Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сюжетно-ролевые игры в детском саду

Егорова Елена Николаевна
 
Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее.
Фребель Фр., немецкий педагог
    Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, так же для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность,обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.
Игра – самоценная форма активности ребёнка дошкольного возраста.
Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника
тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет
эмоциональный мир ребёнка.
Игра – деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности.
В стародавние времена дети играли ничуть не меньше, чем сейчас. И даже больше. Обычные славянские игры для детей были не только способом времяпрепровождения, но и важной школой жизни. Играючи, детвора училась работать, подростки готовились к постижению ратной науки, ведению хозяйства. При этом развивались сила и ловкость, смышлёность и житейская сметка.
В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться – это успокоиться, перестать огорчаться, горевать. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее. Игра – это неотъемлемая часть детства. Вот почему, как взрослый человек обязан работать, так и ребенку необходимо играть.
Каждому возрасту соответствовали свои игры. Это было связано с тем, что всё обучение детей жизни происходило в игре.
Самым маленьким развивали простейшую мелкую моторику пальчиков. Как нельзя лучше подходили для этого: «Коза-рогатая», «Сорока-сорока», «Киселек».
Первыми героями мальчишеских игр становились животные: те, которые окружали малыша в домашнем хозяйстве, и те, которых следовало опасаться, если попадёшь в лес.
Девочки, едва подрастая сами, играли (и не только играли) в то, как они нянчатся и воспитывают своих младших сестёр и братьев. «Дочки-матери» и по сей день любимая забава будущих хозяек дома.
 Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
В  куклы –пеленашки играли наши предки. Тогда еще не было ни Барби, ни даже простых пупсов. Кукла делалась своими руками, отражала характер хозяйки, и была для нее бесценна. Для того чтобы сделать такую куклу, покупаются специальные, выструганные из дерева, основы. Они одеваются, иначе говоря, пеленаются, в несколько тряпочек: косынка, платье. И подпоясываются кушаком или просто веревочкой. Такую куклу можно переодевать, придумывать для нее интересные наряды.
Наших родителей игре никто не учил специально. Они, включались в компанию детей , сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.
Наши бабушки и дедушки, когда видят, что мы сидим у телевизора или
за компьютером, говорят, что у них в детстве ни компьютера, ни игровых
приставок не было. Мамы и папы говорят, что по телевизору любимой
передачей была программа «В гостях у сказки», которая шла только в
субботу. Все остальное свободное время они играли с друзьями, а то и всей улицей.
В наши дни мир игрушек настолько велик, что мы, дети, часто не знаем, что нам выбрать. Нам покупают яркие игрушки по мотивам диснеевских мультфильмов, кукол Барби.
Дети и подростки всё больше уходят от реальности, погружаясь в мир компьютерных игр. Это опасно тем, что дети, став взрослыми, не умеют общаться друг с другом. А трудности, которые они встречают в жизни, не знают, как преодолеть. Считается, что многие игры могут провоцировать человека на проявление агрессии, причем уже в реальной жизни, когда у игрока грань между настоящей жизнью и игрой несколько стирается и ребенок перестает понимать, что делать можно, исключительно в игре, а что – в реальности. Это не значит, что технические средства – это плохо. Если подходить к ним с умом, то можно широко использовать их развивающие возможности. Однако ими одними ограничиваться не стоит.
  Замечательный педагог и ученый Д.Б.Эльконин говорил: «…игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия…». Его слова сейчас приобретают особую актуальность. Наблюдая за играми  детей, мы замечаем, что они отражают современную действительность: играют не в « Магазин», а в « Супермаркет», не в «Парикмахерскую», а в «Салон красоты» и т. д.
Современная сюжетно-ролевая игра строится на сюжетах реальной жизни XXI века. Детское сознание впитывающее: в памяти откладываются места, которые посетил ребёнок, как в них принято вести себя взрослым, какие роли они выполняют в функционировании различных предприятий. Меняется мир взрослых, об устройстве современного общества и новых профессиях дети узнают в том числе из телевизионных передач. Расширяется тематика детских игр, появляются новые атрибуты.
