДД). |
ежемесячно | Воспитатели |
4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | ||
4.1 Реализация планов взаимодействия педагогов с родителями по Обучению детей правилам дорожного движения (см. планы). |
В течении года | Старший воспитатель Воспитатели |
Приложение № 1
Примерный перечень занятий в группах
Группа |
Занятия | ||
---|---|---|---|
Ознакомление с окружающим и развитие речи |
Изобразительная деятельность | Конструирование | |
Первая младшая |
1. Рассматривание игрушечного грузового автомобиля. 2. Рассматривание автобуса (картинка). 3. Рассматривание картины “Улица города” |
1. Рисование “Зебра на дороге”. 2. Лепка “Светофор”. 3. Рисование “Светофор” |
1. “Дорожки”. 2. “Вагончики”. 3. “Машина” |
Вторая младшая |
1. Рассматривание грузового автомобиля. 2. Рассматривание картины “Улица города” или подобная 3. Сравнение автобуса и автомобиля (игрушки). 4. Заучивание стихотворения Я. Пишумова “Машины”. 5. Заучивание отрывка из стихотворения А. Северного “Светофор” |
1. Рисование “Вагончики метро”, “Светофор”, “Колеса к вагончикам”, “Наша улица”. 2. Аппликация “Светофор”, “Автобус”. 3. Лепка “Светофор” (на силуэте), “Колеса большие и маленькие” |
1. “Дорожки”. 2. “Ворота широкие и узкие”. 3. “Улица” (дома и дороги) |
Средняя |
1. Рассматривание пассажирского и грузового транспорта. 2. Сравнение автобуса и троллейбуса. 3. Беседа с рассматриванием иллюстраций “На чем ездят люди”. 4. Беседа “Что я видел, когда шел в детский сад”. 5. «Какие бывают машины?” (беседа). 6. Заучивание стихотворения Р. Фархади “Светофор”. 7. Чтение рассказа И. Серякова “Улица, где все спешат” |
1. Аппликация “Грузовая машина”, “Автобус”. 2. Рисование “Грузовая машина”, “Машины на дороге” |
1. “Мост для транспорта”. 2. “Трамвайчик”. 3. “Автобус” (из бумаги) |
Старшая |
1. Рассматривание картины “Улица города”. 2. Беседа с решением проблемных ситуаций. 3. “Школа пешеходных наук” (итоговое комплексное занятие) |
1. Рисование “Улица города”, “Регулируемый перекресток”, “Дорожные знаки”, “Автобус с флажками едет по улице”. 2. Аппликация “На нашей улице”, “Какие бывают грузовые автомобили”, “Троллейбус” |
1. «Мосты для разного вида транспорта”. 2. “Светофор” (из бумаги). 3. “Улица города” (из строительного материала) |
Подготовительная |
1. Рассказ воспитателя “Служебный транспорт”. 2. Беседа по картине “Машины на мосту”. 3. Беседа “На чем люди ездили и ездят”. 4. Беседа “Улица города”. 5. Чтение рассказа Н. Носова “Автомобиль”. 6. Пересказ рассказа “Санки”. 7. “Правила дорожного движения” (итоговое комплексное занятие) |
1. Рисование “Служебные машины”, “Автобус и троллейбус”, “Мы едем в автобусе по городу”, “Нарисуй любой вид транспорта”. 2. Аппликация “Транспорт”, “Вырежи и наклей любой вид транспорта”, “Автобус и троллейбус”. 3. Коллективная работа “Улица, на которой стоит детский сад” (рисование и аппликация) |
1. “Наша улица”. 2. “Грузовые машины”. 3. “Станции метро” |
Приложение № 2
РЕКОМЕНДАЦИИ
к проведению целевых прогулок,
направленных на закрепление знаний ПДД
Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей Правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге. Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.
Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения.
Так, организуя целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в младшей группе, воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые автомобили, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.
Программа целевых прогулок по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в средней группе становится более широкой. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными Правилами дорожного движения, с понятиями: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”, «светофор» и т.д .
В старшей группе целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организуются несколько раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.
На целевых прогулках по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в подготовительной группе дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей о работе инспекторов ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны научиться ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
Примерная тематика целевых прогулок
Младшая- средняя группы:
• знакомство с дорогой;
• наблюдение за работой светофора;
• наблюдение за транспортом;
• пешеходный переход.
• знакомство с дорогой;
• сравнение легкового и грузового автомобилей;
• наблюдение за светофором;
• правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу.
Старшая- подготовительная к школе группы::
• элементы дороги;
• правила поведения на дороге;
• наблюдение за транспортом;
• прогулка пешехода;
• переход;
• перекресток;
• сигналы светофора;
• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
• прогулка к автобусной остановке, правила поведения на остановке.
• улицы и перекрестки;
• Правила дорожного движения;
• наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя;
• значение дорожных знаков;
• правила поведения на остановке и в общественном транспорте;
• пешеходный переход (подземный, надземный и наземный);
• пешеходный переход регулируемый и нерегулируемый;
Приложение № 3
План взаимодействия педагогов и родителей
Действия | Форма | Временные рамки |
Результат |
1.Выявление интересов, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности |
-Анкетирование №1 «Правила и безопасность дорожного движения». -Работа «Почтовых ящиков». |
Сентябрь В течение года |
Аналитический материал. Консультации, сообщения для родителей. |
2.Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми |
-Выставка рисунков, выполненных родителями и детьми «Азбука дорожного движения». -Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков» (ст., подг. гр). -Помощь родителей в оформлении предметно-развивающей среды. -Составление маршрута «Дорога в детский сад», «Дорога в школу». -Экскурсия по городу «Такие разные машины». -Итоговое занятие совместно детей, педагогов, инспектора ГИБДД «Чему мы научились за год». |
Октябрь- Май |
Выставка, фото. Видео, фотоматериал. Атрибуты к играм, обновление книжного уголка, организация перекрестка в «Автогородке». Схематические маршруты. Фото, видеоматериал. Фото, видеоматериал. |
3.Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Формирование у родителей практических навыков в воспитании детей. |
-Родительское собрание -Консультация «Правила дорожные знать каждому положено». -Консультация «Особенности безопасного поведения в зимний период». -Игра-тренинг «Привитие навыков безопасного поведения на улице». -Консультация на летний период «Вы, ребенок, транспорт и дорога». |
Сентябрь-май | Протокол родительского собрания Папка-передвижка. |
4.Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. |
-Всероссийская неделя безопасности «Внимание Дети» -Конкурс рисунков и плакатов «Наш друг Светофор». -Праздники по ПДД. - Выставка фотоматериалов детей и родителей «На улицах любимого Красноярска». - Выпуск брошюр по ПДД. |
Сентябрь- май | Выставки (плакаты, рисунки, фото, видео). Брошюры |