Детское экспериментирование
Урсатий Екатерина Вячеславовна
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.
Конфуций
Конфуций
В условиях модернизации дошкольного образования особое значение приобретают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возвратами и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно–образное мышление, а экспериментирование соответствует возрастным особенностям детей. В дошкольном возрасте он–ведущий, а в первые три года–практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Использование метода экспериментирования в образовательной деятельности, как метода интегративного обучения дошкольников позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, потребность в получении новых знаний и новой информации, развить творческие способности, умение применять полученные знания на практике.
Целью моей работы является – создать условия для развития познавательной активности детей, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Цель определила следующие задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- развивать связную речь, побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью – доказательством;
- обеспечить переход от предметно-практического действия к образно – символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию.
Процесс познания осуществляется на протяжении всей жизни человека. Однако периоду дошкольного детства в нем отводится особое место. В этом возрасте формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы; происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности.
Были созданы условия для формирования познавательной активности детей:
-организация ППРС: созданы картотеки экспериментов, лаборатория экспериментирования, пополнена библиотека энциклопедической литературой;
-привлечение родителей: в проектную деятельность, выполнение опытов дома.
Технологию детского экспериментирования использую, как способ организации педагогического процесса, основанную на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.
Важнейшая особенность экспериментирования состоит в том, что в процессе осуществления эксперимента или опыта человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Сегодня детское экспериментирование в работе дошкольного педагога приобретает особое значение, поскольку отвечает одной из важнейших задач ФГОС ДО - создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Детское экспериментирование способствует полноценному проживанию дошкольного детства, позволяет индивидуализировать педагогический процесс, погружает ребенка в атмосферу творчества, самостоятельности и инициативы. Рассмотрим технологию экспериментирования через призму образовательных областей ФГОС ДО:
Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов.
Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом.
Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.
Эта деятельность не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте.
Для достижения новых целей, поставленных самим ребенком, требуются в ряде случаев новые способы преобразований объекта. Их поиск идет путем опробования старых способов, их комбинирования, перестройки, поэтому пробы и ошибки - обязательный и важнейший компонент детского экспериментирования. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Ребенок приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; анализировать объект или явление; выделять существенные признаки и связи; сопоставлять различные факты; выдвигать гипотезы и предположения; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически». Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.
Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, отсутствием методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-экспериментирования с различными материалами. Эту работу мы начали с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по данной проблеме. В группе создан уголок экспериментирования. Было разработано перспективное планирование.
На первом этапе работы с детьми уточнялись представления детей о свойствах, качествах материалов, мы знакомили детей с некоторыми явлениями и объектами неживой и живой природы, дошкольники включались в преобразование проблемных ситуаций, стимулировался их интерес к экспериментированию, все проводимые наблюдения фиксировались в Картах индивидуального развития ребенка. При взаимодействии с ребенком выстраивался следующим образом: знания не сообщались в готовом виде, а оказывалась помощь ребенку в получении их самостоятельно. Поставив небольшой опыт, малыш продумывал этапы его проведения, и вместе с ним осуществлялись необходимые действия. Постепенно начинали привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем на одуванчик?». В средней группе на 4-м и 5-м году жизни детей обогащала опыт детей по познанию окружающего мира. На этом этапе шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.
Нами использовались следующие проблемные ситуации: «Узнаем, какая вода?», «Куда делась вода?», «Откуда берётся вода?», «Какие свойства?», «Чтобы увидеть воздух его надо поймать» и др.
Во время совместного экспериментирования с детьми ставила цель, совместно с ними определяла этапы работы, вместе делали выводы. В ходе деятельности оказывалась помощь детям выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы: Что мы делали? Что мы получили? Почему? фиксировали предположения детей и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем мы думали? Что получилось? Почему? Ребята учились находить сходство и различие между объектами. По окончанию экспериментов обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему эксперимента, которая включалась в состав картотеки детских экспериментов.
В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу.
Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности (например, способность увеличительного стекла "увеличивать и «уменьшать» предметы и т. д.). Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие (замораживали воду в холодильнике, клали лед на батарею и т.п.), что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Провели опыты с растениями: «В каких условиях лучше растет лук» «Проращивание семян в воде и без нее» и др.
По результатам проделанной работы можно сделать вывод: экспериментально-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, помогает ребенку:
-экспериментировать, синтезировать полученные знания;
-выстраивать отношение между воспитателем, родителями, детьми группы на основе партнерства;
-развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки.
-поднимает самооценку.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно–образное мышление, а экспериментирование соответствует возрастным особенностям детей. В дошкольном возрасте он–ведущий, а в первые три года–практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Использование метода экспериментирования в образовательной деятельности, как метода интегративного обучения дошкольников позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, потребность в получении новых знаний и новой информации, развить творческие способности, умение применять полученные знания на практике.
Целью моей работы является – создать условия для развития познавательной активности детей, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Цель определила следующие задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- развивать связную речь, побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью – доказательством;
- обеспечить переход от предметно-практического действия к образно – символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию.