  Детский сад и родители должны помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей, чтобы в дошкольном детстве ребенок использовать эти знания в игре, а в будущем он мог легко адаптироваться к действительности.
 Чем меньше впечатлений получает ребенок, тем беднее и однообразнее сюжеты его игр.
  Многие взрослые думают, что вся деятельность ребенка  в первые годы жизни заключается в том, что он ест, спит, бегает без толку, забавляется. Это представление  неверно. Дитя человеческое тем отличается от любого, даже самого смышленого детеныша животного, что оно рано начинает пытливо вглядываться во все его окружающее, прислушиваться. Оно рано начинает задумываться, задавать вопросы, требовать ответа или самому давать себе незатейливые ответы. Вокруг ребенка идет жизнь взрослых с ее суетой, сменой радости и печали, с ее трудом, заботами, успехами, неудачами. Эта жизнь в большей своей части непонятна ребенку, недоступна ему. А между тем и ребенок, как взрослый, стремится жить разнообразной жизнью, многое перечувствовать, многое самому пережить, о многом думать. И он не только стремится, но и может жить такой разнообразной жизнью. И только такая жизнь полна для ребенка, интересна, доставляет ему счастье, создает в нем радостное чувство наслаждения жизнью.
  Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода; ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной необходимости и потребности, что выражается уже самим словом.
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду,отражаются знания, впечатления, представления ребёнка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.
По мнению детских психологов и педагогов, интерес к сюжетно-ролевой игре возникает к трём годам. Это обусловлено тем, что в первые годы жизни ребёнок накапливает представления о мире, учится действиям с предметами, развивает координацию движений. Однако первоначальные элементы сюжетно-ролевой игры прослеживаются в самостоятельной деятельности детей 2–3 лет, когда малыши в действиях с игрушками воспроизводят увиденное в обыденной жизни.
В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению.Детская фантазия способна моделировать сотни вариантов своеобразных «театрализованных представлений», где каждый может примерить на себя понравившуюся роль, передать ее особенность и характер. Сюжетных игр очень много, их можно разделить на несколько групп.
  • Постановочные. В этой разновидности ребенок сам себе режиссер. Он придумывает себе сценарий и говорит от своего имени или от имени игрушки.
  • Общественные. Такие забавы являются полноценными, если у карапузов будут игрушки для таких игр. Например, чтобы играть в “больницу”, “транспорт”  будут необходимы соответствующие реквизиты.
  • Патриотические. В таких играх детки выступают в роли храбрых солдатов или известных космонавтов.
  • Отображение мультфильмов или сказок. Ребята представляют сказочного персонажа.
  • Бытовые. Детвора очень любит играть на домашние или семейные темы.   Своей игрой детки показывают отношения в своей семье.
Сюжетно-ролевая игра возникает на пороге третьего года жизни ребенка на основе предметных игр.
Основные этапы ее развития были выделены Д.Б. Элькониным.
  • Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременно. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.
  • Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия) Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре объединяются 2-3 человека.
  • Третий этап. Основное содержание игры - по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.
  • Четвертый этап. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним, и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время."
В игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников.
В любой ролевой игре дошкольников можно выделить структурные компоненты:
  • сюжет и содержание;
  • роли;
  • правила;
  • игровые действия;
  • набор используемых предметов.
Сюжет – это частичка реальной жизни. В дошкольном периоде он прогрессирует от бытовых до социальных, от коротких до развернутых, от непосредственно возникающих до планируемых. Сюжет игры старших дошкольников значительно наполняется в сравнении с младшим возрастом.
Содержание – выделение наиболее важных отношений в сюжете. Например, выбрав сюжет посещения магазина, дети могут обыгрывать взвешивание продуктов, или обслуживание кассиром, или же подбор предметов гардероба. В каждом из этих случаев содержание будет отличаться характером отношений между действующими лицами.
Роль – главная «нагрузка» ребенка в игре. Выбрав себе персонажа, дошкольник понимает, что нужно говорить и действовать не в соответствии со своим желанием, а с позиции роли.
