Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Воспитательное значение народного творчества,
художественных произведений в формировании
природоведческих знаний, экологической культуры
дошкольника, формирование нравственно-
патриотических ценностей

(из опыта работы)
Моцукова Алла Михайловна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 55
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

  Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великийрусский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область
народного духа».
   Одно из значимых средств в воспитании детей является художественная литература и фольклор в самых разнообразных формах – сказках, рассказах, стихах, потешках, колыбельных песенках, загадках, пословицах, поговорках, считалках.
 Отбирая литературу для детей , я стараюсь  учитывать , что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка, прежде всего зависит от его художественной ценности.
Такие нравственные категории, как добро и зло, труд и лень, хорошо и плохо, можно и нельзя, дают конечно народные сказки, в том числе и о животных. Эти сказки показывают:
-как дружба помогает победить зло («Теремок», «Зимовье зверей» и др.);
-как добрые и миролюбивые побеждают «царевна-лягушка», «Севка-Бурка»);
-что зло наказуемо: («Волк и семеро козлят»).
-после чтения обсуждаем с детьми прочитанное: о чем говорится в сказке, кто главный герой, действия героя, какие они по характеру. Спрашиваем, хотели ли дети быть похожими на героев и почему, дети высказывают свою точку зрения.
  Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства: поучение, которое заключается в них, легко воспринимается и запоминается детьми и их можно использовать в любой ситуации. Например, пословицу «Поспешишь-людей насмешишь» мы используем, когда собираемся на прогулку, и некоторые дети одеваются быстро и неправильно, а для медленных – «семеро одного не ждут». Во время прогулок пословицы помогают детям лучше понять различные явления, события (книжка «Весна красна цветами» - о временах года). В беседе о дружбе, о дружеских взаимоотношениях применяем такие: «нет друга-ищи, нашел-береги» и другие.
Знакомства с потешками я начинаю с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о её особенностях. Объясняю детям значение новых слов, услышанных в потешке.
Еще один вид детского фольклора, который я использую в своей практике, это считалки, скороговорки. С помощью считалок распределяю роль для ведущего в игре или очереди  начала игрового действия. С помощью считалок закрепляем счет.
   Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать(колыбельные песни) . Они погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, их поют ласковым, нежным голоском:
Уж ты, Петя-петушок, Золотой гребешок,
Маслена головушка, Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,
Маше спать не даешь?
Ты тогда Машу буди, когда солнышко взойдет,
Когда солнышко взойдет, роса наземь упадет
Для того, чтобы легче и быстрее дети запоминали колыбельные песенки. их нужно обыгрывать, т.е. включать те персонажи, о которых говорится в песенке . Запомнив колыбельную, дети легко переносят песенку в повседневную игру («Семья». «Детский сад». «Дочки – матери».
 Малые формы фольклора мы  также используем  и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться после сна, стараемся  сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называем предметы одежды, обуви и читаю соответствующую потешку.
Приучая детей мыть руки, лицо, стараюсь  вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю такими  потешками как:
Водичка, водичка,
Умой мое личико …
Чистая водичка,
Умоет Саше личико
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
Все это помогает  малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.
  Загадки - это полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки можно так: на стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку:
Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
Голос мой визглив и звонок,
Я веселый…

        (Поросенок)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…

        (Воробей)
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый…

        (Гусь)
….. Дети быстро отгадывают, т.к. загадываемый предмет перед глазами. Дети могут сами попытаться загадать - придумать загадку об игрушке.
Мы начинать занятие по изо - деятельности загадкой, а дети отгадывают, что они будут рисовать или лепить. Используются загадки и на прогулке: «Бел, да не сахар, Ног нет, а идет!» и т.д.
 Родовые корни детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром.   Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через заклички, познакомить их с могучей силой природы, учим радоваться и солнцу, и дождю и радуге:
А ты радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не давай дождя.
Давай нам солнышка - колоколнышка!
   Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой.
  Огромную любовь проявляют дети к сказкам. Используя их в своей работе, помогаю понять детям примеры истинного поведения человека. Дети с удовольствием слушают сказки, рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют их.
  Также приобщаю детей к экологической культуре.  Необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Именно в дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы.  
   Целью экологического воспитания в своей работе с детьми  является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.
  Ухаживая за комнатными растениями, дети получают практический опыт приобщения к природной среде. Усвоение начальных знаний о потребностях растений и условиях, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей, позволяет оценить внешние признаки растений — показатели его благополучия. Наблюдая за состоянием растения, дошкольник как бы ему «сочувствует» и старается помочь. Такая работа формирует заботливое и бережное отношение детей к природе.
   Вместе с детьми выполнили мероприятия:
«Огород на окошке» является неотъемлемой частью формирования эко культуры. Дети посадили семена укропа и петрушки, полили. Также посадили головки репчатого лука. Целью является формирование умение детей ухаживать за растениями. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
«Покормите птиц зимой».  В течение всей зимы во время прогулок мы с детьми подкармливали птиц на нашем участке, цель акции привлечь внимание детей к судьбе пернатых друзей, помочь зимующим птицам пережить холодный период. Такая работа является прекрасной возможностью проявить сочувствие и доброту.
Детско-родительский конкурс поделок из природного материала на тему ««Что нам осень принесла»» проведен с целью привлечение родителей воспитанников к совместной с детьми творческой деятельности по изготовлению композиций из природного материала. Расширение представлений у детей о дарах природы и возможности их использования в художественно-эстетическом направлении развития.
    Для решения задач по экологическому воспитанию детей большую роль отводят чтению природоведческой литературы. Используем рассказы таких писателей, как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ф.Тютчев, А. Фет, А. Маяковский, В. Бианки и другие
Список литературы:
- Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н. Прохоровой), – М.: АРКТИ, 2004;
- Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2006;
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»