Процесс познания осуществляется на протяжении всей жизни человека. Однако периоду дошкольного детства в нем отводится особое место. В этом возрасте формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы; происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности.
Были созданы условия для формирования познавательной активности детей:
-организация ППРС: созданы картотеки экспериментов, лаборатория экспериментирования, пополнена библиотека энциклопедической литературой;
-привлечение родителей: в проектную деятельность, выполнение опытов дома.
Технологию детского экспериментирования использую, как способ организации педагогического процесса, основанную на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.
Важнейшая особенность экспериментирования состоит в том, что в процессе осуществления эксперимента или опыта человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Сегодня детское экспериментирование в работе дошкольного педагога приобретает особое значение, поскольку отвечает одной из важнейших задач ФГОС ДО - создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Детское экспериментирование способствует полноценному проживанию дошкольного детства, позволяет индивидуализировать педагогический процесс, погружает ребенка в атмосферу творчества, самостоятельности и инициативы. Рассмотрим технологию экспериментирования через призму образовательных областей ФГОС ДО:
Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов.
Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом.
Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.
Эта деятельность не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте.
Для достижения новых целей, поставленных самим ребенком, требуются в ряде случаев новые способы преобразований объекта. Их поиск идет путем опробования старых способов, их комбинирования, перестройки, поэтому пробы и ошибки - обязательный и важнейший компонент детского экспериментирования. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Ребенок приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; анализировать объект или явление; выделять существенные признаки и связи; сопоставлять различные факты; выдвигать гипотезы и предположения; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически». Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.
Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, отсутствием методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-экспериментирования с различными материалами. Эту работу мы начали с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по данной проблеме. В группе создан уголок экспериментирования. Было разработано перспективное планирование.
На первом этапе работы с детьми уточнялись представления детей о свойствах, качествах материалов, мы знакомили детей с некоторыми явлениями и объектами неживой и живой природы, дошкольники включались в преобразование проблемных ситуаций, стимулировался их интерес к экспериментированию, все проводимые наблюдения фиксировались в Картах индивидуального развития ребенка. При взаимодействии с ребенком выстраивался следующим образом: знания не сообщались в готовом виде, а оказывалась помощь ребенку в получении их самостоятельно. Поставив небольшой опыт, малыш продумывал этапы его проведения, и вместе с ним осуществлялись необходимые действия. Постепенно начинали привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем на одуванчик?». В средней группе на 4-м и 5-м году жизни детей обогащала опыт детей по познанию окружающего мира. На этом этапе шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.
Нами использовались следующие проблемные ситуации: «Узнаем, какая вода?», «Куда делась вода?», «Откуда берётся вода?», «Какие свойства?», «Чтобы увидеть воздух его надо поймать» и др.
Во время совместного экспериментирования с детьми ставила цель, совместно с ними определяла этапы работы, вместе делали выводы. В ходе деятельности оказывалась помощь детям выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы: Что мы делали? Что мы получили? Почему? фиксировали предположения детей и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем мы думали? Что получилось? Почему? Ребята учились находить сходство и различие между объектами. По окончанию экспериментов обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему эксперимента, которая включалась в состав картотеки детских экспериментов.
В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу.
Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности (например, способность увеличительного стекла "увеличивать и «уменьшать» предметы и т. д.). Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие (замораживали воду в холодильнике, клали лед на батарею и т.п.), что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Провели опыты с растениями: «В каких условиях лучше растет лук» «Проращивание семян в воде и без нее» и др.
По результатам проделанной работы можно сделать вывод: экспериментально-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, помогает ребенку:
-экспериментировать, синтезировать полученные знания;
-выстраивать отношение между воспитателем, родителями, детьми группы на основе партнерства;
-развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки.
-поднимает самооценку.
Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой познавательного развития ребенка. Целенаправленная педагогическая работа с включением современных педагогических технологий дает дошкольникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению, а родителям быть активными участниками образовательного процесса. Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности.
Наблюдения за детьми показали, что вовлечение детей в экспериментальную деятельность способствует формированию умений и навыков, связанных с культурой устной речи, умений и навыков работы с различными информационными источниками, развитию мыслительных процессов, самостоятельности. Внедрение метода детского экспериментирования способствует формированию познавательной инициативы-любознательности. Дети стали активными, любознательными, общительными, дружелюбными.
Таким образом, созданные условия и использование педагогических технологий, применение различных форм и методов работы с детьми, участие в экспериментальной деятельности способствовали развитию у воспитанников любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске интересующей их информации, творческих способностей.
Дети стали задавать больше вопросов, касающихся предметов и явлений (как? почему? зачем?), проявлять интерес к познавательной литературе; пытаться делать что-либо по графическим схемам (лепить, конструировать), начали развиваться способности к рассуждению.
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их познавательную активность в опытно-экспериментальную деятельность мы способствуем познанию окружающего мира, осознанию его многообразия и помогаем определению собственного места в нем.