Правила – основной регламент, которому нужно следовать, чтобы игра состоялась. Младшие дошкольники их легко нарушают, поэтому их игры непродолжительны и просты.
Используемые воспитателем приемы руководства играми детей могут быть условно разделены : приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
  1. Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
  2. Прямые приемы - непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).
  3. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Комплексный метод руководства игройвключает взаимосвязанные компоненты:
  • ознакомление с окружающим  в активной деятельности ребенка;
  • обучающие игры;
  • организацию предметно-игровой среды;
  • общение взрослого с детьми в процессе игры.
В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. Исследования, проведенные А.П. Усовой и ее учениками, выявили следующие уровни (этапы) становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства.
1. Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (ребенок отнимает игрушки, ломает постройки, мешает играющим детям). Главным образом такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют занять себя, не представляют последствий своих действий для других. Однако в последние годы возросло число детей с признаками агрессивного поведения, с тенденцией к разрушению. Поэтому и среди старших дошкольников встречаются дети первого уровня.
2. Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что ребенок сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, является предпосылкой для перехода к совместным играм.
3. Уровень игр рядом проявляется в том, что двое-трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня заключается в том, что у ребенка складывается понимание, как надо относиться к игре другого: нельзя мешать, следует обменяться игрушкой или уступить свою). На этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих, Например, педагог советует Коле, строящему дорожку, предложить Сереже покатать по ней свою машинку.
4. Уровень кратковременного общения, взаимодействия характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Он пытается договориться о предстоящей игре, вносит свои предложения, готов прислушаться к словам партнеров и подчиниться справедливому требованию. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие игрушки, предметы. Но замысел еще неустойчив, в ходе игры дети могут изменить его или забыть о нем. Кто-то может выйти из игры, что приведет к ее распаду, к конфликтам. Такое поведение свидетельствует об отсутствии умения организовать игру, спланировать ее. Но самое главное заключается в том, что дошкольники пока еще не чувствуют своей связи и зависимости в общей деятельности.
5. Уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. Ребенок, находящийся на этом уровне, обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Длительность взаимодействия связана с заинтересованностью в содержании игры. На этом этапе дети достаточно самостоятельны, могут придумать интересную сюжетно-ролевую игру, организовать ее и играть долго.
6. Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединенные дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.
Каждая игра ведётся по определённым
правилам. Эти правила диктуются содержанием игры, они всегда связаны с воспроизведением действительных отношений людей (продавца и покупателей, начальника строительства и рабочих, мамы и дочки и т.д.) Беря на себя роль, ребёнок значительно легче и успешнее подчиняется правилам,диктуемым этой ролью, чем тем же правилам вне игры.
Это происходит потому, что большинство правил в игре устанавливается самими детьми и выполнение их в доступной созданной ими игровой обстановке доставляет ребятам удовольствие.
Играя, ребёнок отождествляет себя с взрослым человеком, он действует, как врач, космонавт, строитель, при этом неукоснительно соблюдая все требования, связанные с ролью. Эти требования отвечают его интересам, вкусам, желаниям, становятся его собственными и сопровождаются неподдельными чувствами: радости, восхищения или, наоборот, искренней печали.
Подчинение игровым правилам обеспечивается не только внутренними побуждениями ребёнка, связанными с выполняемой ролью, но и контролем с другой стороны коллектива играющих: ведь каждый участник игры должен вести себя в соответствии с поведением того, кого он изображает, человека той или иной профессии, только тогда реализуются знания ребят и игра наполняется интересным содержанием.
Помимо игровых отношений в игре развиваются и реальные взаимоотношения. Дети временно могут выйти из роли, делая своим партнёрам по игре замечания, споря с ними по поводу выполнения роли, построения сюжета, подбора игрового материала и т. д. По ходу действия ребята оценивают выполнение роли своими товарищами. Эти реальные взаимоотношения могут быть дружескими, но могут создаваться и конфликтные ситуации в том случае, когда у ребёнка не развиты навыки самоорганизации.
Коллектив играющих имеет свои формы соподчинения и согласования действий, основывающихся на единстве игровых и реальных взаимоотношений, это позволяет воспитателю оказывать влияние на поведение детей.
Играя в коллективе, дошкольники не имеют пока устойчивых навыков и привычек коллективной деятельности. Только в процессе дальнейшего воспитания и обучения ребёнок овладевает такими навыками и становится
человеком, способным к коллективному творчеству.
Уровень развития взаимоотношений в игре детей старшей группы зависит от факторов, и прежде всего от тех условий в которых ребёнок находится не только в детском саду, но и дома , а также на улице.
По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определённого климата коллективных взаимоотношений в игре, можно выделить основные четыре подгруппы детей.
Первая подгруппа - дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний инициаторы игр.
Вторая подгруппа – дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений.
Третья подгруппа – дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры.
Четвёртая подгруппа – это дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний: эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу.
Чтобы возникла длительная сюжетно- ролевая игра,предполагающая устойчивую увлечённость детей её темой, игра, в процессе которой усложняются действия и отношения между участниками, необходимо воспитывать у них интерес к их обычным играм, помочь им получить радость, удовольствие от игры, пробудить стремление играть большим коллективом, сочетая свои интересы с интересами товарищей. Только когда повысится уровень обычных детских игр, т. е. обогатится их содержание и упорядочатся взаимоотношения играющих, можно переходить к постановке более сложных задач.
Важнейшей из них является воспитание у детей глубоких познавательных интересов путём всемерного расширения круга детских впечатлений и знаний об окружающей жизни и создания у ребёнка таких ярких образов, которые он стремится воплотить в игровом действии. Лишь раскрывая задачу в процессе детской деятельности сущность социальных взаимоотношений людей и создавая положительное эмоциональное отношение к знаниям о современности, можно решить задачу формирования у дошкольников более устойчивого и осознанного чувства коллективизма, более четких представлений о доброте, долге, ответственности, взаимопомощи, о хорошем и плохом поступке.
 Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Приемы руководства сюжетно ролевыми играми дошкольников традиционно делятся на прямые и косвенные.
-Косвенные приемы руководства.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игрового материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры. Сюда входят:
• наблюдения;
• целевые прогулки;
• экскурсии;
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• просмотр кино, видеофильмов;
• занятия (особенно речевые);
• рассматривание иллюстраций;
• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;
• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками);
• игры (конструктивные, дидактические, подвижные);
• изобразительная деятельность;
• игры-имитации;
• мнимые «телефонные разговоры»;
• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай»;
• «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом»).
Следующий прием косвенного руководства – внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры, с целью вызвать интерес (и игровой и познавательный) к новой теме или обогатить содержание уже бытующей.
Игрушки должны находиться в свободном пользовании детей. Обстановка в игровом уголке время от времени должна меняться, но с осторожностью, чтобы не навязывать игру вопреки желанию.
-Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру
  • ролевое участие в игре
  • показ образца игрового действия
  • беседа о содержании предстоящей игры
  • участие воспитателя в сговоре детей
  • предложение готового сюжета игры
  • помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов
  • разъяснение
  • предложение готовой темы игры
  • обучение ролевому поведению
Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает в них уверенность в своих силах. При непосредственном участии в играх, часто совсем не главную, эпизодическую роль занимает воспитатель. Но и в этой роли можно незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались.
Но,  что же,  нужно ребенку для того, чтобы он мог жить яркой, радостной, разнообразной жизнью? Что может пробудить дремлющие уже в ребенке различные чувства, дать толчок его мыслям, наполнить все его существование приятным, увлекательным содержанием? Ответ для нас ясен - игрушка. Игрушка дает ребенку возможность жить настоящей, интересной, полной жизнью. При помощи игрушек в сюжетно – ролевых играх он строит свой маленький мирок, свое царство, где он господин. Он такой же, как взрослые. мастер, инженер, шофер, строитель, врач. летчит, любящий, но строгий отец... 
Для сюжетно-ролевых игр необходимо купить ребенку игрушки, а какие именно давайте разбираться. Игрушки можно условно разделить на несколько групп.
  1. Семейство кукол (в них играют и девочки, и мальчики)Особенность ролевой игры с куклами в том, что благодаря куклам малыш сможет идентифицировать себя как человека, усвоит мир отношений между людьми и научится себя правильно вести в различных ситуациях.
  2. Кукольные аксессуары. В эту группу игрушек входят кукольные домики, одежда, посудка, телефон, часики, различные инструменты и многое другое. Такие аксессуары дают возможность для фантазии, попытке что-то переделать, придумать, а мелкие детальки помогут в развитии мелкой моторики.
  3. Фигурки различных животных. Игра с фигурками животных нравится многим малышам, ведь они смогут повторить в реальности сюжет какой-нибудь сказки, в которой главными героями выступают животные.
  4. Транспортные средства. Ассортимент транспортных средств велик - это и различные машинки, самолетики, вертолеты, корабли и многое другое. При выборе таких игрушек отдавайте предпочтение тем, в которые можно усадить водителя или что-либо нагружать, потому что возможность из машинки сделать ту, что отвечает сюжету игры, поможет в развитии творческих способностей, образного мышления и гибкости ума.
  5. Различные материалы для каких-либо сооружений.Не секрет что дети любят строить себе шалаши, домики, машины и тогда в ход идет домашняя мебель. Поэтому лучше приобрести для ребенка деревянный конструктор с крупными блоками. Сооружая конструкцию, ребенок будет развивать не только мелкую, но и крупную моторику, но и познакомится с пространственным представлением.
  6. Различные подручные средства. Иногда для придуманного сюжета увлекательной игры не нужны игрушки, достаточно иметь какие-нибудь цветные тряпочки, гладкие камушки, сосновые шишки или сухие веточки. Детская фантазия в состоянии превратить эти предметы в сказочные атрибуты.
  7. Пальчиковый театр. Для таких ролевых игр нужно приобретать специальные наборы, которые помогут ребенку разыгрывать настоящие представления.
  8. Игрушки, связанные с военной тематикой. Ни один мальчишка не откажется поиграть в "войнушку", тем более, когда у него целый арсенал оружия. В такой игре ребенок воплощает в реальность те бои и сражения, которые он видел в мультфильмах или кино. Такая игра позволяет ребенку выплеснуть агрессию, которая есть даже у самых маленьких.   Ролевые игры для детей представляют собой последний этап в развитии такой деятельности у детей – это подтверждается психологией становления личности. В возрасте до 6 лет они являются основным элементом своей деятельности.

В процессе роста кроха, его игры развиваются и совершенствуются. Итак, от простых и примитивных сюжетов мы очень быстро переходим к тем, которые охватывают практически все виды деятельности человека.
Психологи говорят, что именно ролевые игры играют важную роль в психологическом развитии любого ребенка, поэтому игнорировать их нельзя. К другим положительным моментам можно отнести следующие качества:

  • способность контролировать свои поведенческие навыки;
  • развитие произвольного внимания;
  • правильное формирование памяти;
  • формирование характера.
  • следить за своей импульсивностью и эмоциями;
Если в детские ролевые игры играть со сверстниками, у них также развиваются:
  • умение вести переговоры;
  • основы общения;
  • действовать как команда;
  • умение отстаивать свое мнение и вести переговоры в спорных ситуациях.
В процессе игры ребенок играет несколько ролей, которые могут охватывать различные стороны жизни человека, и при этом происходит активное развитие мыслительной деятельности.
Ролевые игры для детей становятся актуальными для детей с двухлетнего возраста. При этом ребенок начинает активно копировать поведение окружающих взрослых, пытается использовать предметы по прямому назначению или по их фиктивным правилам.
Чем полезны игры?
В игре ребенок использует для себя роль: реальный человек, определенную профессию, социальный статус, сказку или мультипликационный персонаж. Это позволяет ему взять на себя новую модель поведения, почувствовать эмоции героя, сыграть роль взрослого, специалиста. Параллельно разрабатываются:
• речь, словарный запас;
• творческое и творческое мышление;
• воображение, фантазия;
• интеллект;
• эмоциональное восприятие.
Игра имитирует определенный сюжет – ситуацию, в которой оказываются герои. Например, врач лечит пациента. При этом ребенок имитирует привычное ему по фильмам и реальной жизни поведение врача, а пациент пробует любую роль: от капризного ребенка до отважного героя. Чтобы получить больше удовольствия, вы можете заказать набор врача, с которым ролевая игра станет разнообразнее. Ребенок сможет измерить температуру, сделать операцию, послушать дыхание.
Когда характер ребенка находится в разных ситуациях, это формирует характеристики его личности. Вот почему иногда стоит присоединиться к этим играм взрослым.
Повествовательные игры необходимы для социального и личностного роста. В ходе различных ситуаций ребенок учится контролировать себя, свои эмоции, находить выходы из нетипичных или сложных ситуаций. Также он расширяет словарный запас, учится овладевать интонацией, становится более общительным, не боится выступать на публике. Что ему поможет, когда он станет школьником.
Организация сюжетно-ролевых игр начинается с подготовки атрибутов и игрушек. Для младших дошкольников предметы для конкретных игр подбирает воспитатель и располагает их в игровой зоне в свободном доступе, что стимулирует интерес к развёртыванию самостоятельной деятельности. Для детей 4–7 лет атрибуты хранятся в игровой зоне в секциях/коробках по темам («Посуда», «Инструменты», «Медицина»). Ребята старших групп с удовольствием изготавливают материалы для игр своими руками: мечи из картона, продукты из пластилина, нарисованные картинки заменители.
При подготовке и проведении сюжетно ролевой игры воспитатель знакомится с перспективным планом развития и обогащения игровой деятельности, выявляет личных интересы детей и способность самостоятельного продумывания сюжета. С учётом полученных данных он приступает к организации сюжетно-ролевой игры в группе.
Выбор темы игры, составление примерного плана игры с возможными вариантами сюжета.
Подготовка игровой среды: предметы мебели, игровые атрибуты и заменители, детали костюмов, материалы для самостоятельного изготовления предметов по замыслу.
Создание мотивации и начало игры:
воспитатель создаёт игровую или проблемную ситуацию («Ребята, Чебурашка никогда не был в цирке, покажем ему представление?», «Жители острова Чунга-Чанга приглашают нас в гости!», «У кукол скопилось много грязной одежды, устроим для них прачечную!»);
проведение краткой беседы по теме игры («Какие номера исполняют в цирке?», «Что необходимо для морского путешествия?», «Какие бытовые приборы есть в прачечной?»);
руководство к игре (для младших дошкольников — прямое, для ребят постарше — косвенное): распределение ролей, обозначение примерного сюжета;
Поддержание игровой ситуации: контроль за эмоциональным состоянием всех участников игры, подсказки для обогащения сюжета, подбадривание;
Завершение игры: анализ исполненных ролей, воплощения сюжетной задумки, похвала в инициативности и проявлении фантазии.
Сюжетно-ролевые игры обычно проводятся между занятиями и в свободное время во второй половине дне. Можно провести игру во время прогулки.
Часто сюжетно-ролевые игры включаются в структуру речевых и творческих занятий. Роль воспитателя заключается в проговаривании условий и плана игры и в контроле за действиями детей, поскольку игра в этом случае является инструментом обучения.
Сюжетно-ролевая игра выступает как средство развития речи. На речевом занятии дети изучают наглядные материалы по названной теме, беседуют с воспитателем, узнают новые слова и поясняют их значение. Воспитатель предлагает погрузить в тему и поиграть, активно используя в диалогах новые слова.
Грамотная организация игровой деятельности в детском саду способствует развитию личностных качеств воспитанников. В сюжетно-ролевых играх дети расширяют представления о взаимоотношениях взрослых, формируют первичные профессиональные компетенции, проникаются уважением к труду человека. Дети проявляют инициативность в разработке сюжетов на повседневные и фантастические темы, раскрывают творческий потенциал, перевоплощаясь в назначенную роль.
Список используемой литературы
  1. Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с
  2. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
  3. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971.
  4. Юнг К. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995.
  5. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. //Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.
  6. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс, 2008

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»